Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Решения Конституционного Суда РФ: виды и требования к их форме и содержанию.




Конституционный Суд РФ принимает два вида решений: 1) итоговые решения и 2) иные решения. К итоговым относятся те, в которых Конституционный Суд РФ формулирует свои выводы по итогам разбирательства конкретного дела. В них суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. Иные: в них Конституционный Суд РФ констатирует обстоятельства и определяет последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а к организации работы суда в целом или проведению его заседаний.

Итоговые решения по результатам разбирательства дела о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных правовых актов (ст. 125 Конституции РФ), о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений – выходят под названием постановление. В случаях, когда осуществляется проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, - выносится заключение.

Основные правила формирования этих документов:

+ постановления и заключения принимаются в закрытых совещаниях. При этом, каждому судье предоставляется не ограниченное количество выступлений;

+ голосование проводится открыто- путем большинства голосов судей, принимавших участие в судебном разбирательстве.

Если судья не согласен с решением, он вправе изложить свое особое мнение и оно публикуется вместе с решением, либо свое несогласие.

Решение подписывается всеми участвующими в голосовании судьями. Совещание протоколируется, протокол подписывают все судьи, участвующие в голосовании. Сам протокол оглашению не подлежит.

Требования к форме и содержанию решений:

- обязательно должны быть отражены: сведения о месте, дате принятия решения, лице или органе, проявившему инициативу и поставившем соответствующий вопрос, о нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, об аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения;

- доводы в пользу принятого решения;

при необходимости доводы, опровергающие утверждения сторон;

- ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд.

Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ: они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Закона « О Конституционном Суде РФ»-1994 г.).

  При этом, юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Требования к заключению:

- запрос может исходить только от Государственной Думы,

- к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседании, тексты всех связанных с этим документов;

- заключение Верховного Суда РФ по этому вопросу.

Иные решения по организации работы Конституционного Суда РФ принимаются в виде определений.

В сфере уголовного судопроизводства решения Конституционного Суда РФ имеют важное значение:

признание положений обжалуемых законов несоответствующими Конституции РФ служит основанием для пересмотра дел лиц, обратившихся в Конституционный Суд РФ с жалобой на суды общей юрисдикции или соответствующие органы;

усиление гарантий прав обвиняемого на предварительном расследовании;

идет разрушение системы устоявшихся положений УПК, сдерживающих уголовное судопроизводство, через толкование норм уголовного процесса;

решения суда дают возможность показать бессмысленность отдельных норм УПК и требовать их исключения;

его решения ставят заслон оспариванию требований УПК по формальным соображениям и т.д.

Таким образом, постановления Конституционного Суда РФ являются окончательными, общеобязательными, действуют непосредственно и вступают в силу с момента провозглашения, фактически имеют силу нормативного акта.

41. Компетенция руководителей Конституционного Суда РФ.

 

Права судьи Конституционного Суда РФ:

+ вправе предварительно знакомиться со всеми материалами,

+ задавать вопросы сторонам, экспертам, свидетелям,

+ излагать свою позицию,

+ имеет право решающего голоса. От участия в заседании он может быть освобожден в случаях, четко указанных в законе.

Участники (стороны: заявители (органы, лица), органы и лица, издавшие акт). Они имеют право отстаивать свою позицию.

В судебных заседаниях могут участвовать первые лица государства.

Председательствующий во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; представляет слово судьям и участникам процесса. Может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо лишать слова.

Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего (по решению суда) – подвергаются штрафу до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда.

  Председатель Конституционного Суда РФ должен:

+ руководить подготовкой пленарных заседаний, созывать их и председательствовать на них;

+ вносить на обсуждение вопросы, которые должны рассматриваться и разрешаться в Пленарных заседаниях и заседаниях палат;

+ представлять Конституционный Суд в отношениях с государственными и общественными органами, а также по уполномочию суда выступать с заявлением от его имени;

+ осуществлять общее руководство аппаратом суда, представлять на утверждение пленарного заседания суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб суда, а также Положение о Секретариате и штатное расписание;

+ осуществлять другие полномочия в соответствии с законом «О Конституционном Суде РФ» и его Регламентом.

Судья-секретарь суда несет ответственность за надлежащее решение ряда вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности суда в целом, а именно:

+ непосредственно руководит работой аппарата суда;

+ обеспечивает подготовку и проведение заседаний суда в организационном порядке;

+ доводит до сведения органов, организаций и лиц принятые решения и информирует суд об их исполнении;

+ организует информационное обеспечение судей;

+ выполняет другую работу по внутренней деятельности суда.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение суда.

Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений суда. В его состав входят отделы, сектора, группы. Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются на пленарном заседании по представлению Председателя суда. Председатель суда руководит работой секретариата и судьей-секретарем.

В составе аппарата Конституционного Суда РФ впервые был возрожден институт судебных приставов, на которых возлагается поддержание порядка в заседаниях суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей, обязательны.

При Конституционном Суде РФ образуется научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается судом. Основная задача данного совета - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом и дача рекомендаций.

Конституционный Суд РФ издает «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения, принимаемые этим судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.

42) Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ.

Решение подписывается всеми участвующими в голосовании судьями. Совещание протоколируется, протокол подписывают все судьи, участвующие в голосовании. Сам протокол оглашению не подлежит.

Требования к форме и содержанию решений:

- обязательно должны быть отражены: сведения о месте, дате принятия решения, лице или органе, проявившему инициативу и поставившем соответствующий вопрос, о нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, об аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения;

- доводы в пользу принятого решения;

при необходимости доводы, опровергающие утверждения сторон;

- ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...