Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предпосылки развития логистикиСтр 1 из 18Следующая ⇒
Содержание
1.Определение термина "логистика". 2 2.Предпосылки развития логистики. 4 3.Исторические этапы становления логистики как науки. 6 4.Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к управлению 9 5.Основные понятия логистики. 11 6.Основные методологические принципы логистики. 14 7.Моделирование логистических систем.. 16 8.Экспертные методы в логистике. 19 9.Материальные потоки. 22 10.Финансовые потоки. 24 11.Информационные потоки. 27 12.Сервисные потоки. 31 13.Логистические операции и функции. 34 14.Классификация логистических операций и функций. 38 15.Факторы, влияющие на объем логистических операции и функций. 42 16.Декомпозиция логистических систем.. 46 17.Логистические цепи. 48 18.Классификация логистических систем.. 50 19.Факторы, влияющие на объем логистических операции и функций. 54 20.Понятие логистической концепции и логистической технологии. 55 21.Логистическая концепция "планирования потребностей/ресурсов" и основанные на ней системы 57 22.Логистическая концепция/технология "точно в срок". 63 23.Микрологистическая система KANBAN.. 66 24.Микрологистическая концепция "плоского/стройного" производства. 70 25.Логистические концепции "реагирования на спрос". 72 26.Логистическая концепция "цепь поставок". 73 27.Информационное обеспечение логистики. 75 28.Информационные системы: принципы построения, структурные и функциональные аспекты 76 29.Современные информационные технологии логистического управления. 82 30.Методы идентификации и хранения данных в логистике. 85
В период становления рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение производственной себестоимости продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек. Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующими предприятиями, фирмами и объединениями. Методы логистики объединяют организацию и управление различными фазами, стадиями и аспектами экономической деятельности. Поэтому однозначного определения логистики не существует, так как авторы вольно или невольно выводят на передний план отдельные стороны логистического управления. Рассмотрим происхождение термина "логистика" (англ. - logistics). Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где "logistike" обозначало "счетное искусство" или "искусство рассуждения, вычисления". В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. В частности, немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек отмечает: назначением логистики в Византийской империи было "платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т. е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил". Исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней. Первая связана с применением логистики в военной области. По-видимому, толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика XIX в. барона А. А. Жомини (1779-1869 гг.), в которых он определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п. В 1884 г. Американский институт военно-морского флота ввел понятие "логистика" для нужд навигации. Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в процессе решения задач материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также организации взаимодействия между поставщиками вооружения и продовольствия, транспортом и войсками. Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск. Вторая трактовка логистики как математической логики использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646-1716 гг.). Данное значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. Указанные основные трактовки понятия "логистика" имеются в настоящее время практически во всех европейских языках. В настоящее время общепринятого определения термина "логистика" как в мире, так и в России нет. Так, определение этого понятия содержится в терминологическом словаре. "Логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации". Понятие логистики в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику управления возникающими в процессе экономической деятельности потоками всех взаимосвязанных видов как единым целым Таким образом, логистика рассматривает как единое целое весь цикл экономической деятельности, от выбора целесообразных производственных задач, определения эффективных методов их решения, управления применением этих методов до организации и управления процессами сбыта и реализации продукции. Хотя логистика рассматривает проблему управления экономической деятельностью как единое целое, вследствие различного физического характера управляемых материальных и нематериальных потоков выделяют функциональные разделы или области логистического управления, например: • логистика запасов; • транспортная логистика; • закупочная логистика; • сбытовая (распределительная) логистика; • логистика производственных процессов; • логистика складирования; • информационная логистика. Ключевой идеей, лежащей в основе логистического подхода к организации и управлению экономической деятельностью, является интеграция. Обусловлено это тем, что потоки материалов, ресурсов, финансов и информации, существующие сами по себе на технически самостоятельных этапах и стадиях деятельности могут быть взаимосвязаны посредством общей системы управления, что может дать существенный экономический эффект. В целом логистическое управление отвечает на следующие вопросы: • что именно и в каком объеме следует изготавливать собственными силами, а что закупать у поставщиков; • как разместить заказы и спланировать складскую сеть; • как осуществлять выбор оборудования; • как осуществлять планирование; • как осуществлять выбор структуры и реализацию внутренней транспортной системы и управлять ее функционированием; • как осуществлять диспетчеризацию и производственный контроль; • как создать эффективную систему складирования; • как осуществлять учет и управление запасами готовой продукции. Предпосылки развития логистики
Необходимым условием для развития отечественной логистики явилась ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций. Отметим главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг., в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее. Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивалась за счет резкого снижения себестоимости товара, повышения надежности и качества поставок (регламентированные сроки, отсутствие брака, возможность дробления партий и т. п.). Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, - энергетический кризис 70-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса. Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса (НТП) в сферах производства и обращения. В результате НТП создаются и начинают применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя. Таким образом, логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Логистика - это особая сфера деятельности, изучающая совокупность материальных, транспортных, финансовых, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами данной системы. Необходимость поиска новых источников повышения конкурентоспособности фирм и относительная исчерпанность их в рамках самой фирмы привели к расширению зоны изыскания резервов, их поиску не только в подразделениях фирмы (как производственных, так и непроизводственных), но и за ее пределами. Кроме того, возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты производственно-коммерческого процесса, а их совокупность. Речь идет об оптимальном использовании всего ресурсного потенциала фирмы. Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества исходя не из абстрактной ориентации на рынке, а нацеливаясь на конкретного потребителя. При этом логическое мышление включает гораздо более широкий спектр вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции. Для принятия квалифицированного решения, повышающего конкурентоспособность фирмы в условиях рыночного противостояния, необходимо на уровне исследования операций, представляющих расчетный базис принимаемого решения, формализовать как можно больше информации, адекватно описывающей как саму фирму, так и окружающую ее внешнюю среду. Достижению этих целей и служит логистика, которая знаменует переход от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. Логистика тесно связана с экономической кибернетикой и эконометрикой. Впервые найдя применение в военном деле, она широко используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, на транспорте, в банковском деле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве и других областях рыночной экономики. Главная идея логистики заключается в том, чтобы все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. С точки зрения логистики особое значение имеют такие направления совершенствования производственного процесса, как разделение труда, углубление специализации и кооперирования производства, его роботизация, внедрение гибких производственных систем, появление ресурсосберегающих технологий, развитие современных средств передачи информации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |