Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники права социального обеспечения и проблема кодификации законодательства о социальном обеспечении




Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников ПСО:

а) Конституция РФ

б) международные акты: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция «О правах ребенка»;

в) Федеральные законы: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ»

г) подзаконные акты: 1) Указы Президента РФ: 2) постановления Правительства РФ: 3) иные нормативные акты

Необходимость кодификации российского законодательства о социальном обеспечении обосновывается юридической наукой с 70-х гг. ХХ века. На рубеже веков был принят ряд рамочных федеральных законов кодификационного типа, составляющих в настоящее время основу правового регулирования в данной сфере. Однако для системного развития законодательства о социальном обеспечении этого явно недостаточно и подготовка отраслевого кодифицированного акта продолжает оставаться одной из главных проблем российского права.

Понятие многоуровневости правового регулирования отношений по социальному обеспечению

Многоуровневость правового регулирования отношений по социальному обеспечению в России достаточно специфична, что диктуется дуализмом государственных уровней (федеральный и региональный).

Правовая основа оказания социально-обеспечительной помощи на федеральном и региональном уровнях заложена в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой координация вопросов социального обеспечения относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящий момент на федеральном уровне действует большое количество нормативных правовых актов по основным направлениям оказания социально-обеспечительной помощи – предоставление пособий, предметов первой необходимости, компенсаций, услуг и льгот. Соответствующая нормативная база деятельности по оказанию гражданам комплексной социально-обеспечительной поддержки постепенно создается и на региональном уровне. При этом региональная система нормативных правовых актов в этой области основывается как на Конституции РФ, так и нормах Уставов (Конституций) самих субъектов Федерации.

Следует также выделить еще один уровень осуществления социально-обеспечительных мероприятий - местный, ограниченный пределами муниципального образования. Большинство актов органов местного самоуправления в области социально-обеспечительной помощи так или иначе направлены на реализацию положений, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней. В то же время муниципальные органы власти нередко проявляют нормотворческую самостоятельность и автономно принимают акты, предусматривающие предоставление «новых» видов социально-обеспечительной помощи с автоматическим их финансированием за счет собственных средств.

В юридической литературе широкое распространение получила точка зрения о регулировании социально-обеспечительных отношений на локальном уровне - отдельной организации, правовой основой такого регулирования выступают положения различных локальных нормативных актов, преимущественно нормативных положений коллективных договоров, в которых устанавливаются дополнительные (к государственным и муниципальным) социально-обеспечительные гарантии, предоставляемые за счет средств фондов работодателя.

9. Международно-правовые стандарты социального обеспечения.

Международно-правовое регулирование СО выражается в разработке международных стандартов в области СО, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

МПР СО основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, МПР СО достигается путем заключения Россией дву- и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Основополагающими международными актами (стандартами) в сфере СО являются:

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 года, Конвенция «О правах ребенка» 1989 года, Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована РФ в 1998 г.), Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.), Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952), Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967), Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952), Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 года; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 года; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27.03.1996, Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11.04.1994) и пр.

Разграничение полномочий по правовому регулированию отношений в сфере социального обеспечения между федеральными и региональными органами государственной власти. Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению.

Правовая основа оказания социально-обеспечительной помощи на федеральном и региональном уровнях заложена в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой координация вопросов социального обеспечения относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящий момент на федеральном уровне действует большое количество нормативных правовых актов по основным направлениям оказания социально-обеспечительной помощи – предоставление пособий, предметов первой необходимости, компенсаций, услуг и льгот. Соответствующая нормативная база деятельности по оказанию гражданам комплексной социально-обеспечительной поддержки постепенно создается и на региональном уровне. При этом региональная система нормативных правовых актов в этой области основывается как на Конституции РФ, так и нормах Уставов (Конституций) самих субъектов Федерации.

Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению ограничено пределами муниципального образования. Большинство актов органов местного самоуправления в области социально-обеспечительной помощи так или иначе направлены на реализацию положений, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней. В то же время муниципальные органы власти нередко проявляют нормотворческую самостоятельность и автономно принимают акты, предусматривающие предоставление «новых» видов социально-обеспечительной помощи с автоматическим их финансированием за счет собственных средств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...