Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4 Рынок, его структура и функции




Институциональные основы рыночной экономики. Сущность рынка, его функции. Структура рынка.

Рыночный механизм. Спрос, предложение, цена. Эластичность спроса и предложения. Конкуренция, ее формы, методы, социально-экономические последствия. Сущность монополии. Монополия и конкуренция. Антимонопольная политика государства. Возможности и ограниченности рынка. Государство в рыночной экономике. Рыночная инфраструктура, ее роль в регулировании экономических процессов.

Литература

1.Видяпин, В.И. Экономическая теория: учеб. / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 714с.

2.Камаев, В.Д. Экономическая теория: учеб. пособие / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус , 2012. - 384 с.

3.Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. А.В.Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2012. – 832 с.

4.Политическая экономия (экономическая теория): учеб. / под ред. В.Д. Руднева. – М.: Дашков и Ко, 2013. - 856 с.

5.Салихов, Б.В. Экономическая теория: учеб. / Б.В. Салихов. – М.: Дашков и Ко, 2014. - 723 с.

6.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686c.

Контрольные задания

4.1. Дайте критическую оценку такого утверждения: Рынок – это место (рыночная площадь), где осуществляется покупка или продажа товаров”.

4.2. Что такое "невидимая рука" в экономическом анализе?

а) стремление максимизировать прибыль;

б) малозаметная роль государства в экономике;

в) научно-техническая революция;

г) рыночное регулирование.

4.3. Чисто рыночный механизм эффективно обеспечивает:

а) производство частных благ;

б) производство общественных благ;

в) сохранение окружающей среды;

г) перераспределение национального дохода.

4.4. Какой признак лежит в основе деления рынка на разные типы?

а) вид продукции, что реализуется на рынке;

б) назначение продукции, реализуемой на рынке;

в) уровень конкурентной среды, сложившейся на рынке.

4.5. Что является важнейшей движущей силой развития рынка и организованной на его принципах экономики?

а) решения органов государственной власти;

б) взаимодействие противоречивых интересов рыночных субъектов;

в) степень свободы действий рыночных субъектов.

4.6. Каким образом рынок решает главные вопросы экономики: что, как, для кого производить?

4.7. Многообразие форм собственности в условиях рынка может быть объяснено тем, что:

а) конкуренция требует большого количества рыночных субъектов;

б) рынок не может существовать без частной собственности;

в) рыночные отношения требуют наличия коллективной собственности;

г) государственной собственности должна противостоять частной.

4.8. Объясните, что означает понятие “свободный рынок”. Кому предоставляется при этом преимущество производителю или потребителю?

4.9. Через какие причины характер рынка и рыночный механизм в разных странах имеют значительные отличия? В чем они заключаются?

4.10. От чего больше выигрывают потребители – от монополии или от конкуренции? Ответ аргументируйте.

4.11. Для совершенной конкуренции характерны:

а) подобные товары;

б) много производителей, действующих независимо;

в) невозможность контролировать рыночную цену со стороны любого производителя;

г) трудности входа новых производителей на рынок со своими товарами.

4.12. Какие основные методы конкурентной борьбы между товаропроизводителями в условиях свободной конкуренции?

4.13. Охарактеризуйте негативные и позитивные последствия конкурентной борьбы. Какие функции выполняет конкуренция в экономике?

4.14. Производитель направляет свои усилия на снижение издержек производства. Какой метод конкуренции он использует? А если он повышает качество продукции?

4.15. Спрос - это:

а) потребность, которую желает удовлетворить экономический субъект;

б) деньги, которые экономический субъект готов заплатить за определенный товар;

в) планы покупателя по приобретению определенного товара в определенном количестве;

г) количество товара, которое может быть куплено при тех или иных ценах за его единицу.

4.16. Если спрос уменьшается, кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево;

б) по часовой стрелке;

в) вверх и вправо;

г) против часовой стрелки.

4.17. Почему кривая спроса имеет отрицательный наклон?

4.18. Изменение какого фактора не вызывает сдвиг кривой спроса:

а) вкусы и предпочтения потребителей;

б) размер и распределение национального дохода;

в) цена товара;

г) количество или возраст потребителей.

4.19. На приусадебном участке Вы вырастили 800 кг картофеля и поместили его в погреб для потребления вашей семьей зимой. Как этот урожай картофеля повлиял на объем рыночного предложения картофеля?

4.20. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и влево;

б) кривую спроса вниз и вправо;

в) кривую предложения вниз и вправо;

г) кривую предложения вверх и влево.

4.21. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется в:

а) росте предложения;

б) снижении предложения;

в) росте объема предложения;

г) снижении объема предложения.

4.22. В таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

Цена (долл. за банку) Спрос (млн. банок на год) Предложение (млн. банок в год)
8 70 10
16 60 30
24 50 50
32 40 70
40 30 90

Выполните следующие задания:

а) по данным таблицы изобразите кривую спроса и предложения;

б) если рыночная цена за банку фасоли равна 10 долл., что характерно для данного рынка - дефицит или избыток;

в) увеличение потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Какими будут равновесная цена и объем производства?

4.23. Определит цену рыночного равновесия:

Цена, ден. ед. 2 4 6 8 10
Объем спроса, шт. 30 24 18 12 6
Объем предложения, шт. 5 10 20 26 34

Теперь предположим, что цена снизилась на 30%, спрос увеличился на 20%, а предложение сократилось на 20%. Как изменилась рыночная ситуация? Задание выполните графически.

4.24. Спрос и предложение на товар характеризуется следующими уравнениями: QD = 2500 – 200 P; QS = 1000 + 100P (где Q – количество товара, P – цена товара).

А) определить параметры равновесия на рынке этого товара;

Б) государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 ден. ед. За один товар. Охарактеризуйте последствия такого решения.

4.25. Если уменьшение цены на 10% приведет к повышению величины спроса на 16%, то такой спрос:

а) неэластичен;

б) единичной эластичности;

в) эластичный;

г) абсолютно эластичный.

4.26. Цена товара снизилась со 100 до 90 ден. ед., благодаря чему объем спроса вырос с 50 до 90 шт. Мы можем сделать вывод, что спрос на товар:

а) снизился;

б) имеет единичную эластичность;

в) неэластичен;

г) эластичный.

4.27. Определите эластичность спроса и предложения, используя данные, которые содержатся в приведенной ниже таблице:

Коэффициент эластичности предложения Объем предложения, тыс. ед. Цена продукции ден. ед. Объем спроса, тыс. ед. Общая выручка тыс. ден.ед. Коэффициент эластичности спроса
  56 20 20    
  45 18 26    
  34 16 34    
  26 14 44    
  22 12 50    

4.28. Тарифы на все виды городского транспорта были повышены в десять раз. Количество людей, пользующихся этими видами транспорта, уменьшилась на 10%. Какова будет эластичность спроса на этот транспорт?

4.29. Алена всегда покупает на завтрак сосиски. Ольга считает, что утром лучше употреблять что-нибудь из молочных продуктов. Чей спрос на продукты питания будет более эластичный?

4.30. Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности, если известно, что снижение цены на масло на 10% обусловило снижение спроса на маргарин на 15%. Как Вы можете охарактеризовать названные товары, как субституты или комплементарные блага?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...