![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4 Рынок, его структура и функции
Институциональные основы рыночной экономики. Сущность рынка, его функции. Структура рынка. Рыночный механизм. Спрос, предложение, цена. Эластичность спроса и предложения. Конкуренция, ее формы, методы, социально-экономические последствия. Сущность монополии. Монополия и конкуренция. Антимонопольная политика государства. Возможности и ограниченности рынка. Государство в рыночной экономике. Рыночная инфраструктура, ее роль в регулировании экономических процессов. Литература 1.Видяпин, В.И. Экономическая теория: учеб. / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 714с. 2.Камаев, В.Д. Экономическая теория: учеб. пособие / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус , 2012. - 384 с. 3.Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. А.В.Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2012. – 832 с. 4.Политическая экономия (экономическая теория): учеб. / под ред. В.Д. Руднева. – М.: Дашков и Ко, 2013. - 856 с. 5.Салихов, Б.В. Экономическая теория: учеб. / Б.В. Салихов. – М.: Дашков и Ко, 2014. - 723 с. 6.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686c. Контрольные задания 4.1. Дайте критическую оценку такого утверждения: Рынок – это место (рыночная площадь), где осуществляется покупка или продажа товаров”. 4.2. Что такое "невидимая рука" в экономическом анализе? а) стремление максимизировать прибыль; б) малозаметная роль государства в экономике; в) научно-техническая революция; г) рыночное регулирование. 4.3. Чисто рыночный механизм эффективно обеспечивает: а) производство частных благ; б) производство общественных благ; в) сохранение окружающей среды; г) перераспределение национального дохода. 4.4. Какой признак лежит в основе деления рынка на разные типы? а) вид продукции, что реализуется на рынке; б) назначение продукции, реализуемой на рынке; в) уровень конкурентной среды, сложившейся на рынке. 4.5. Что является важнейшей движущей силой развития рынка и организованной на его принципах экономики? а) решения органов государственной власти; б) взаимодействие противоречивых интересов рыночных субъектов; в) степень свободы действий рыночных субъектов. 4.6. Каким образом рынок решает главные вопросы экономики: что, как, для кого производить? 4.7. Многообразие форм собственности в условиях рынка может быть объяснено тем, что: а) конкуренция требует большого количества рыночных субъектов; б) рынок не может существовать без частной собственности; в) рыночные отношения требуют наличия коллективной собственности; г) государственной собственности должна противостоять частной. 4.8. Объясните, что означает понятие “свободный рынок”. Кому предоставляется при этом преимущество производителю или потребителю? 4.9. Через какие причины характер рынка и рыночный механизм в разных странах имеют значительные отличия? В чем они заключаются? 4.10. От чего больше выигрывают потребители – от монополии или от конкуренции? Ответ аргументируйте. 4.11. Для совершенной конкуренции характерны: а) подобные товары; б) много производителей, действующих независимо; в) невозможность контролировать рыночную цену со стороны любого производителя; г) трудности входа новых производителей на рынок со своими товарами. 4.12. Какие основные методы конкурентной борьбы между товаропроизводителями в условиях свободной конкуренции? 4.13. Охарактеризуйте негативные и позитивные последствия конкурентной борьбы. Какие функции выполняет конкуренция в экономике? 4.14. Производитель направляет свои усилия на снижение издержек производства. Какой метод конкуренции он использует? А если он повышает качество продукции? 4.15. Спрос - это: а) потребность, которую желает удовлетворить экономический субъект; б) деньги, которые экономический субъект готов заплатить за определенный товар; в) планы покупателя по приобретению определенного товара в определенном количестве; г) количество товара, которое может быть куплено при тех или иных ценах за его единицу. 4.16. Если спрос уменьшается, кривая спроса сдвигается: а) вниз и влево; б) по часовой стрелке; в) вверх и вправо; г) против часовой стрелки. 4.17. Почему кривая спроса имеет отрицательный наклон? 4.18. Изменение какого фактора не вызывает сдвиг кривой спроса: а) вкусы и предпочтения потребителей; б) размер и распределение национального дохода; в) цена товара; г) количество или возраст потребителей. 4.19. На приусадебном участке Вы вырастили 800 кг картофеля и поместили его в погреб для потребления вашей семьей зимой. Как этот урожай картофеля повлиял на объем рыночного предложения картофеля? 4.20. Совершенствование технологии сдвигает: а) кривую спроса вверх и влево; б) кривую спроса вниз и вправо; в) кривую предложения вниз и вправо; г) кривую предложения вверх и влево. 4.21. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется в: а) росте предложения; б) снижении предложения; в) росте объема предложения; г) снижении объема предложения. 4.22. В таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:
Выполните следующие задания: а) по данным таблицы изобразите кривую спроса и предложения; б) если рыночная цена за банку фасоли равна 10 долл., что характерно для данного рынка - дефицит или избыток; в) увеличение потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Какими будут равновесная цена и объем производства? 4.23. Определит цену рыночного равновесия:
Теперь предположим, что цена снизилась на 30%, спрос увеличился на 20%, а предложение сократилось на 20%. Как изменилась рыночная ситуация? Задание выполните графически. 4.24. Спрос и предложение на товар характеризуется следующими уравнениями: QD = 2500 – 200 P; QS = 1000 + 100P (где Q – количество товара, P – цена товара). А) определить параметры равновесия на рынке этого товара; Б) государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 ден. ед. За один товар. Охарактеризуйте последствия такого решения. 4.25. Если уменьшение цены на 10% приведет к повышению величины спроса на 16%, то такой спрос: а) неэластичен; б) единичной эластичности; в) эластичный; г) абсолютно эластичный. 4.26. Цена товара снизилась со 100 до 90 ден. ед., благодаря чему объем спроса вырос с 50 до 90 шт. Мы можем сделать вывод, что спрос на товар: а) снизился; б) имеет единичную эластичность; в) неэластичен; г) эластичный. 4.27. Определите эластичность спроса и предложения, используя данные, которые содержатся в приведенной ниже таблице:
4.28. Тарифы на все виды городского транспорта были повышены в десять раз. Количество людей, пользующихся этими видами транспорта, уменьшилась на 10%. Какова будет эластичность спроса на этот транспорт? 4.29. Алена всегда покупает на завтрак сосиски. Ольга считает, что утром лучше употреблять что-нибудь из молочных продуктов. Чей спрос на продукты питания будет более эластичный? 4.30. Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности, если известно, что снижение цены на масло на 10% обусловило снижение спроса на маргарин на 15%. Как Вы можете охарактеризовать названные товары, как субституты или комплементарные блага?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |