Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методический материал для проведения педагогического обследования
1. Набор предметов, предметных картинок на обобщающие понятия, классификацию, исключения, сравнения. 2. Набор сюжетных картинок; серии сюжетных картинок с явным и со скрытым смыслом сюжета. 3. «Нелепицы». 4. Разрезные картинки из 4, 6 частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям. 5. Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений. 6. Цифровая касса. Данные диагностического развития регистрируются в протоколах обследования и служат основой для: - уточнения «зоны актуального и дальнейшего развития» ребенка; - построения системы коррекционной работы; - комплектования групп на основе общности структуры нарушений; - отслеживания динамики развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия. Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО: Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная книга,2012. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе.- М.: Генезис, 2012. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР.- М.: Школьная пресса, 2005.
2. Коррекционно-педагогическая работаобеспечивает организациюмероприятий, способствующих личностному развитию первоклассников, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-определение особых образовательных потребностей, причин, трудностей в обучении и адаптации к школе; - организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с учебным планом и рекомендациями ЦПМПК; - реализация мероприятий по социальной адаптации учащихся; -развитие высших психических функций и личностной сферы детей, коррекцию поведения; - мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования (в том числе программы коррекционной работы), формирования соответствующих возрасту жизненных компетенций.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; - развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; - развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций и процессов; - формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; - коррекция нарушений устной речи; - профилактика риска дезадаптивного поведения, связанного как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной саморегуляции.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенных затрат усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Содержание учебного материала для учащихся ЗПР 1 класса обучающихся по 2 варианту стандарта 1. Сенсомоторное развитие: -развитие зрительного анализа и пространственного восприятия; -развитие тактильных ощущений; -развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; -развитие тонкости и целенаправленности движений; - -развитие межполушарного взаимодействия. Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»). 2. Формирование пространственных представлений: -формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; -формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты); -формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); -развитие пространственного праксиса; -развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов. Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты). 3. Развитие мнемических процессов: -тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; -произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; -развитие тактильной и кинестетической памяти. Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). 4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие: -развитие слухомоторной координации; -развитие зрительно-моторной координации; -развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации; Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений фигур, соответствующего слуховому образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти. 5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: -регуляция простейших двигательных актов; -формирование умения ориентировки в задании; -формирование умения планирования этапов выполнения задания; -формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; -формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.
Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО: - Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе» - Терентьева Н. «Мастерская развития речи»
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей результатами специальной коррекционной поддержки освоения АООП НОО можно считать: Личностные результаты освоения АООП НОО · Развитие адекватных представлений о собственных возможностях: - в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; · Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся: - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; · Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: - в расширении знаний правил коммуникации; · Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. · способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся: - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.
Метапредметные результаты: · способность учащихся принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; · формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; · использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; · осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; · овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; · овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООН НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области: · Развитие адекватных представлений о собственных возможностях: - в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; · Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся: - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей на ряду с другими детьми; · Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами взаимодействия, проявляющиеся: - в расширении знаний правил коммуникации; · способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся: - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.
Итоговая аттестация проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением и счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Консультативная работаучителя-дефектолога обеспечивает непрерывностьспециального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
Консультативная работа включает:
1. педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
2. консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.
Информационно-просветительская работа направлена осуществлениеразъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |