Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальное / групповое анкетирование.




При индивидуальном анкетировании опрашиваемый также самостоятельно заполняет анкету, ассистент-исследователь лишь сидит рядом. Он следит за тем, чтобы анкета не осталась незаполненной, это предупреждает искажение выборки из-за пробелов в анкете. Кроме того, он может следить за тем, чтобы опрашиваемый самостоятельно заполнял анкету, не советуясь с членами семьи, чтобы опрашиваемый отвечал на все вопросы по порядку, не читая сначала всю анкету.

В ходе группового анкетирования раздают анкеты всем, находящимся в одном помещении. Анкета заполняется в присутствии руководителя исследования или технического ассистента. Этот последний находится здесь ддя решения чисто технических вопросов, а заботится о том, чтобы каждый участник самостоятельно заполнял анкету, не советуясь с другими.

Непосредственное анкетирование / почтовый опрос.

Почтовый опрос заключается в том, что рассылают анкеты — или с почтой, вкладывая их в газеты, или печатая в газетах, или с помощью рассыльных разбрасывают по почтовым ящикам, или в магазинах дают их клиентам с просьбой заполнить и отослать обратно.

Этот вид письменного опроса имеет один существенный недостаток: как показывает опыт, большая часть разосланных анкет остается без ответа. У многих адресатов отсутствуют мотивы, побуждающие их взять на себя труд заполнить анкеты. Круг лиц, которые отсылают обратно эти анкеты, уже не является репрезентативным. Те, кто почему-либо заинтересован темой, у кого много времени и желания писать, отвечают на анкеты быстрее, чем остальные.

Способы повышения возврата анкет:

- почтовое уведомление об опросе за 3-4 дня;

- напоминание через 2-3 недели, что анкета была послана;

- вознаграждение (например, календарь).

Помимо трудностей получения репрезентативной выборки, следует также учитывать в этом типе опросов другие недостатки: опрашиваемый может советоваться с членами семьи или со знакомыми, прежде чем заполнять анкету, так что ответы нельзя уже считать принадлежащими только выбранному лицу. Опрашиваемый во многих случаях читает анкету до конца и только потом переходит к ответу на отдельные вопросы, так что доследующие вопросы влияют на ответы предыдущих вопросов и психологическая структура анкеты сводится на нет. Кроме того, у опрашиваемого есть время долго думать над каждым ответом: ответы даются не стихийно. Опасность сознательных искажений и влияние тактических соображений при ответах на вопросы серьезнее при заполнении анкеты, чем при контактном устном интервью.

II. Структура анкеты

1. Мотивационная часть: обращение, определение цели исследования, мотивация участия, гарантия анонимности, апелляция к самооценке

2. Конструирование шкал

Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Типы шкал Название шкал
Номинальные шкалы Простая номинальная шкала (шкала наименований) Порядковая шкала (пункты можно упорядочить по типу «больше» - «меньше») (шкала Лайкерта, ранжирование, «термометр»).
Метрические шкалы Шкала интервалов (фиксируется размер интервала) (шкала Терстоуна)

Конструирование шкал:

· качественная классификация объектов (типы ценностных ориентаций);

· определение того, обладают ли свойства непрерывной или прерывной протяженностью;

· установление индикаторов свойств объекта;

· определение того, все ли единицы укладываются в ранжированный ряд.

3. Вопросы.

Порядок вопросов возможен такой же, как в формализованном интервью.

Специальные методики:

· Открытые, закрытые и полузакрытые вопросы;

· Проективные ситуации;

· Семантический дифференциал: Ч.Осгуд, 20 пар терминов по 3 факторам – отношение, сила, активность. Итоговые шкалы: жестокий - добрый, кривой – прямой, мужской - женский, разболтанный - пунктуальный, активный - пассивный, вкусный -безвкусный, неудачный – удачный, твердый – мягкий, умный – глупый, новый – старый, хороший – плохой, слабый – сильный, важный – не имеющий значения, острый – круглый, хладнокровный – восторженный, ложный – правдивый, бесцветный – красочный, обычный – необычный, красивый – безобразный, медленный – быстрый.

· Шкала Терстоуна состоит из ряда утверждений, с которыми респондент должен согласиться или не согласиться, выбрав один из двух вариантов ответов – “да” или “нет”. Все утверждения имеют разный вес, то есть ответы на них вносят разный вклад в принятие респондентом той точки зрения, которая интересует исследователя. Поэтому разным утверждениям приписываются разные баллы: чем выше балл, тем больше значимость ответа на данный вопрос для аттитюда в социальной установки в целом. После заполнения опросника суммируются баллы тех утверждений, с которыми респондент согласился.

Составление шкалы Терстоуна предполагает ее стандартизацию на большом количестве респондентов и последующее неоднократное использование:

- отбор высказываний, например из СМИ;

- оценка экспертами по соответствию проблеме (например, благоприятности отношения к смертной казни);

- отбор суждений, получивших наиболее согласованные оценки;

- определение балла высказывания (медиана от рангов принятых суждений).

· Шкала Лайкерта;

· «Термометр»;

· Незаконченные предложения;

· Ассоциации;

· Ранжирование. Несмотря на кажущуюся простоту составления и обработки методики ранжирования, она является одной из самых трудоемких для заполнения и требует подробной инструкции, в которой описана последовательность шагов, необходимых для выполнения задания. Если в исследовании респонденты должны, не повторяясь, проранжировать по серьезности 20 преступлений, то инструкция будет выглядеть примерно следующим образом: “Проранжируйте указанные ниже преступления по серьезности. Для этого выберите то преступление, которое Вы считаете наиболее серьезным. Поставьте напротив него цифру “1”. После этого из оставшихся преступлений вновь выберите то, которое Вы считаете самым серьезным и поставьте напротив него цифру “2”. Таким же образом оцените все оставшиеся преступления («3», «4», «5» и т.д.). Напротив наименее серьезного преступления поставьте цифру “20”. Не используйте один и тот же ранг для оценки двух и более преступлений. Обязательно оцените серьезность каждого из преступлений”.

· Атрибуция черт из списка.

· Выбор одного суждения из группы – одна из наименее часто используемых методик. Она заключается в следующем: респонденту предъявляется ряд утверждений, из которых он должен выбрать то, с которым согласен. Если он согласен с несколькими из них, то он должен выбрать то, с которым согласен в наибольшей степени. Если он не согласен ни с одним из утверждений, то он выбирает то, с которым не согласен в наименьшей степени. Проблема заполнения данной методики состоит в том, что выбранные утверждения не являются альтернативными ответами на один и тот же вопрос. Они относятся к разным объектам и, на первый взгляд, никак не связаны друг с другом, например,

“а. Предательство и обман – главные средства прокуроров;

б. При рассмотрении уголовного дела необходимо, чтобы подсудимый занял место свидетеля;

в. Слишком часто члены групп меньшинства не получают справедливого суда”.

Из трех указанных утверждений респондент должен выбрать только одно.

Несмотря на сложность заполнения этой методики, она имеет одно достоинство, которое заключается в том, что респондент не может выбрать из представленных утверждений наиболее социально-желательное. Поскольку содержание разных утверждений касается разных проблем, респондент не видит перед собой спектра мнений по каждой из них, что и затрудняет оценку социальной желательности каждого из утверждений. Хаотичность выбора утверждений только кажущаяся: каждое утверждение соотносится с одним из типов личности, диагностика которых и входит в задачу данной методики.

· Картинки с человечками, которые озвучивают разные точки зрения. Респондент должен выбрать ту, которая больше всего похожа на его собственную.

3. Паспортичка










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...