Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ПЕРВОЙ К КОНТРОЛЬНОй РАБОТЕ




 

 

1. Главные представители, идеи и черты древнекитайской философии. Её основное отличие от древнеиндийской мысли.

2. Главные направления и идеи греческой философии досократовского периода.

3. Сократ. Платон. Аристотель.

4. Этика киников, эпикурейцев, стоиков.

5. Реализм и номинализм как направления средневековой философии.


 


ТЕМА ВТОРАЯ

ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ - К КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Философия Возрождения

 

Эпоха Возрождения ознаменовала возвращение к античной мысли во всем ее многообразии и полноте. Средневековье, длившееся почти тысячелетие, исчерпало свои духовные силы. Общество нуждалось в новых идеях и мировоззренческих ценностях. В подобной атмосфере начинается освобождение разума и чувственности, осознание человеком своих возможностей в познании и преобразовании мира. Именно человек, его место в мироздании - основной объект складывающейся интеллектуальной традиции. Формируется светская мысль, не связанная непосредственно с религиозной проблематикой. Сам термин “Возрождение” впервые встречается у итальянского живописца Вазари, а наиболее видным представителем “возрожденческой” концепции бытия выступает Леонардо да Винчи, который соединяет в себе художника, живописца, механика и мыслителя. Через постижение тела человека Леонардо пытался постичь бытие.

 

Возрастает интерес к науке, в частности к анатомии. Согласно А.Ф. Лосеву, “возрожденец всматривался в человеческое тело как в таковое и погружался в него как в самостоятельную эстетическую ценность”. Такой подход возвышает живопись до уровня философии, а философию соединяет с реальностью. Искусство у Леонардо одновременно и мудрость, и знание. Такая установка отличается от средневековой, ибо живопись выступает самодостаточной ценностью, не зависящей от религиозных и иных метафизических воззрений.

 

Объектом интереса формирующейся науки и философии становится индивид в его эстетическом, чувственном, математическом выражении. Художники, поэты (Данте, Петрарка) начинают воспевать красоту человеческой личности, ее неповторимость, влияют на ценности формирующегося общества. Художественно-поэтическое видение человека приобретает социальную значимость, поскольку в новой культуре художник должен творить так, как творит сам Бог. Все это в конечном итоге способствует формированию пантеизма, а затем и деизма.

 

Не менее социально значимой оказалась и вера в разум человека, что нашло выражение в науке. Ядром новоевропейского познания начинают выступать эксперимент и наблюдение. Впервые ставится вопрос об отличии чувственных впечатлений от результатов целенаправленного экспериментального исследования природы. Накал эпохи Возрождения характеризуют два эпизода. Во-первых, примечателен ответ профессора-иезуита на предложение Галилея убедиться в том, что на Солнце есть пятна, посмотрев в телескоп: “Напрасно, сын мой. Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз”. Во-вторых, в Оксфордском университете абсолютность аристотелевского видения мира поддерживалась... штрафами: “Тот бакалавр и учитель, который не правоверно следует Аристотелю, подлежит штрафу в пять шиллингов за каждый пункт расхождения и за каждую допущенную им ошибку в логике Органона”.

 

Николай Кузанский заявил в работе “Об ученом незнании”, что “творец и творение - одно и то же”, “Бог во всех вещах, как все они в нём”, “так как Бог есть всё, он также и ничто”, “он везде и нигде”, и тем самым способствовал формированию нового духа веры в возможности человека. Томмазо Кампанелла видел задачу науки и философии в увеличении могущества человека и старался реализовать на практике это понимание, что привело его к конфликту с властью, продержавшей мыслителя 27 лет в заключении. Никколо Макиавелли с его работой “Государь” одним из первых начал анализ движущих сил общественного развития с учетом роли личных интересов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...