Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспертные методы в логистике




Описанные принципы и методы моделирования логистических систем нацелены на то, чтобы исключить интуитивный подход к выработке управленческих решений и сделать их более объективными.

Однако многолетняя практика создания и успешная эксплуатация логистических систем показывает, что именно в результате творческой интуитивной деятельности отдельных лиц и коллективов задача построения полной и адекватной модели логистической системы решается наиболее эффективно.

Вследствие этого в логистике широкое применение нашли методы, основанные на использовании опыта, квалификации и творческого потенциала специалистов по управлению и различным производственным процессам. Все эти методы носят общее название экспертных.

Для реализации таких методов проводятся экспертизы соответствующим образом подобранными специалистами. Специалисты, которым доверяется проведение экспертизы, должны обладать необходимой профессиональной квалификацией и формировать свои оценки независимо друг от друга и от внешних влияний.

Экспертизы могут быть индивидуальными и групповыми, а также проводиться очно либо заочно.

Ключевым является вопрос о числе привлекаемых экспертов и уровне квалификации специалистов, входящих в эту группу. Очевидно, что большим количеством привлекаемых недостаточно компетентных людей нельзя компенсировать отсутствие у них требуемой квалификации. С другой стороны, снижение численности группы экспертов (в пределе экспертное суждение может выносить один человек) приводит к повышению роли случайных факторов, субъективизму и предвзятости. Поэтому отбор экспертов и образование из них групп целесообразно осуществлять не индивидуальным волевым решением, а в результате работы специальных групп по руководству экспертизой.

Деятельность по формированию групп экспертов также может быть отнесена к экспертным методам. Для подбора экспертов используются следующие методы:

• документальный - на основе анализа анкет и других видов документов, содержащих более или менее объективную информацию о людях, к которым они относятся;

• экспериментальный - на основе анализа опыта работы экспертов при проведении предыдущих экспертиз;

• голосования экспертов, составляющих группу по отбору и формированию экспертной группы;

• самооценки, которую осуществляют применительно к поставленной задаче экспертизы кандидаты в создаваемую группу.

Сформированные таким образом экспертные группы должны быть проверены на способность выносить компетентные и независимые суждения. После формирования, проверки и утверждения групп экспертов их привлекают к работе по оценке ситуаций, складывающихся в реальной логистической системе. При этом необходимо выбрать и предложить экспертам метод оценки факторов, характерных для анализируемой ситуации. Известны и применяются следующие методы: непосредственной оценки, в том числе: балльной; парного сравнения; последовательного сравнения; ранжирования.

Далее определяются процедуры выявления и регистрации мнений экспертов, входящих в экспертную группу. В том или ином конкретном случае могут быть использованы процедуры проведения:

• одноэтапного анкетирования;

• многоэтапного анкетирования;

• анкетирования с обратной связью;

• интервью;

• дискуссий.

Затем устанавливается метод обработки результатов выражения экспертами своих мнений по существу оцениваемой ситуации. Для подобной ситуации применяются методы обработки случайных величин, принятые в математической статистике. В случае расхождения значений оценок, полученных в результате статистической обработки, решение обычно принимается "голосованием". Однако следует помнить: большинство не всегда право. Поэтому полученные на основании такого "голосования" выводы должны обязательно соотноситься со здравым смыслом.

Для экспертных методов в логистике существует более широкое поле применения, чем оценка текущей ситуации в тех или иных компонентах логистической системы. Речь идет об экспертных методах формирования эвристических стратегий принятия управленческих решений, т. е. системы эвристических правил выработки подобных решений.

Согласно этим правилам необходимо представить исходную и прогнозную ситуации в виде набора некоторых показателей, доступных к осознанию и анализу (факторное представление ситуации). Такими факторами принято считать вероятность выигрыша, размер выигрыша, вероятность проигрыша, размер проигрыша, а также величину риска. Данные вопросы должны быть решены экспертными группами.

Оперировать факторами ситуации можно по-разному. В зависимости от этого различают внутреннюю и внешнюю эвристические стратегии.

Внутренняя эвристическая стратегия заключается в том, что производится рассмотрение каждой ситуации как единого целого

путем анализа значений интенсивности факторов, которые они приобретают в данной конкретной ситуации. Стратегия может быть реализована в двух вариантах.

Первый вариант заключается в сравнении потенциальных значений факторов, определяющих ситуацию, - величин выигрыша и проигрыша, величин вероятностей выигрыша и проигрыша и возможного риска.

Второй вариант внутренней эвристической стратегии заключается в том, что внутренние значения названных факторов сравниваются с ранее назначенными предельными или нормативными величинами. Например, стратегия управления должна быть такова, чтобы величина риска не превышала заданного предела, а потенциальный выигрыш при этом не опускался ниже заранее заданной величины.

Результаты таких сравнений, установленные значения пределов, а также выводы из этих сравнений и решения о действиях, принимаемых на основе этих выводов, вырабатываются на основании экспертных оценок лицом или группами лиц, принимающих решения.

Внешняя эвристическая стратегия состоит в том, что производится сравнение одних и тех же показателей у двух потенциальных ситуаций. Это дает возможность сопоставить последствия двух возможных вариантов действий и выбрать более желательный. Однако данная стратегия приводит не только к упрощению самого процесса сравнения и выбора, но и к его формализации. Связано это с тем, что проводится сравнение однотипных показателей при прочих равных условиях. Например, объемы и сроки выплат сопоставляются с объемами и сроками выплат при другом варианте управления, величина риска - с величиной риска и т. д. Второстепенные детали, а также показатели, остающиеся без изменения для различных вариантов стратегии управления, заранее исключаются из процессов сравнения. Для достижения большей объективности такое сравнение и выбор целесообразно осуществлять экспертными методами.

Материальные потоки

Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая, в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и/или технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Материальный поток, рассматриваемый не на временном интервале, а в данный момент времени является материальным запасом.

Материальные потоки в логистике характеризуются следующими параметрами:

• номенклатура, ассортимент и количество продукции;

• габаритные характеристики (общая масса, площадь, линейные параметры);

• весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто);

• физико-химические характеристики груза;

• характеристики тары или упаковки, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

• условия договора купли-продажи (передача в собственность, поставки);

• условия транспортировки и страхования;

• финансовые (стоимостные) характеристики;

• условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции;

• и др.

Количественно материальный поток выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т. д.

Выделяются следующие признаки классификация материальных потоков:

1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).

2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делят на входные и выходные.

3. По номенклатуре материальные потоки делят на однопродуктовые (одновидовые) и много продуктовые (многовидовые). Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т, м3 и т. п.). Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования.

4. По ассортименту материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

Ассортимент бывает групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности - сортиментом.

5. В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др.

Массовый поток - это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.

Крупный поток - это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров, и т. п.

Средний поток - это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами, и т. п.

Мелкий поток - это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.

Тяжеловесные потоки - это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при том же весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного места при водных перевозках более 1 т, а при железнодорожных перевозках - 0,5 т.

Легковесные потоки - это потоки, образованные грузами с малой плотностью, и следовательно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3.

Негабаритные потоки - это потоки грузов, высота одного места которых более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки.

Насыпные грузы образуют потоки, требующие специальных транспортных средств: бункерных вагонов, контейнеров, трейлеров и т. п., перевозятся обычно навалом, например, зерно.

Навалочные грузы образуют потоки, не требующие специального затаривания, и для которых допускается слеживание, смерзание и др., например, руда, уголь и т. п.

Наливные грузы - это жидкие или полужидкие грузы, заливаемые в цистерны и в другие наливные транспортные средства.

Тарно-штучные и штучные грузы имеют разнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироваться как в определенной таре (ящики, мешки и др.), так и без тары, поштучно (длинномерные грузы, прокат и др.). Отличия данных грузов - в единицах измерения. Единицей измерения штучных грузов являются штуки, тарно-штучных - количество тары - мешков, ящиков, рулонов и т. п.).

6. По степени детерминированности параметров потока различают детерминированные и стохастические материальные потоки. Детерминированным называется поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.

7. По характеру движения во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К первым относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта, и т. п. Большинство же потоков являются дискретными во времени.

Финансовые потоки

В процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому совокупность определенных товарных ценностей может рассматриваться как соответствующий товарный поток, движение которого обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.

В условиях рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания. Это в свою очередь обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарных ценностей: все виды материальных благ, услуги, капитал и нематериальные активы.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Возникают финансовые потоки при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью логистики.

Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории - логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и другим признакам, что обусловливает необходимость их классификации. В каждом конкретном случае следует устанавливать свой, особый состав классификационных признаков логистических финансовых потоков, Для классификации финансовых потоков в логистике используются в основном такие признаки, как отношение к логистической системе, назначение, способ переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей.

По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки.

Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы, внутренний существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на:

• входящий финансовый поток (поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды);

• выходящий финансовый поток (начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде).

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

• финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

• инвестиционные финансовые потоки;

• финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

• финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

• финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов:

• сопутствующие движению основных фондов предприятия (сюда относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);

• обусловленные движением оборотных средств предприятия (финансовые потоки, возникающие в процессе закупки, дистрибуции и продажи товаров, а также при воспроизводстве рабочей силы).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:

• денежные - характеризующие движение наличных финансовых средств;

• информационно-финансовые - обусловленные движением безналичных финансовых средств.

В свою очередь денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые - между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.

Параметры финансовых потоков служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, они необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Например, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер предстоящих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые необходимы при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений.

Параметры финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах ресурсов и движении материальных потоков. Основными параметрами потоков являются объем, стоимость, время и направление.

Объем потока указывается в его документарном, электронном или ином сопровождении в денежных единицах.

Стоимость потока определяют затратами на его организацию, а время характеризует его доступность.

Время и направление финансового потока определяют по отношению к организующему предприятию. Различают входящие потоки и исходящие. Например, предоплата - входящий поток, оплата поставок - исходящий поток.

Время и объем поступлений и вложений, стоимость кредитных средств рассчитываются по всем направлениям движения денежных средств от предприятия в направлении других участников логистического процесса: к потребителям и поставщикам, между складскими, портовыми и таможенными терминалами, в логистических узлах стыковки транспортных потоков. При этом определяют направления результирующих потоков, другие необходимые для управления потоками характеристики.

Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики и потребностей конкретного предприятия и его места в логистической системе.

Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, их устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями.

Основные требования к параметрам финансовых потоков в логистической системе:

• достаточность - наличие необходимого объема финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей или покрытия существующего дефицита;

• оптимизация финансовых затрат на основе согласования объема и движения всех видов ресурсов;

• согласованность финансовых потоков с движением всех других видов потоков в логистической системе и в других экономических системах;

• адаптивность параметров и структуры финансовых потоков к особенностям логистической системы и видам контрагентов;

• соответствие времени прихода финансовых ресурсов моменту возникновения потребностей в них, сокращение временных разрывов;

• надежность источников привлечения ресурсов;

• адаптация финансовых потоков к изменениям внешней и внутренней среды;

• соответствие финансовых потоков информационным.

Информационные потоки

Информационный поток - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих воздействий.

Информационные потоки, возникающие при внешних воздействиях на соответствующую среду, переносят информацию (сообщения) от ее источников к ее потребителям. Эти потоки могут иметь важное самостоятельное значение для оперативного управления и выработки стратегических решений, а могут соответствовать материальным и управлять ими. Различие скоростей материальных и информационных потоков может при наличии соответствия приводить к временному сдвигу между ними.

Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра - накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

К такой информации относятся:

• телефонограммы и факсы;

• накладные, поступающие вместе с товаром;

• информация о поступлении и размещении грузов на складах;

• данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;

• изменения в динамических моделях состояния запасов;

• библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;

• различная нормативно-справочная производственная информация;

• изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;

• текущие сведения о производственных мощностях;

• текущие сведения о поставщиках и продуцентах;

• изменения в динамических моделях портфеля заказов;

• текущие сведения о незавершенном производстве;

• данные о планах выпуска;

• текущие данные о складах;

• данные об объемах и видах готовой продукции;

• данные о фактическом сбыте продукции потребителям;

• данные о финансовых потоках.

Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно:

• наличие соответствующих информационных характеристик процесса;

• адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления;

• организационные формы и система методов логистического управления;

• возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

Информационный поток определяется следующими параметрами:

1. Источником возникновения.

2. Направлением движения, либо адресатом.

3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

Скорость передачи в теории информации или в различных областях техники связи обычно измеряется в бодах (один бод соответствует передаче одного бита в секунду). В практической деятельности скорость информационного потока может определяться числом документов или документострок во всех документах, передаваемых или обрабатываемых в единицу времени. Соответственно общий объем информационного потока может измеряться общим числом передаваемых или обрабатываемых документов или же суммарным числом содержащихся в них документострок.

Информационный поток может функционировать в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, либо он может быть направлен навстречу "своему" материальному потоку. Направление информационного потока может в ряде случаев не иметь ничего общего с направлением движения соответствующего материального потока. Например, комплектующие изделия поступают от продуцента на входной склад, а соответствующие счета - в бухгалтерию.

Если удовлетворяются заказы на поставку сырья, материалов и комплектующих, информационный поток, образованный этими заказами, оформленными в виде документов, направлен в сторону, противоположную соответствующему материальному потоку. Он возникает раньше этого материального потока. Иными словами, этот информационный поток предваряет инициированный им материальный поток.

Фактуры, накладные и необходимая эксплуатационная документация образуют информационный поток, двигающийся в том же направлении, что и соответствующий материальный поток и одновременно с ним.

Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, как уже описывалось выше, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

Таким образом, информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый их этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

Каждый тип информационного потока характеризуется своим F сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

• опережающие с совпадающим направлением;

• опережающие встречные;

• опережающие, различающиеся по направлению;

• синхронные с совпадающим направлением;

• синхронные встречные;

• синхронные, различающиеся по направлению;

• отстающие с совпадающим направлением;

• отстающие встречные;

• отстающие, различающиеся по направлению.

Таким образом, разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

На основе контроля за информационными потоками можно осуществить горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Горизонтальная информационная интеграция позволяет обеспечить взаимоувязанной информацией все материальные потоки, начиная от поступления сырья, материалов и комплектующих, и до готовых изделий, поступающих к потребителям. Этим достигается то, что все управляющие воздействия в функциональных подсистемах и вызванные ими последствия увязываются с общими целями и общей стратегией всей производственно-сбытовой системы.

Вертикальная информационная интеграция может охватить все уровни иерархии производственно-сбытовой системы прямыми (направленными сверху вниз) и обратными (направленными снизу вверх) связями. В результате оказывается возможным оперативно получать достоверную информацию о ходе поставок сырья, производства, сборки, испытаний и доставки продукции потребителям. Наличие такой информационной системы с вертикальными связями позволяет правильно оценивать, своевременно вносить необходимые коррективы и тем самым влиять на процессы закупки, производства, сборки, испытаний, складирования и экспедирования. Подобное оперативное управление позволит правильно учитывать результаты маркетинговых исследований при определении номенклатуры и объема выпускаемой продукции, организовать удовлетворение конкретных заказов, а также обеспечить поддержание требуемого уровня качества.

Обобщая сказанное, можно отметить: объективная и адекватная информация используется при логистическом управлении дважды и двояким образом.

Первый раз потоки информации используются для создания системы логистического управления, ее разработки и внедрения в жизнь.

Второй раз потоки информации используются для адекватного управления в рамках уже сложившейся системы логистики.

Так или иначе информационные потоки в логистике нужно формировать, отвечая на следующие вопросы:

• чем вызвана необходимость в данной информации (а не кем поставлена соответствующая задача);

• на какую внутреннюю информацию можно рассчитывать, насколько она полна и достоверна;

• какие реальные данные внешней информации можно фактически получить, каким образом и какую вторичную информацию можно достоверно использовать;

• какую технику, кадры и ресурсы можно применить при создании и использовании информационных потоков;

• каковы требования к степени оперативности получаемой информации, к ее долговечности.

Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения - обмене информации между различными звеньями логистической системы.

Сервисные потоки

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Международный стандарт ISO 8402:1994 определяет термин "услуга" как итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибуторы и т. п. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

В последние годы прерогативой логистики является и управление сервисными потоками, так как большинство компаний производит не только готовую продукцию, но и оказывают сопутствующие услуги. Кроме того, логистический подход оказался эффективным и для предприятий, оказывающих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.).

На Западе широко используется понятие "логистики сервисного отклика" - SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

SRL-подход является зачастую основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, оказывающих услуги. Критическими элементами этого подхода являются прием заказов на услуги и мониторинг оказания услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (для готовой продукции - в распределительной сети), в которой существуют свои звенья логистической системы, логистические каналы, цепи и т. д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания. Примерами подобных сетей могут служить сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары, и т. п.

До сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг сервиса, что объясняется их особенностями по сравнению с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

1. Сложность спецификации услуг сервисной фирмой и их оценки со стороны покупателя.

2. Покупатель может быть прямым участником процесса оказания услуг.

3. Услуги потребляются в тот же момент, когда они оказываются, т. е. не могут складироваться или транспортироваться.

4. Покупатель, приобретая услуги, никогда не становится их собственником.

5. Качество услуги не может быть протестировано до момента оплаты ее покупателем.

6. Оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество услуг в логистику проявляется в момент, когда поставщик услуг и покупатель встречаются "лицом к лицу". При этом могут возникнуть две ситуации: если нет особых проблем при доведении услуг до потребителя, поставщик может действительно убедить покупателя в высоком их качестве. Если же возникают проблемы, ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество услуг, он сравнивает некоторые фактические значения параметров оценки качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, а если ожидания эти совпадают, качество услуг признается им удовлетворительным.

Для каждого параметра оценки качества услуг имеются две величины (условные) - ожидаемая покупателем и фактическая. Разница между этими двумя величинами называется расхождением (рассогласованием) и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги. В западной экономической литературе это расхождение часто называют термином "разрыв" (gap).

Качество услуг в логистике будет определяться степенью расхождений между ожидаемыми и фактическими параметрами, хотя, конечно, оценка расхождений будет субъективна. Параметрами оценки качества услуг являются: :

• осязаемость - физическая среда, в которой оказываются услуги (интерьер сервисной фирмы, оргтехника, оборудование, внешний вид персонала и т. п.);

• надежность - четкость в соблюдении сроков (например, в физическом распределении доставка товара в указанное время и место);

• ответственность - желание персонала сервисной фирмы помочь покупателю, гарантии выполнения услуг;

• законченность - обладание необходимыми знаниями и навыками, компетентность персонала;

• доступность - легкость установления контактов с сервисной фирмой, удобное для покупателя время оказания сервисных услуг;

• безопасность - отсутствие риска и недоверия со стороны покупателя (например, обеспечение сохранности груза при физическом распределении);

• вежливость - корректность, любезность персонала;

• взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к покупателю, способность персонала войти в роль покупателя и знание его потребностей.

Потребительские ожидания при оценке качества услуг строятся на основе:

• речевых коммуникаций (слухов), т. е. той информации об услугах, которую покупатели узнают от других покупателей;

• личных потребностей. Данный фактор относится к личности покупателя, его запросам, представлению о качестве услуг и связан с его характером, политическими, религиозными, общественными и другими взглядами;

• прошлого опыта, т. е. такого рода услуги уже оказывались в прошлом;

• внешних сообщений {коммуникаций) - информации, получаемой от поставщиков услуг по радио, телевидению, из прессы (реклама в средствах массовой информации).

Для рационализации логистического управления в каналах продвижения и продаж товаров необходимо: во-первых, правильно оценивать параметры качества услуг, во-вторых, строить управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг.

Для этого используют различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т. п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т. е. получить формализованную оценку.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 758.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...