Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные методы обследования.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Программа коррекционной работы ___по курсу: «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические)» вариант 7.2 (наименование учебного предмета) составлена на основе
-адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; - приказа от 19.12.14 (зарегистрирован 3.02.15) об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
на 2016-2017 учебный год (срок реализации программ)
Составила: Малахова Е.В., 33 года стажа (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж)
г. Липецк Программы коррекционных курсов.
Работа учителя-дефектолога направлена на коррекцию, развитие и восполнение пробелов в знаниях, умениях и навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, испытывающих трудности в освоении АООП НОО. Коррекционная работа учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплекснойпомощи обучающимся 1 класса с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Целью программы коррекционной работы учителя-дефектологас учащимися 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР является: создание системы комплексной помощи обучающимся 1 класса с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция нарушений в психофизическом развитии и формирование соответствующих возрасту жизненных компетенций.
Задачи программы: - обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей 1 класса с ЗПР АООП НОО и их интеграции в МБОУ № 16; - оказание коррекционно-педагогической помощи; - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей; -организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Выбор приоритетных направлений работы, определение цели и задач с учащимися 1 классов определяется в зависимости от специфических характеристик, а именно: · индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся 1 классов с ЗПР и их родителей; · реальным состоянием физического и психического здоровья учащихся 1 классов; · необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, во время группы продлённого дня, продолжительность одного группового занятия составляет 30 минут.
Программа коррекционной работы учителя-дефектолога для обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическая работаобеспечивает выявление особенностейразвития и здоровья, обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организациюмероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
3. Консультативная работа учителя-дефектологаобеспечивает непрерывность специальногосопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
4. Информационно-просветительская работа направленаосуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Содержание направлений 1. Диагностическая работа включает:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: ― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Педагогическое обследование. Основные методы обследования. В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование. Педагогическое исследование детей в целях определения готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта. Задача педагогического обследования: выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированное школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы. На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность и т.д.)
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Учитель - дефектолог знакомится медицинскими сведениями, записями специалистов ЦПМПК, если ребенок уже проходил обследование. В процессе предварительной беседы с родителямивыясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также анамнез: посещал ли детский сад, с какого возраста, получал ли коррекционную помощь, какую, круг интересов ребенка. Непосредственное общениес ребенком начинается с установления контакта. Для максимальногораскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей учитель-дефектолог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы. Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности первоклассников: — Назови имя, отчество, фамилию, возраст, дату рождения. — На какой улице ты живешь? — Как называется наш город? — Как называется наша страна? — Как называется столица нашей страны? На выяснение кругозора ребенка, знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений: 1. Знания о себе, семье, близких. Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, имена; родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений. 2. Ориентировка в пространстве. 3. Ориентировка во времени, умение определять времясуток (день, ночь, утро, вечер). 4. Знание о явлениях природы. С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания. 5. Общий кругозор. 6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий. 7. Отношение к учебе, познавательные интересы, хочется ли учиться. Схема обследования 1. Начинается обследование со знакомства с документацией (медицинские сведения). 2. Проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими. 3. Устанавливается следующее: сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение сторон тела на себе. 4. Определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения. 5. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа; определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок. 6. Устанавливаются знания по математике. Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач. 7. В заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |