Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов II-III курса лечебного факультета.




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия»

Минздравсоцразвития России

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

 

 

 

 

«Обследование больных с заболеваниями органов дыхательной системы»

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов II-III курса лечебного факультета.

 

Жмуров В.А., Осколков С.А.,

Яркова В.Г., Решетникова Т.В., Фролова А.Б., Бойко Л.Ф.

                                                                     

 

Тюмень 2012.

 

 

Учебно-методическоепособие для самостоятельной работы студентов II- III курса лечебного, факультета.

Подготовили: профессор д.м.н. Осколков С.А.; доценты, к.м.н. Яркова В.Г., к.м.н. Фролова А.Б.; ассистенты: к.м.н. Решетникова Т.В., Бойко Л.Ф.

Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.

 

 

Утверждены на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней Протокол №9   « 3 » апреля  2012г.

 

Заведующий кафедрой пропедевтики

внутренних болезней, д.м.н., профессор                              Жмуров В.А.

 

Председатель ЦМК, к.м.н., доцент                                          Шорохова Т.Д.

«23» мая 2012 год. Протокол № 4.

 

Рецензент: д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики  внутренних болезней ГБОУ ВПО «Челябинская  государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России И.И.Шапошник

 

Рецензент: д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики

 внутренних болезней ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России Т.В. Жданова.                                     

 

 

Утверждено ЦКМС Тюменской государственной медицинской

академии « 24 » мая 2012г

 

 

Тема занятия: Назначение терапевтических клиник. Организация работы терапевтических отделений. Врачебная деонтология. Расспрос больного.

2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы: Внутренние болезни являются одной из наиболее крупных отраслей теоретической и практической медицины, которая изучает распознавание заболеваний внутренних органов, причины их происхождения, патогенез, профилактику и лечение. Проведение целенаправленного, последовательного опроса больного дает возможность выявить и оценить симптомы характерные для различных заболеваний, что помогает быстрее установить диагноз, своевременно назначить лечение, ускорить процесс выздоровления и улучшить качество жизни.

4. Цели обучения:

Слово «пропедевтика» - греческого происхождения и означает введение или предварительное обучение. Отсюда главная цель изучения предмета – введение студентов в основной курс терапии, обучение азам терапевтической науки, методам обследования больного. Научить студентов этическим нормам и принципам поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

5. Задачи:

Знать:

1. назначение и структуру терапевтических клиник.

2. понятие об участковом и цеховом принципе оказания терапевтической помощи населению.

3.Основные положения о врачебной деонтологии:

а/ взаимоотношения врача и больного

б/ взаимоотношения врача и родственников больного.

в/ взаимоотношения врача и коллектива.

г/ о врачебной тайне.

4. основную документацию терапевтического отделения: история болезни, карта выбывшего из стационара, температурный лист, лист назначений, журнал регистрации больных стационара.

5. правила поведения студентов в клинике /внешний вид, личная гигиена, сменная обувь, охранительный режим клиники/.

Уметь:

1. Собрать паспортные данные у больного в соответствие со схемой истории болезни.

2. Уметь выявлять основные и дополнительные жалобы больного на день курации или на день поступления в клинику.

3.Расспросить историю развития настоящего заболевания, обратив при этом внимание на:

-Время и обстоятельства, при которых возникло заболевание

- Характер заболевания /начало острое или постепенное/, первые признаки /симптомы/ заболевания и их динамика, появление новых симптомов.

-Мероприятия диагностического и лечебного характера и их эффективность.

4. Расспросить историю жизни больного в определенной последовательности. Подробно собрать сведения о:

а/ месте рождения, перенесенных в детстве заболеваниях, учебе.

б/ трудовой деятельности.

в/ материально-бытовых условиях.

г/ семейном положении.

д/ перенесенных заболеваниях

е/ сведения о наследственности по линии отца и матери.

з/ отношение к военной службе.

ж/ привычные интоксикации /алкоголь, курение, наркотики, крепкий чай, кофе, собрать аллергологический анамнез.

Иметь представление

- об участковом и цеховом принципе оказания терапевтической помощи населению

6. Воспитательный компонент.

Терапия закладывает и формирует основы клинического мышления врача. Пропедевтика внутренних болезней является одной из основных частей внутренних болезней. На кафедре студенты обучаются методике обследования больных, впервые самостоятельно обследуют больных, изучают основные клинические синдромы, занимаются вопросам диагностики отдельных заболеваний.

На третьем курсе студенты впервые приходят в клинику и вступают в непосредственный контакт с больными. На этот факт особо следует обратить внимание студентов. Пребывание студентов в клинике требует повышенного внимания к внешнему виду студентов. Любая неопрятность в одежде: недостаточно чистый халат, плохо вымытые руки врача, грязная обувь оставляют у больных неприятный осадок, что в известной степени снижает авторитет врача /студента/. Во время перерыва в занятиях или лекции студенты не должны забывать, что они в какой-то степени врачи, им нельзя заниматься в отделении посторонними делами, устраивать шумные обсуждения, т.к. шум приводит к нарушению режима в клинике и больные его нередко плохо переносят. Следует помнить, что больные обращают: внимание на то, как сам врач относится к рекомендациям, которые он дает: например, если студент /врач/ советует больному прекратить курение, а сам во время перерыва окружен облаком дыма, то, естественно, его советы не будут приняты всерьез.

7. Место проведения занятия:в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.

8. Оснащение занятия.

1. Таблицы с различными изменениями

2. Больные с наличием видимых патологических изменений.

3. Медицинские весы, ростомер, медицинский термометр

4. Сантиметровая лента.

5. Учебное пособие "Методы объективного исследования"

6. Схема истории болезни

9.Вопросы для самоподготовки.

1.Особенности системы отечественного здравоохранения.

2.Задача пропедевтической терапевтической клиники.

3. Порядок госпитализации терапевтических больных.

4. Организация работы терапевтического отделения клинической больницы

5. Организация работы приемного отделения клинической больницы.

6. Работа врача, среднего и младшего мед.персонала.

7. Культура внешнего вида врача и персонала больницы.

8. Режим дня терапевтического отделения и уход за больными.

9. Медицинская деонтология, понятие, требование.

10. Требования к студентам по соблюдению внешнего вида и норм поведения

в клинике.

11. История болезни, как научно-медицинский и юридический документ.

12. Соблюдение этики врачебного расспроса, осмотра, обследования больного.

13. Круг вопросов, подлежащих выявлению врачами наедине с больным.

14. Последовательность проведения расспроса больного для выяснения истории настоящего заболевания и истории жизни больного.

10. Ситуационные задачи:

Задача 1.

Больной М., 45 лет, в течение 6 лет имел контакт с кварцевой пылью. В последние 2 года стал отмечать одышку, сухой кашель, боли в грудной клетке.

    Объективно: кожные покровы цианотичной окраски. Грудная клетка бочкообразная. Перкуторно легочный звук с коробочным оттенком. Нижние границы легких опущены. В легких выслушиваются сухие хрипы. Про поражение какой системы следует думать? Какой фактор из анамнеза жизни обращает на себя внимание?

 

Задача 2.

Больной П., 38 лет, поступил в клинику с жалобами на боли в эпигастральной области, особенно в утренние часы, тошноту и рвоту незначительным содержимым. Установлено из анамнеза, что больной злоупотребляет алкоголем в течение 5 лет. О заболевании какой системы следует думать? Какая вредная привычка привела к заболеванию?

Задача 3.

Больной Е., 40 лет, поступил в терапевтическое отделение с жалобами на резкие боли в подложечной области, изжогу, тошноту, рвоту. Боли в течение 10 лет. Лечился по поводу гастрита с повышенной секреторной функцией желудка. При обследовании в условиях поликлиники рентгенологически выявлена деформация луковицы 12-перстной кишки. Из анамнеза жизни установлено, что у его отца и старшего брата диагностирована язвенная болезнь. О каком заболевании следует думать?

Задача 4.

Больной, 58 лет, обратился к врачу с жалобами на периодические боли за грудиной с иррадиацией их в левую лопатку и левую руку. Эти жалобы появились два месяца назад, возникают после физической нагрузки, иногда после обильного приема пищи. Боли носят выраженный характер, длятся 2-3 мин. и внезапно исчезают. Из анамнеза известно, что мать и отец больного страдали ишемической болезнью сердца – стенокардией. О каком заболевании следует думать?

Задача 5.

Больной А., 39 лет, доставлен экстренно на машине скорой помощи в приемное отделение в 2 часа ночи. В течение 2 лет страдает гипертонической болезнью, лечился амбулаторно. В течение 3-4 месяцев стали появляться боли в области сердца с иррадиацией в левую руку. Боли купировались приемом валидола. Вчера в 8 часов вечера появились очень сильные боли в области сердца, валидолом не купировались. Наряду с загрудинными болями наблюдалась бледность кожных покровов, констатировалось снижение артериального давления. Из истории болезни установлено, что старший брат и отец больного скончались от инфаркта миокарда. При поступлении установлено: бледен, крупные капли пота на лице. Пульс нитевидный. АД 70/30 мм.рт.ст. Тоны сердца ослаблены. О каком заболевании следует думать? Какие данные анамнеза жизни позволяют предположить диагноз?

Задача 6.

Больной Е., 48 лет, поступил в клинику с жалобами на постоянную жажду, сухость во рту, увеличение диуреза до 5-6 литров в сутки. Стал отмечать слабость, недомогание, быструю утомляемость, снижение массы тела, кожный зуд. При обследовании установлено повышенное содержание сахара крови и наличие сахара в моче. Из анамнеза установлено, что мать больного и старшая сестра страдают сахарным диабетом. О каком заболевании следует думать?

Ответы на ситуационные задачи:

1. Поражение системы дыхания. Контакт с кварцевой пылью.

2. Заболевание желудка. Злоупотребление алкоголем.

3. Язвенная болезнь 12перстной кишки.

4. Стенокардия.

5. Инфаркт миокарда. Отец и брат страдали ИБС.

6. Сахарный диабет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...