Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Государственная политика в области СМИ. (2 часа).




Занятие проходит в виде дискуссии на тему «Доступ к информации: фактические возможности граждан и прессы».

Тема 4. Свобода информации (2 часа).

Занятие проходит в виде дискуссии на тему Доступ к информации: фактические возможности граждан и прессы».

Тема 5. Лицензирование и регулирование телерадиовещания. (2 часа).

Занятие проходит в виде обсуждения сообщений по данной тематике.

     Тема 6. Деятельность СМИ в предвыборный период. (4 часа).

Студенты разбирают роль СМИ в предвыборных кампаниях. Готовятся сообщения на тему «Избирательное право и законодательство о СМИ». Приглашается специалист из и избирательной комиссии, он дает комментарий и отвечает на вопросы студентов. Втрое занятии проходит в форме своеобразной пресс-конференции.

Тема 7. Интеллектуальная собственность. (2 часа).

На занятии разбираются отличия физической собственности от интеллектуальной собственности, авторское право. Предлагается дискуссия на тему «Имущественные и неимущественные права авторов».

Тема 8. Регулирование рекламы. (2 часа).

Современные СМИ рассматриваются с точки зрения расходов и доходов в их бюджете, особое внимание уделяется месту в нем рекламы. Последняя оценивается по целому ряду параметров (размещение, объемы, формы, расценки и т.д.).

Дополнительно дается характеристика изданий собственно рекламных и информационно-рекламных, а также образцов деловой прессы. Поощряются опыты интервью с руководящими редакционными работниками на тему: «Экономическая база и экономические проблемы Вашего СМИ, источники финансирования и способы самофинансирования». Выступления по данной и предыдущей теме оформляются студентами в виде письменных работ и сдаются для проверки преподавателю.

Тема 9. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции. (2 часа).

Занятие проходит в виде обсуждения. Каждый студент приносит материал на данную тему. Цель выявить понимание стандартов морали и распространения сообщений и материалов «неприличного» и «непристойного».

Тема 10. Интернет, новые СМИ и их правовое регулирование. (2 часа).

На занятии обсуждаются вопросы правового регулирования Интернета и новых СМИ. Необходимо подобрать примеры из местных СМИ и дать правовую и этическую оценку. Каждый обязан проанализировать какой-либо сайт, твиттер-аккаунт какого-либо известного деятеля.

Тема 11. Защита чести, достоинства и деловой репутации. (6 часов).

Студенты должны подобрать примеры судебной практики по этой теме. Занятие проходит в форме «круглого стола».

Тема 12. Неприкосновенность частной жизни. (2 часа).

Рассматриваются  гарантии неприкосновенности частной жизни, персональные данные, открытые сведения о доходах и имуществе государственных служащих. Каждому дается задание: сформулировать обстоятельства, позволяющие журналистам использовать срытую запись. Кроме того, студент должен подобрать пример судебной практики по этой теме.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Основные источники законодательства о СМИ.

2. История принятия Закона РФ «О средствах массовой информации».

3. Понятие учредителя. Учреждение и регистрация СМИ.

4. Редакционный устав, содержание и процедура принятия.

5. Злоупотребление свободой массовой информации.

6. Государственная политика в области СМИ.

7. Доступ к информации: фактические возможности граждан и прессы.

8. Государственная тайна.

9. Гласность судопроизводства, исключения из этого принципа.

10. Реклама и ее место в системе СМИ.

11. Виды ответственности за непредоставление информации.

12. Профессиональная тайна.

13. Ограничения на деятельность журналистов в ходе вооруженных конфликтов и при чрезвычайном положении.

14. Лицензирование и регулирование телерадиовещания.

15. Деятельность СМИ в предвыборный период.

16. Интеллектуальная собственность.

17. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции.

18. Интернет, новые СМИ и их правовое регулирование.

19. Неприкосновенность частной жизни.

20. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ СТУДЕНТУ

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КУРСА

ГЛОССАРИЙ

г

Главный редактор - лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

и

Издатель -издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

Информационные потребности − необходимость получения сведений в какой-либо сфере.

Информационный рынок − товарное обращение, экономическая конкуренция СМИ.

Информирование −оповещение людей о чем-то новом.

к

Коммерциализация прессы − процесс превращения самих СМИ и их продукции в товар.

Конкуренция СМИ −борьба за достижение лучших результатов на информационном рынке.

м

Массовая информация − предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

о

Общественное мнение − коллективные реакции на события большого числа людей.

Организация − продуманное устройство, внутренний порядок.

Отражение −воспроизведение чего-либо.

п

Периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

Просвещение − распространение знаний.

р

Радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Распространитель - лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Расходы и доходы редакции − затраты и прибыль СМИ.

Редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Реклама −информация о свойствах товаров и услуг, которую распространяют для создания на них активного спроса.

с

Средство массовой информации -периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Специализированное средство массовой информации - такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила.

 

ф

Факторы СМИ −внешние силы и обстоятельства, влияющие на характер журналистики.

Функция −назначение, роль, обязанность.

ц

Цензура −надзор за произведениями искусства и текстами СМИ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В течение семестров и непосредственно перед экзаменом для всех студентов проводится ряд общих консультаций по курсу. На них высказываются методические рекомендации о том, в каких последовательности и формах следует работать, изучая «Правовые основы журналистики», а также даются разъяснения по наиболее сложным вопросам.

Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, и иностранные учащиеся имеют, помимо того, возможности дополнительной подготовки. На индивидуальных занятиях, проводимых в форме собеседований (с использованием контрольных вопросов и тестов, перечень которых можно найти ниже), преподаватель способен вносить конкретные коррективы в обучение каждого и одновременно осуществлять контроль над усвоением основных положений курса. Тематически индивидуальные занятия сосредоточены на наиболее существенных вопросах курса.

В зависимости от особенностей конкретной аудитории и реальных возможностей почасовой работы преподавателя круг обсуждаемых проблем может увеличиваться, либо, наоборот, сокращаться.

 

                             ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля подготовки студентов по курсу «Правовые основы журналистики» является экзамен. Главные критерии оценки на нем:

- мера владения всей совокупностью проблем и закономерностей;

- степень усвоения основных категорий и факторов законодательства о СМИ;

- четкость формулировок и грамотность аргументации;

- свобода в иллюстрировании понятий конкретным (прежде всего – современным) материалом.

 Основной разновидностью промежуточной проверки понимания терминологии и проблем считается межсессионная аттестация, которая проводится в середине семестров. В процессе аттестации учащиеся, которые пропускали практические занятия или недостаточно активно работали на них, отчитываются по соответствующим темам и участвуют в собеседовании по отдельным разделам дисциплины. Свои знания можно предварительно проверить по «Вопросам для самоконтроля и собеседования», и «Контрольным тестам». Подобные вопросы и тесты, а также терминологические диктанты адресуются и всем остальным студентам. Диктанты проводятся во время консультаций и также являются формой промежуточной аттестации. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...