Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюция содержания понятия идеология и его современное значение
Идеология существует с глубокой древности и является одной из форм внутренней духовной регуляции жизни различных социальных общностей и государственных образований. В научный оборотданный термин был введен в начале XIX в., что было связано со становлением идеологии как одной из форм общественного сознания и специфической политической деятельности. Впервые этот терминстал использовать французский мыслитель Антуан Дестют де Трасив ставшими сегодня знаменитыми трудах «Этюд о способности маслить» и «Элементы идеологии». Он обозначил идеологию как особую, нейтральную, беспристрастную науку, которая изучает природуи происхождение человеческих идей. Именно эта наука, по мнениюфилософа, способна стать теоретической основой политической иэкономической деятельности, средством улучшения общественногоустройства любого государства. Но в ХІХ в. преобладало негативноеотношение к идеологиям. Важную веху в эволюции содержания идеологии составило творчество К. Маркса и Ф. Энгельса. Основоположники марксизма подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутыймарксистский анализ идеологии был дан ими в работах «Немецкаяидеология» и «Святое семейство». Термин «идеология» использовалсядля обозначения такого сознания, когда знания об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе». Свое учение К. Маркс и Ф. Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов сумели найти научный метод познания социальных процессов, основанный на материалистическом мировоззрении и диалектике. Термин «научная идеология» принадлежит В. И. Ленину, который назвал так марксистское учение. Таким образом, был поставлен знак равенства между социальной наукой и марксистской идеологией. Все, что не вписывалось в марксистские принципы, не считалось приверженцами В. И. Ленина наукой. Многие западные теоретики и мыслители, не разделявшие взгляды ортодоксальных марксистов, увидели все же в идеологии систему определенных социальных ценностей, с помощью которых можно решать важнейшие политические, экономические и социальные задачи. Ее значение в условиях ХХ в. постарался осмыслить немецкий социолог К. Манхейм. Прежде всего он пришел к выводу, что идеология представляет собой определенный образ мышления конкретных социальных групп, обусловленный их положением в обществе. А этот образ мышления связан с еще одним важным понятием – «интерес». Под таковым следует понимать проявление потребностей в виде стремлений социального субъекта к обладанию средствами их удовлетворения.И хотя после К. Манхейма, вплоть до наших дней, многие философы и политологи стараются доказать ненужность идеологии в связи с достижениями научно-технической революции и окончанием «холодной войны», сама политическая жизнь и политическая практика доказывают обратное. Существование человеческого общества невозможно без многочисленных идеологий. Именно с помощью идеологий политические субъекты (классы, этносы, другие социальные группы, политические партии, общественные организации и движения) выражают и продвигают свои политические интересы. Таким образом, идеология – это систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, которые обусловлены интересами и устремлениями определенных социальных групп и общностей, выражает цели развития общества и человека, указывает пути и средства решения конкретных задач по достижению указанных целей. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и их поведения путем воздействия на сознание.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 644. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |