Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формализованное (демоскопическое) / неформализованное




Часть первая. ИНТЕРВЬЮ

 

I. Типы интервью

Формализованное (демоскопическое) / неформализованное

Формализованное интервью Неформализованное интервью

Характер работы интервьюера

Представляет собой набор рутинных действий, характер которых четко зафиксирован в опроснике. Процедуры составления вопросников, сбора и анализа результатов очень тщательно разработаны. Нейтральность интервьюера. Более разнообразна, более сложна, ее невозможно представить в виде определенного набора рутинных действий. При проведении неформализованного интервью ведущий опрос обладает большой свободой как в формулировании конкретных вопросов, так и в формировании общей направленности беседы. При этом интервьюер в значительной мере исходит из имеющегося у него общего взгляда на тему исследования и знания проблемы, что определяет его заинтересованность в получении определенной информации

Необходимость опросника

Опросник используется обязательно Опросник может не использоваться

Структура опросника

Структурная единица опросника – вопрос или блок вопросов   Структурная единица опросника – тема в виде вопросов или повествовательных предложений. Ряд вопросов формулируется уже в ходе интервью. Чем больше тем, тем меньше степень раскрытия каждой из них.
Вопросы, касающиеся разных тем, должны чередоваться. Это делается для того, чтобы избежать «вопросов, изменяющих образ мыслей».  Для демонстрации логической связности исследования практикуется использование специальных фраз, обозначающих переход с темы на тему: «Теперь о другом». Должна соблюдаться логическая стройность опроса: сначала обсуждается одна тема, потом другая и т.д.    

Возможность разъяснения непонятных вопросов

Отсутствует приспособление к словарному запасу респондентов Возможно приспособление к словарному запасу респондентов
Не даются объяснения тем респондентам, которые отвечают на вопросы, исходя из неверных представлений о явлении Даются объяснения тем респондентам, которые отвечают на вопросы, исходя из неверных представлений о явлении
Используются в основном вопросы с вариантами ответов Часто используются открытые вопросы

Условия составления опросника

Требует от исследователя предварительной постановки всех вопросов и тем, которые будут затронуты в исследовании. Не требует от исследователя предварительной постановки всех вопросов и тем, которые будут затронуты в исследовании.
Необходимо проведение пилотажного исследования для изучения качества поставленных в опроснике вопросов. Пилотаж вопросов может проводиться прямо по ходу исследования.

Воспроизводимость результатов исследования

Предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента.     Ответы всех респондентов должны быть сопоставимы и поддаваться классификации.     Результаты исследования могут быть воспроизведены.    Не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом. Таким образом, результаты, полученные от разных респондентов, несопоставимы. Результаты исследования не всегда могут быть воспроизведены.

Причины выявленных различий между респондентами

Различия и сходство в ответах отражают действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Различие и сходство информации, полученной от разных респондентов, может быть связано с различием задаваемых вопросов.

Зависимость информации от предположений исследователя

Полученная информация зависит от характера предположений, которые заранее были у исследователя и на основе которых он сформулировал свои вопросы. Полученная информация слабо зависит от характера предположений, которые заранее были у исследователя и на основе которых он сформулировал свои вопросы.

Место в программе исследования

Используется в ходе основного этапа исследования В пилотажном исследовании: · способствует достижению интуитивного понимания вопроса или проблемы, а также обнаружению новых областей исследования; · для вычленения значимых компонентов вопроса или проблемы, на основе которых будет сформирована структура будущего вопросника. · для изучения словаря респондентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, которые оказывают респонденты при тех или иных вопросах. В ходе основного исследования: · когда нет возможности провести формализованное исследование; · нет необходимости в сравнении множества ответов или их суммирования по определенной выборке; · для объяснения неожиданных результатов количественных исследований.

 

2. Направленное и ненаправленное интервью. Классификация близка к разделению формализованного и неформализованного интервью, но не повторяет ее. При проведении направленного интервью ведущий опрос решает, какие вопросы будут заданы, какие темы освещены, какой будет последовательность тем и вопросов, а также планирует всю процедуру в целом. При ненаправленном интервью все или почти все из этих решений принимает сам респондент. Таким образом, ненаправленное интервью всегда является неформализованным, в то время как направленное может быть и формализованным и неформализованным.

3. Интервью с точной и с неточной формулировкой вопроса. Первый тип характеризуется тем, что интервьюер задает вопросы так, как они записаны, и в том порядке, в каком они записаны. Это не тождественно процедуре формализованного интервью, поскольку закрытия в вопросах могут отсутствовать, а ответы респондентов могут быть сложными и пространными. В интервью с неточной формулировкой вопросы формулируются по усмотрению интервьюера, который приспосабливает их к каждому респонденту в зависимости от хода беседы. Вместо опросников в интервью этого типа часто используется перечень информации, которую надо получить от каждого респондента.

4. Индивидуальное(с одним респондентом)/ диадическое (групповое) (с парой или большим количеством респондентов)

Существуют, как минимум, две крупные категории проблем, для исследования которых метод диадического интервью может быть выбран в качестве наиболее подходящего.

(a) Изучение интимных вопросов, в том числе связанных с полом. Многие исследователи считают, что в диадическом интервью сохраняют свое действие свойственные группам раскрепощающие факторы, а сдерживающие ослабевают благодаря повышению «интимности» беседы. Ослаблению сдерживающих факторов способствует малое число собеседников, а также ограниченное и специально оформленное пространство, включающее неяркое освещение, удобные кресла, соответствующий интерьер и т.п. Индивидуальные интервью, проводимые в сходной обстановке, создают меньший раскрепощающий эффект в связи с неравенством ролей интервьюера и респондента.

(b) Изучение разногласий противостоящих друг другу позиций. Групповое интервью непригодно для изучения существенных разногласий, равно как и для углубленного изучения их причин. Метод диадического интервью предоставляет для этого гораздо больше возможностей, хотя острых идейных и эмоциональных разногласий следует, конечно, избегать. Типичными проблемами, для которых диадическое интервью является наиболее подходящим, является изучение разногласий между покупателем и продавцом, между должностными лицами (например, менеджером по сбыту и менеджером по производству), в какой-то мере — между людьми, придерживающимися разных мировоззрений.

5. Мягкий и жесткий стили ведения интервью. В «жестком» стиле ведения интервьюеру разрешается грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление и т. д. Этот метод ведения интервью во многом сходен с тактикой следователей, ведущих допрос обвиняемых. «Мягкое» интервью предполагает вежливое и сочувственное слушание высказываний респондента. Уточнение замеченных интервьюером противоречий осуществляется с извинениями и в деликатной форме («Извините, но мне показалось, что...»). «Жесткий» тип интервью применяется для «пробивания» у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой его «я».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...