Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Артикуляционная гимнастика для языка




Упражнения помогут вам выработать полноценные движения языка, необходимые для правильного произношения звуков.

1. Упражнение «Часовая стрелка». Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти разомкнуты. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны. Вращать языком за губами против часовой стрелки.

 2. Упражнение «Жало». Узкий язык высунуть как можно дальше изо рта. Кончик языка должен быть острым. На счет «раз» — острым языком «ужалить» противника. На счет «два» — язык убрать в глубь рта.

3. Упражнение «Шпага». Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» — «укол» в правую Щеку. На счет «два» — «укол» в левую щеку. 10

4. Упражнение «Чашечка». Рот раскрыть. Широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать язык в таком положении 8-10 секунд и убрать в рот. На счет «раз» — высунуть язык, загнув кверху. На счет «два» — убрать, расслабив.

5. Упражнение «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. На счет «раз» — язык тянется к носу. На счет «два» — язык тянется к подбородку.

6. Упражнение «Горка» .Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык (или спинку языка) «выкатывать» вперед горкой и убирать в глубь рта. На счет «раз» — спинка языка выкатывается. На счет «два» — спинка языка убирается назад. Рот открыт и зафиксирован в одном положении.

7. Упражнение «Цоканье». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку. «Поцокать», убыстряя темп.

8. Упражнение «Поглаживание». Рот приоткрыт. Язык начинает поглаживающее движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому нёбу и, загибаясь вовнутрь, гладит мягкое нёбо. Возвращается по нёбу к зубам. На счет «раз» — язык двигается от зубов к мягкому нёбу. На счет «два» — язык двигается от мягкого нёба к зубам. Упражнение способствует хорошей растяжке подъязычной связки. 11

9. Упражнение «Пулемет». Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Строчить языком как из пулемета со звуками т-т-т-т-т-т, затем со звуками д-д-д-д-д-д.

Освобождение челюстей от зажима

 

Нижняя челюсть прикрепляется к верхней челюсти очень сильными мышцами. Эти мышцы находятся около ушей, и их движение можно проконтролировать с помощью указательных пальцев. Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе говорения. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, то человек говорит сквозь зубы, как будто «цедит» слова, и производит неприятное впечатление на собеседников.

 

Чтобы освободить нижнюю челюсть от зажимов, полезно делать следующие упражнения:

1. Упражнение «Ямки». Мягко опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока указательные пальцы рук не ощутят околоушные впадины или ямки, которые образуются перед козелком (небольшим отростком, находящимся перед входом в ухо). При хорошем расслаблении мышц пальцы легко попадают в ямки. На счет «раз» — медленно опускать челюсть, погружая кончики указательных пальцев в образовавшиеся ямки. На счет «два» — поднять челюсть, убрав указательные пальцы из ямок.

 

2.  Упражнение «Ленивый алфавит»

 Мягко, лениво опускать нижнюю челюсть, контролируя указательными пальцами появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в алфавитном порядке с добавлением гласного «а». Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко. Ба-а-а Жа-а-а Ма-а-а Са-а-а Ца-а-а Ва-а-а За-а-а На-а-а Та-а-а Ча-а-а Га-а-а Ка-а-а Па-а-а Фа-а-а Ша-а-а Да-а-а Ла-а-а Ра-а-а Ха-а-а Ща-а-а

 

3.Упражнение «Кивающая голова»

Мягко наклоняем голову вперед. Пальцы рук сплетены за головой, ладони обхватывают шею сзади. Медленно откидывая голову назад, расцепляем пальцы и поглаживающим движением задней и боковых частей шеи снимаем руки. Затем — кивок вперед. При каждом откидывании головы назад произносим звуки ленивого алфавита: Ба-о, Ва-о, Га-о, Да-о, Жа-о, За-о, Ка-о, Ла-о, Ма-о, На-о, Па-о, Ра-о, Са-о, Та-о, Фа-о, Ха-о, Ца-о, Ча-о, Ша-о, Ща-о

 Упражнение снимает зажимы с затылочных мышц и мышц, держащих нижнюю челюсть.

 



ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ

Стихотворные тексты, сочиненные студентами курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории, предлагаются как примеры для индивидуальной работы над исправлением говоров.

 


Саша с Машей Съели сахар,

Сашу с Машей Съел комар!

 

Шорох, запах, голос, Что-то шепчет колос,

Где-то сена ворох — Это лета шорох.

 

Комар — богач

Большой ловкач.

 

Бобыль просил ночлег,

Хотел свершить побег.

 

У меня на кухне диван,

За диваном стоит чемодан.

В чемодане — игра «Магазин»,

А в нем продают сахарин.

А еще там есть батальон,

А за ним идет почтальон,

Письма несет, спешит

И про себя говорит:

работа, растяпа, баранка,

корова, собака, болванка,

дорога, колонна, пороша,

раззява, растяпа, калоша.

 

Завтракала курочка,

Милочка и дурочка.

Поклевала колосок,

Разбудила голосок.

 

Корова, Собака, Забота —

За ними — большая работа.

 

Дорога, а в поле картошка,

Болото, там зреет морошка.

 

На работу растяпа идет —

Аппетитно баранку жует.

 

Как поеду на охоту,

Прихвачу я шарабан,

Барабаны брать не буду,

Но зато возьму капкан.

Все капканы тараканы обегают стороной,

И ни зайцы, ни бараны не заходят в дом родной.

 

Никогда не быть растяпой

И не лезть в бульоны лапой,

 Не мычать в тоске коровой

Оттого, что погреб новый.

 

Как-то я попал в водоворот,

И сломался у меня водопровод —

 Получился вот такой коловорот...

 

Взял я булочку,

Положил на форточку —

 Получилась корочка!

 

 Там сидят карелочки,

Там сидят татарочки —

Прямо из тарелочки

 Кушают бараночки.

 

Марафон Балалайка бежит впереди,

Канарейка бежит позади,

Замарашка тащится сзади,

Барабашка осталась в засаде.

 


По работам Васильева Ю.А.

1.Блюдо с бобами подали бы бабе, подали бы бабе блюдо с бобами, подали бы бабе.

 

2.По попу потоком тек пот, по пупу потоком тек пот

Пот по пупу, пот по попу - потоком тек, тек потоком.

 

3.Вы или не вы ловили на мели налима, на мели ловили вы или не вы?

Вы или не вы меняли на линя налима на линя меняли вы или не вы?

Вы или не вымолили о любви меня молили о любви вы или не вы?

Вы или не вы манили на лиманы в туманы на лиманы манили вы или не вы?

 

4.Корыто крыто круто - коли круто крыто

Не открыть корыто, коли круто крыто.

 

5.Баба ахнула, баба бахнула, баба бабахнула.

 

6.Баба ахнула, баба бахнула, баба бабахнула.

 

7.У Кольки колун у Николки колун

Колко колет Николка – Колька колит не колко.

Колькин колун-колкий – Колькин колун Николкин.(с ноги на ногу)

 

8.Чудак да судак чудачат, судак да чудак судачат (перепрыжка)

 

9.Вы ли не манили, вы ли не ловили, вы ли не меняли, вы ли не любили? (с рукой)

 

10.Лови, не лови, налима нема.

Мани, не мани - налима нема

Моли не моли-налима нема

Лови не налима, лови меня.

Мани не налима, мани меня.

Моли не налима, моли меня.

 

 

Рекомендуемые к просмотру тренинги :

 

1. Бакшеевой Г.Ф.,

 

2. Васильева Ю.А. (можно посетить)

 

3. Алферова Л.Д.

 

4. Клениной О.

 

5. Мастер - класс по сценической речи И. Ю. Промптовой

6. Мастер класс по сценической речи от Дианы Бронниковой(можно посетить)

7. Лекции по риторике Волкова А.

Литература учебная рекомендуемая:

 

1. Аристотель «Риторика»

 

2. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография (СПбГАТИ)

 

3. Алфёрова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. Пособие для самостоятельной работы (СПбГАТИ)

 

4. Васильев Ю.А. Сценическая речь: ритмы и вариации

 

5. Запорожец Т.И. Логика сценической речи

 

6. Ласкавая Е.В. Сценическая речь. Методическое пособие

 

7. Петрова А.П. Сценическая речь

 

8. Сценическая речь. Учебник. По ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой

 

9. Зинаида Васильевна САВКОВА "Искусство звучащей поэзии" и "Техника звучащего слова".

 

10. Учебник риторики. Хайнц Леммерман.

 

 



 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...