Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема занятия: Легочные синдромы.




2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы:

Синдромная диагностика заболеваний актуальна во всем мире. Синдромная диагностика заболеваний органов дыхания является важным необходимым этапом при первичном обращении пациента за медицинской помощью, так как позволяет начать лечение и наметить тактику дальнейшего обследования.

4. Цель обучения:

Научиться последовательно проводить анализ и синтез данных осмотра, пальпации, перкуссии грудной клетки и аускультации легких при этом выявлять следующие легочные синдромы: воспалительной инфильтрации легких, компрессионного ателектаза, обтурационного ателектаза, гидроторакса, эмфиземы, нарушения бронхиальной проходимости, полости, пневмоторакса (закрытый, открытый, клапанный).

5. Задачи:

Знать:

- последовательность и правила исследования системы дыхания;

Уметь:

- провести расспрос больного, общий осмотр, осмотр и пальпацию легких;

- анализировать и обобщать полученные результаты;

- решать ситуационные задачи;

- сформулировать и обосновать синдромный диагноз в устной и письменной форме.

6. Воспитательный компонент.

Можно отметить значение отечественных ученых в изучении разбираемых вопросов Н.И. Пирогов описал форму изменения перкуторного звука в виде дуги, выпуклостью вверх с максимальным подъемом по задне- подмышечной линии при экссудативном плеврите. Эта линия получила название Пирогова. Он описал ее независимо от Эллиса, Дамуазо, Соколова.

Педиатр К.А. Фаухфус описал дополнительный признак экссудативного плеврита: тупость со стороны спины на здоровой стороне за счет смешения средостения в здоровую сторону. Место тупости расположено у позвоночника и получило название треугольник Раухфуса.

7. Место проведения занятия:в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.

8. Оснащение занятия.

1. Таблицы

2. Схемы истории болезни.

3. Больные с разными заболеваниями, бронхолегочный синдром.

4. Сантиметровая лента.

5. Дермографы – 5-6 штук.

6. Стетофонендоском.

7. Учебное пособие "Методы исследования"

8. Спиртовые шарики.

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

- анатомические и условные ориентиры, используемые при обследовании системы органов дыхания;

- проекции долей легких на поверхности грудной клетки;

- физические основы перкуссии, аускультации.

10. Задание на «самоподготовку»:

1. Что такое синдром?

2. Что такое синдром воспалительной инфильтрации легкого?

3. Что такое синдром гидроторакса?

4. Что такое синдром компрессионного ателектаза?

5. Что такое синдром обтурационного ателектаза?

6. Что такое синдром эмфиземы?

7. Что такое синдром нарушения бронхиальной проходимости?

8. Что такое синдром полости в легком?

9. Что такое синдром пневмоторакса и его виды?

10.  Данные осмотра, пальпации, перкуссии грудной клетки и аускультации легких при каждом синдроме.

 

Синдром воспалительной инфильтрации легкого

 

Этап выпол-няемой методики Инструмент, его харак-теристика Теоретическое обоснование методики Деятельность студента (ассистента) Обучающий элемент (что должно быть)
Осмотр грудной клетки Хорошее освещение При воспалении выключается часть легких из дыхания, воспаление распространяется на плевру. Осматривает грудную клетку со всех сторон, просит сделать глубокие дыхания. Подсчет дыхания. Отставание пораженной стороны в акте дыхания. Тахипное.
Пальпация грудной клетки Чистые, теплые руки, ногти обрезаны. При воспалении легкое уплотняется, маловоздушное. Выявляет болевые точки, проверяет голосовое дрожание, эластичность. Определяет экскурсию грудной клетки. Усиление голосового дрожания над пораженной долей легкого. Снижение эластичности на больной стороне.
Перкуссия грудной клетки Пальцевой метод перкуссии. Плессиметр. Молоточек. При воспалении легкое уплотняется, звуковые колебания уменьшаются, легкое при вдохе не расширяется. Проводит сравнительную и топографическую перкуссию, определяет подвижность нижних краев легких. Притупление в начальной стадии с тимпаническим оттенком в проекции доли легкого. В период разгара (опеченения) тупость в проекции доли легкого. Уменьшение подвижности нижнего края легких на стороне поражения.
Аускультация легких Фонендоскоп, стетоскоп, непосредственно ухом. Альвеолы постепенно заполняются густым экссудатом, уплотняются. Воспаляется прилегающая плевра. Проводит аускультацию. Проверяет бронхофонию. В начальный период заболевания над проекцией воспаленной доли определяется ослабленное везикулярное дыхание и крепитация. В период разгара болезни определяется бронхиальное дыхание над проекцией воспаленной доли легкого, иногда шум трения плевры. В период разрешения определяется смешанное бронховезикулярное дыхание, крепитация и иногда влажные звучные хрипы над пораженной долей.

 

 

Синдром полости в легком

 

Этап выпол-няемой методики Инструмент, его харак-теристика Теоретическое обоснование методики Деятельность студента (ассистента) Обучающий элемент (что должно быть)
Осмотр грудной клетки Хорошее освещение Разрастание рубцовой ткани вокруг полости могут приводить к сморщиванию легкого, сращиванию с плеврой. Уменьшается дыхательная поверхность легкого. Осмотр спереди, с боков, сзади при спокойном и глубоком дыхании. Подсчитывает дыхание. Отставание больной стороны в акте дыхания. Умеренное тахипное. Возможно западение грудной клетки над большой хронической полостью.
Пальпа-ция грудной клетки Чистые, теплые руки, ногти обрезаны. В полости завихрение воздуха Проверяет голосовое дрожание и экскурсию грудной клетки. Голосовое дрожание над пораженной частью легкого усилено.
Перкус-сия грудной клетки Пальцевой метод перкуссии. Плессиметр. Молоточек. Полость в легком увеличивает воздушность в легком. Проводит сравнительную перкуссию и затем топографическую перкуссию Перкуторный звук более громкий тимпанический над пораженной частью легкого, если полость большая и расположена поверхностно. Экскурсия нижнего края легких на стороне поражения уменьшена.
Аускультация легких Фонендоско, стетоскоп, непосредственно ухом. В полости происходит завихрение воздуха, резонанс звука, особенно если полость большая и гладкостенная. Проникновение воздуха в мокроту и ее взбалтывание. Проводит сравнительную аускультацию легких. При изменении дыхательного шума или наличие побочных дыхательных шумов проводит форсированное дыхание и бронхофонию. Аускультативно над полостью определяется бронхиальное дыхание, крупнопузырчатые влажные звучные хрипы. Возможно амфорическое бронхиальное дыхание.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 492.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...