Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 1. Русь феодальная IX-XVII в.в.




В рамках первого обучающего семинара Вам предстоит рассмотреть историю развития феодальной Руси периода IХ - ХVII вв. Ознакомьтесь с основными событиями указанного периода на базе учебников для вузов Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова «История России» (глава 1, 2, стр. 13- 96) и/или А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохиной «История России с древнейших времен до наших дней» (глава 1-13, стр. 7-139).

В рамках первого семинара предстоит выявить основные тенденции складывания феодального государства и традиционного общества на территории нашей страны. Для этого потребуется проследить, как формировалась и какие изменения претерпевала социально-экономическая, политическая, сферы, духовная жизнь народа и внешняя политика.

1. Для того чтобы проанализировать становление и развитие социально-экономической структуры русского государства в IX – начале XVII века ответьте на следующие вопросы:

1) Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Древнерусского государства в IX – XIII вв.

Основные занятия восточных славян. Появление соседской общины и протогородов. Выделение родоплеменной верхушки. Появление вотчины. "Люди". Пути закабаления и основные категории зависимых крестьян. Роль государственного сектора в экономике. Предпосылки феодальной раздробленности.

2) Какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на социально-экономическое развитие Руси?

Влияние монголо-татарского нашествия на развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Дань и ее виды. Переписи населения 50 – 60-х годов XIII в. Формирование "догоняющей" модели развития. Изменение взаимоотношений внутри класса феодалов. Формирование отношений подданства. Ухудшение положения основной массы населения.

3) Как изменялась социально-экономическая структура в период складывания единого централизованного государства?

Рост феодального и монастырского землевладения. Развитие условной формы феодального землевладения. Местничество. Крестьянская колонизация. Понятие "крестьяне". "Черные" земли. Основные виды зависимых крестьян. Община – регулятор производства и орган социальной поддержки. Тягло. Судебник 1497 г. и унификация порядка крестьянского "выхода". Рост городов и развитие ремесла. Основные категории городского населения. Оформление системы налогообложения в конце XV века. Писцовые книги.

4) Оформление социально-экономической основы Московского самодержавного государства.

Основные виды феодальной собственности на землю. Освоение новых территорий. Появление сельскохозяйственной специализации. Боярская вотчина. Расширение поместного землевладения. Черносошное население. Казачество. Возникновение специализации ремесленного производства. Появление казенных предприятий. Развитие внутренней и внешней торговли. Купеческие корпорации. Ухудшение экономического положения в результате опричнины. Перераспределение земли внутри господствующего класса. Бегство крестьян на окраины. Введение "заповедных лет". Служилое холопство. Указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Голод 1601 – 1603 гг. Восстания Хлопка (1603 – 1604) и И.И. Болотникова (1606 – 1607).

2. Для понимания содержания и особенностей государственно-правовой системы Руси IХ – начала ХVII вв. проанализируйте следующие вопросы:

1) Как шел процесс формирования государственно-правовой системы Киевской Руси?

Государство, его признаки и функции. Основные этапы развития феодального государства. Образование племенных союзов. "Военная демократия". Норманнская теория и ее критика в отечественной исторической науке. Поход Олега на Киев. Возникновение феодальных отношений у восточных славян. Раннефеодальная монархия. Государственные органы власти. Дворцово-вотчинная система власти. Полюдье. Укрепление единства государства при первых киевских князьях. Договоры Руси с Византией (911 г., 944 г.). Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (Х - ХI вв.). "Русская Правда". Нормы византийского права. Устав Владимира Мономаха. Политические причины феодальной раздробленности. Любечский съезд. Вассально-сеньориальная монархия. Основные политические центры Руси.

2) Как трансформировалась система управления в русских землях в условиях ограничения независимости?

Монголо-татарское нашествие и образование Золотой Орды. Система зависимости Руси от монголо-татар: дань, ярлык на княжение, функции баскаков, карательные экспедиции. Борьба князей за ярлык на великое княжение.

3) Как шел процесс централизации верховной власти в XIV – XV вв.?

Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской. Междоусобные войны второй четверти XV в. Завершение "собирания" земель. Свержение ига. Создание централизованного аппарата управления. Боярская дума. Приказы. Местничество. Территориальное деление страны: уезды, волости, станы. Кормление. Ямская гоньба. Дворянское ополчение. Иван III – "государь всея Руси". Понятие "Россия". Новый великокняжеский герб – византийский двуглавый орел. Самодержавие. Судебник 1497 г. – первый общегосударственный свод законов.

4) Охарактеризуйте органы управления и право Московской Руси в XVI – начале XVII в.

Сословно-представительная монархия. Царь. Боярская дума. Избранная рада и реформы 50-х гг. ХVI в. Земские соборы и их состав. Приказно-воеводская система управления. Постоянные, временные, отраслевые, территориальные приказы. Приказные дьяки и писцы. Земские и губные избы. Воеводы, их полномочия и функции. Судебник 1550 г. Опричнина, её цели, сущность и последствия. Династический кризис конца XVI в. Кризис центральной власти. Явление самозванства на Руси. "Семибоярщина" и призвание Владислава на московский престол. Первое и второе ополчения. Земский собор 1613 г. и начало династии Романовых.

3. Для характеристики внешней политики Руси следует рассмотреть следующие вопросы:

1) Как шел процесс расселения восточных славян, и оформились территориальные границы государства Киевская Русь? Выделите ключевые направления военных походов восточных славян.

Проблема этногенеза восточных славян. Расселение славян в Восточной Европе. Русь и варяги. Поход Олега 882 г. Походы русских князей на Византию в 907 г. и 941 г. Болгарская война князя Святослава в 969 - 972 гг. Русь и Западная Европа. Укрепление государственных территорий при князе Владимире. Ярослав Мудрый и расширение границ Древнерусского государства. Борьба Руси с кочевыми народами. Распад Древнерусского государства.

2) Основные направления внешней политики в условиях ограниченного суверенитета русского государства в XIII – XV веках.

Новгородская феодальная республика. Усиление агрессии со стороны немецких, шведских и датских феодалов и папского престола. Владимиро-Суздальская Русь. Колонизация северо-восточных земель. Война с волжскими булгарами. Галицко-Волынская Русь и Европа. Войны с Литвой, Польшей и Венгрией. Образование державы Чингисхана. Битва на Калке. Нашествие татаро-монгол на Русь. Образование Золотой Орды. Экспансия с Запада. Невская битва. “Ледовое побоище”. Последствия монголо-татарского нашествия. Экспансия Великого княжества Литовского. Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Распад Золотой Орды. Свержение ордынского ига при Иване III. Войны с Литвой (1487 – 1494; 1500 – 1503). Смоленская война (1512 – 1522). Установление дипломатических связей с европейскими государствами. Попытка решения балтийского вопроса.

4) Охарактеризуйте изменения в территориальном устройстве российского государства в ХVI - ХVII вв. Выделите ключевые направления и результаты внешнеполитической деятельности России.

Изменение границ российского государства в ХVI – начале ХVII вв. Два направления во внешней политике: юго-восточное (борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, поход Ермака) и северо-западное (попытка выхода к Балтийскому морю, Ливонская война). Дипломатические успехи правительства Бориса Годунова. Смута. Шведско-польская интервенция. Первое и второе ополчения. Столбовский мир и Деулинское перемирие.

4. Для понимания основ идеологического единства феодальной Руси Вам необходимо затронуть следующие вопросы:

1) Формирование единой христианской культуры в Древней Руси.

Язычество. Дохристианский быт, обряды, традиции и верования восточных славян. Пантеон славянских богов. Русь и Византия. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства в Х веке и значение этого события для Руси. Характерные черты средневековой русской культуры: замедленность развития, традиционализм и господство религиозного мировоззрения. Деятельность Ярослава Мудрого по распространению грамотности. Берестяные грамоты. Летописи Древней Руси: “Повесть временных лет” Нестора. Публицистические сочинения. "Слово о полку Игореве". Развитее архитектуры, живописи: фрески, мозаики, иконография.

2) Какие факторы оказали влияние на сохранении национального самосознания в период раздробленности и монголо-татарского ига?

Отношения церкви и Золотой Орды. Перенос митрополии в Москву. Политика митрополита Алексея. Сергий Радонежский и распространение монашества на Руси. Флорентийская уния 1439 г. и отношение к ней в Москве. Автокефалия русской церкви 1448 г. Начало внутрицерковной борьбы и распространение ересей. Концепция "Москва – третий Рим". Влияние золотоордынского ига на развитие русской культуры. Развитие летописания: Троицкая летопись – первый общерусский летописный свод. Хронографы. "Задонщина", "Хождение за три моря" А. Никитина. Каменное строительство Новгорода и Пскова. Московский Кремль и его соборы. Аристотель Фиорованти. Феофан Грек и Андрей Рублев.

3) Выявите особенности духовной жизни Московской Руси XV-XVII вв. Можем ли говорить об элементах противостояния светского и религиозного начал в духовной жизни российского общества?

Попытка ограничения церковного землевладения на Стоглавом соборе 1551 г. Стоглав - сборник постановлений церковного собора 1551 г. Попытка ограничения влияния церкви в годы опричнины. Развитие общественно-политической мысли. "Сказание о великих князьях Владимирских". Начало секуляризации общественной мысли – творчество И.С. Пересветова, переписка Ивана Грозного и князя А. Курбского. “Домострой”. Начало книгопечатания. “Апостол” Ивана Федорова. Строительство каменных кремлей. Собор Василия Блаженного. Дионисий. Введение патриаршества на Руси в 1589 г. Роль церкви в Смутное время. Патриарх Гермоген.

 

Основные понятия:

Барщина – форма феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд феодально-зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Широко распространена была в Европейской России с середины XVI в.

Баскак– представитель монгольского хана, ведавший сбором дани, учетом населения и контролем над действиями местных властей. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татарского ига. На Руси баскаки появились в середине XIII в., но уже в начале XIV в. ханы передали сбор дани в руки русских князей.

Бояре– высшее сословие на Руси X-XVII вв. (наряду с великими и удельными князьями). В X-XI вв. выделялись княжеские бояре – княжи мужи (огнищане) и т.н. земские бояре (старцы градские) – потомки родоплеменной знати. С XI в., вследствие наделения землей княжих мужей, они сливаются с земскими боярами в единое боярское сословие. В XVII в. происходило стирание различий между боярами и дворянами.

Боярская Дума – высший совет из представителей аристократии при князе, с 1547 г. – при царе. Просуществовала Боярская Дума с Х до начала XVIII вв. Деятельность Боярской Думы носила законосовещательный характер. Состояла из 5-12 бояр. В Киевской Руси в Думе князь совещался с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками родоплеменной знати),иногда в Боярской думе присутствовали высшие представители духовенства. В XIV-XV вв. в нее входили помимо бояр и окольничие. Бояре и окольничие – два высших чина в период формирования централизованного государства

Вассалитет– система отношений личной зависимости феодалов – вассалов от сюзерена. Система вассальной зависимости от Золотой Орды утвердилась на Руси после походов Батыя, когда утвердилась выдача ярлыков на великое или удельное княжение.

Великий князь– титул главы русских князей в Древнерусском государстве с X в. С XII в. великими князьями называли себя владетели крупнейших княжеств, включавших в себя вассальные удельные княжества (великие князья владимирские, московские, тверские, ярославские, рязанские, смоленские, нижегородские) В XIII в. на Северо-Востоке Руси доминировали Владимирские великие князья, в XIV первенство начинает переходить к московским великим князьям.

Вече– народное собрание в древней и средневековой Руси X-XIV вв., созывавшееся для решения общих дел Вече возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких, а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с соседними землями и княжествами, принятием законов. В Северо-восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть к концу XIV в. ликвидировала вечевые учреждения. Дольше всего вечевой строй просуществовал в Новгородской (до 1478 г.) и Псковской республиках (до 1510 г.)

Военная демократия– заключительный этап разложения первобытного общества и преобразования его в классовое. Термин введен Л.Г.Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии (в славянских племенах – сосуществование князя и вече)

Вотчина– крупное землевладение, передаваемое по наследству. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Термин происходит от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах относятся к Х в., в XIII-XV вв.вотчина была господствовавшей формой землевладения. Вотчинами владели князья, бояре, члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. В1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин.

Государство –форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата)

Дворяне –служилые люди, условные держатели земли. Дворянство появляется в XV в.

Иммунитет феодальный – правовое пространство, в той или иной мере выделенное из-под суверенитета, власти государства. Развитие данных отношений характерно для периода феодальной раздробленности, особенно было широко распространено в XIV-XV вв.

Кормление  – система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси, получение части налога (корма) с управляемой территории. до середины XVI . Наместники назывались боярами-кормленщиками. Наибольшего развития достигает в XIV-XV вв., ликвидирована Иваном Грозным по земской реформе 1555-1556 гг.

Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных и урочных летах и окончательно- Соборным уложением 1649 г.

Круговая порука– коллективная ответственность за уплату великокняжеской подати, которой была связана волость – сельская община.

Культура – специфический способ жизнедеятельности людей, основанный на нормах, воплощающих определенные идеалы и ценности, связанных с особым взглядом на мир, мировоззрением; воплощение этих норм и идеалов в сознании, поведении, результатах труда людей.

«Лествичный» порядок престолонаследия - порядок передачи престола старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего старшему племяннику.

Местничество – порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю. Введена была система местничества в правление Ивана III.

Митрополит– глава Русской православной церкви, находившийся до середины XV в. в подчинении Константинопольскому патриарху.

Опричнина – система внутриполитических мер Ивана Грозного, которая привела к разделу земель Русского государства на земские под управлением Боярской Думы и опричные (государев удел) с «государевым двором» и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей в процессе борьбы с предполагаемой изменой в среде знати.

Патриарх – глава Русской православной церкви с 1589 г. Первый патриарх – Иов. Патриарший период продлился до петровских преобразований (1700 г.)

Поместье - земля, полученная в пользование на условиях несения военной и государственной службы и выплаты части дохода вотчиннику без права наследования и продажи (условное землевладение, держатели земли - дворяне – служилые люди). Появляется в XV в., в XVI-XVII вв. сближается с вотчиной.

Посад – на Руси X-XVI вв. торгово-ремесленное поселение вне городских стен, предместье, ставшее позднее частью города. Первоначальное название – подол – произошло от обычного расположения ниже воздвигавшейся на возвышенном месте крепости (города, детинца, кремля), где располагались дворы князя и его бояр. С конца XII в. название подол сменяется на посад. В XV-XVII вв. население посада – посадские люди – относилось к тяглым сословиям Русского государства, земля на посаде считалась собственностью государя. Частные владения на посаде («белые слободы» и дворы) были ликвидированы в XVI-XVII вв.

Православие– одно из старейших направлений в христианстве. Окончательно сложилось как самостоятельное направление в 1054 г. С 1448 г. существует русская православная церковь.

Семибоярщина – боярское правительство, власть семи бояр, установившаяся после свержения В.Шуйского в период Смутного времени в 1610-1612 гг. Передало фактическую власть польским интервентам.

Смерды – основная масса сельского населения, зависимого от князя, постепенно попадавшее в зависимое состояние. В XI-XII вв. смерд имел свое имущество, сам платил штраф за совершенные проступки. Юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.

Смутное время – пятнадцатилетний период в истории Отечества – с 1598 по 1613 гг. как последствие династического кризиса, характеризующийся слабостью государственной власти, самозванством, гражданской войной и интервенцией.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследстьву правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия. Выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Сословно-представительная монархия– форма феодального государства в России второй половины XVI-XVII вв., при которой власть монарха сочеталась с органом сословного представительства бояр, дворян, духовенства и горожан - Земским Собором. В период междуцарствий царь избирался Земским собором. Сословно-представительная монархия предшествовала абсолютизму.

Стрелецкое войско– войско, комплектовавшееся на добровольной основе из числа посадского и сельского населения; пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Появилось в XVI в.

Судебник – свод законов Русского государства. Кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т.д. Способствовал централизации Русского государства. В 1497 г. был принят судебник Ивана III, в 1550 г. – Судебник Ивана IV.

Традиционное общество– аграрное общество, характеризующееся низким уровнем производительности труда и преобладанием в экономике сельского хозяйства.

Христианство – одна из мировых религий. Имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. Христианство было принято на Руси как государственная религия в 988 г.

Ярлык – льготная грамота золотоордынских ханов подвластным светским феодалам, дававшая право на княжение

 

Персоналии:

Рюрик – приглашенный в Новгород в 862 г. и княживший до 879 г., основатель династии «Рюриковичей».

Олег – князь, объединивший Новгород и Киев в результате похода на Киев в 882 г.

Игорь – киевский князь с 912 по 945 гг., убитый древлянами в результате сбора дани.

Ольга – жена Игоря, княжившая в Киевском государстве в 945-957 гг., установившая уроки и погосты.

Святослав – сын Ольги и Игоря, княживший в Киеве в 957-972 гг., разгромивший Хазарский каганат, мечтавший о перенесении столицы в Переяславец.

Владимир I – киевский князь, принявший в качестве государственной религии в 988 году христианство.

Ярослав Мудрый – создатель «Русской правды», княживший в Киеве с 1019 по 1954 годы.

Владимир Мономах – киевский князь, автор третьей части «Русской правды» - «Устава», упорядочивший взимание процентов ростовщиками и регламентировавший переход в холопство.

Юрий Долгорукий – Ростово-Суздальский князь, основавший Москву на месте конфискованной усадьбы боярина Кучки.

Роман Мстиславович – Волынский и Галицкий князь, которому римский папа предлагал принять королевский титул.

Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет».

Чингисхан – великий хан монгольской империи, избранный на курултае 1206 г.

Батый – внук Чингисхана, получивший в наследство все территории на западе, «куда ступит нога монгольского коня», основатель Золотой Орды.

Ярослав II – брат великого владимирского князя, признавший вассальную зависимость от Золотой Орды и получивший ярлык на великое княжение Владимирское и пайдзу.

Александр Ярославович – князь, разгромивший шведских рыцарей в 1240 г. и немецких рыцарей в 1242 г., великий князь Владимирский с 1252 по1263 г.

Даниил Александрович – младший сын Александра Невского, основатель династии московский князей.

Дмитрий Донской – Великий князь Владимирский, одержавший победу над Мамаем и передавший великое княжение по завещанию как «отчину» московских князей.

Иона – рязанский епископ, избранный митрополитом Руси по предложению Василия II.

Иван III – князь, первым принявший титул «Государь всея Руси», при котором был возведен красный кирпичный Московский Кремль.

Менгли-Гирей – крымский хан, нанесший сокрушительное поражение Золотой Орде в 1502 г., после чего ее существование прекратилось.

Иван Пересветов – дворянин, публицист, видевший идеал государственного устройства в сильной царской власти.

Макарий – митрополит московский и священник Благовещенского собора Кремля разработавший обряд венчания на царство Ивана IV.

Борис Годунов – шурин царя Федора Иоанновича, избранный на царство Земским Собором в 1598 г.

Гермоген – казанский митрополит, затем патриарх, призывавший на борьбу с польскими интервентами.

Пахомий Логофет – составитель первого русского хронографа – сочинения по всемирной истории 1442 г.

Сергий Рвадонежский – основатель Троице-Сергиева Монастыря, поддержавший великого Московского князя Дмитрия Ивановича в борьбе в ордынцами.

Афанасий Никитин – тверской купец, совершивший путешествие в Индию за 30 лет до открытия Индии португальцем Васко да Гаммой, автор «Хождения за три моря».

Феофан Грек – художник XIV в., приехавший из Византии, автор фресковых росписей новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Андрей Рублев – художник XIV-XV вв., автор «Троицы», фресковых росписей Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Иван Федоров – создатель первой типографии в России

Основные даты:

882 г. – объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега

988 г. – принятие Русью христианства как государственной религии

1097 г. – съезд русских князей в Любече

1113 г. – дополнение «Русской Правды» «Уставом» князя Владимира

1147 г. – первое упоминание о Москве

1223 г. – сражение на реке Калка

1238 г. – сражение на реке Сить

1240 г. – разгром монголами Киева

1243 г. – образование Золотой Орды

1299 г. – перенос Митрополичьей кафедры из Киева во Владимир

1326 г. – перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву

1367 г. – строительство первого каменного кремля в Москве

1380 г. – Куликовская битва

1382 г. – поход хана Тохтамыша на Москву

1442 г. – установление независимости (автокефалии) русской митрополии от Византии

1478 г. – присоединение Великого Новгорода к Москве

1480 г. – стояние на р. Угра, освобождение русских земель от ордынского ига

1497 г. – принятие Судебника Ивана III

1547 г. – венчание на царство Ивана IV

1549 г. – созыв Земского Собора

1550 г. – принятие Судебника Ивана IV

1551 г. – приведение церковного собора и принятие «Стоглава»

1552 г. – присоединение Казанского ханства к России

1556 г. – присоединение Астраханского ханства к России

1581 г. – первое упоминание о «заповедных» годах

1589 г. – учреждение патриаршества в России

1597 г. – издание указа о пятилетнем сыске беглых крестьян

1603 г. – восстание под предводительством Хлопка

1607 г. – издание указа о пятнадцатилетнем сыске беглых крестьян

1612 г. – освобождение Москвы от поляков ополчением под руководством Минина и Пожарского

 

Документы:

 

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. "Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные", - и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: "Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок". И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными…

В год 6420 (911). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: "Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему.

Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.

А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.

Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.

Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере.

Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится (на грабеж) и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере.

Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем (на греческий берег) мы, русские. И когда приходим (мы, русские) в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то (мы, греки) пропустим с честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию.

Об этих: если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если, действительно, окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, - все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше.

Если же будет набор в войско и эти (русские) захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет.

Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны (пленные христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, - все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.

Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, - возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, - тем самым не будет признан правым.

И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его.

О русских торгующих.

О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.

В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою, - скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420".

Царь же Леон почтил русских послов дарами - золотом, и шелками, и драгоценными тканями - и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни - венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы - ни грекам, ни руси.

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три…

В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?". И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?". Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо".

И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: "Если не сдадитесь, то простою и три года". Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это, - сам крещусь!". И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же". И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут…

После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...