Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методический материал для проведения педагогического обследования




1. Набор предметов, предметных картинок на обобщаю­щие понятия, классификацию, исключения, сравнения.

2. Набор сюжетных картинок; серии сюжетных карти­нок с явным и со скрытым смыслом сюжета.

3. «Нелепицы».

4. Разрезные картинки из 4, 6 частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным лини­ям.

5. Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений.

6. Цифровая касса.

Данные диагностического развития регистрируются в протоколах обследования и служат основой для:

- уточнения «зоны актуального и дальнейшего развития» ребенка;

- построения системы коррекционной работы;

- комплектования групп на основе общности структуры нарушений;

- отслеживания динамики развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО:

Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная книга,2012.

Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе.- М.: Генезис, 2012.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР.- М.: Школьная пресса, 2005.

 

 

2. Коррекционно-педагогическая работаобеспечивает организациюмероприятий, способствующих личностному развитию первоклассников, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

 

Коррекционно-развивающая работа включает:

 

 -определение особых образовательных потребностей, причин, трудностей в обучении и адаптации к школе;

- организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с учебным планом и рекомендациями ЦПМПК;

- реализация мероприятий по социальной адаптации учащихся;

-развитие высших психических функций и личностной сферы детей, коррекцию поведения;

-  мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования (в том числе программы коррекционной работы), формирования соответствующих возрасту жизненных компетенций.

 

Основными         направлениями в коррекционной работе являются:

 

- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

 - развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций и процессов;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- коррекция нарушений устной речи;

- профилактика риска дезадаптивного поведения, связанного как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной саморегуляции.

 

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенных затрат усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

 

Содержание учебного материала для учащихся ЗПР 1 класса обучающихся по 2 варианту стандарта

1. Сенсомоторное развитие:

-развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;

-развитие тактильных ощущений;

-развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

-развитие тонкости и целенаправленности движений;

- -развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений:

-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);

-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

-развитие пространственного праксиса;

-развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

-тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

-произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

-развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:

-развитие слухомоторной координации;

-развитие зрительно-моторной координации;

-развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации;

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений фигур, соответствующего слуховому образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

-регуляция простейших двигательных актов;

-формирование умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

-формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

 

Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО:

- Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе»

- Терентьева Н. «Мастерская развития речи»

 

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей результатами специальной коррекционной поддержки освоения АООП НОО можно считать:

Личностные результаты освоения АООП НОО

· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:

- в расширении знаний правил коммуникации;

· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся:

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.

 

Метапредметные результаты:

· способность учащихся принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

· формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

· использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

· осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

· овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООН НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.

 

Результаты освоения коррекционно-развивающей области:

· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей на ряду с другими детьми;

· Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами взаимодействия, проявляющиеся:

- в расширении знаний правил коммуникации;

· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся:

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.

 

Итоговая аттестация проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением и счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО делается на основании положительной индивидуальной динамики.

 

Консультативная работаучителя-дефектолога обеспечивает непрерывностьспециального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

 

 

Консультативная работа включает:

 

1. педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

 

2. консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.

 

Информационно-просветительская работа направлена осуществлениеразъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

 

Информационно-просветительская работа включает:

 

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

 

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

 

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

 

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Название Темы
Работа с родителями Родительская школа. « Хорошо ли списывать?» Родительское собрание: - «Экскурсия в мир детства» Просвещение родителей через информационный стенд  «Подсказки для взрослых»
Работа с учителями Выступления на методических объединениях по темам: МО воспитателей: «История одного левши» МО Учителей начальных классов: «Хорошо ли списывать». Открытые уроки: во время проведения Недели дефектологии, Дней Здоровья.
Работа с обучающимися Проведение Недели дефектологии в школе.

 

 


Специалист Направление коррекционной работы Программа Форма занятий Результат
Учитель- логопед - преодоление отклонений речевого развития детей; - создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной и письменной речи детей;  - развитие и совершенствование коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук Логопедическая работа в школе.   Л.А. Вохмянина М.; Владос 2010г. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы. групповая индивидуальная Звуко-слоговой анализ и синтез сформированы. Чтение слоговое, осмысленное. Пересказ с помощью наводящих вопросов учителя. Словарный запас приближен к возрастной норме.
Учитель-дефектолог - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; - восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе» Терентьева Н. «Мастерская развития речи»     групповая Повышение качества обучения.  Умение выполнять задание по частям или с использованием заданного алгоритма.
Педагог-психолог - выявление возрастных особенностей форм УУД; - выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психологических рекомендаций по их развитию. «Растишка»    групповая           Четкое соответствие учебной нагрузки. Способность адекватно судить о причинах своего неуспеха.
Социальный педагог - обучение учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; - формирование навыков коммуникативного общения.   Л.В.Черкасова« Азбука мудрости» (духовно-нравственное направление)   группова Умение правильно оценивать свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения.
Учитель адаптивной физической культуры -развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.   Рабочая программа по адаптивной физической культуре.   групповая Понимание физической культуры как средства здорового образа жизни; Выполнение комплекса физических упражнений оздоровительной направленности на основании индивидуальных медицинских показаний

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...