Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тренинг артикуляции и дикции




Рекомендации для работы над речью. Составила : С.Мурадова

Упражнения на ВНИМАНИЕ.


Первый этап.
1. Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы.
2. По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего.
3. Нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние.
4. Научиться различать запахи разных цветов.
Второй этап.
Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости.
«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».
Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер.
Упражнения:
Здесь понадобится партнёр. Опишите ему детально дорогу, которой вы в детстве ходили в школу, не упуская ни одной мелочи. Рассказывайте не только о физических объектах, но и о звуках, ваших субъективных переживаниях. Опишите квартиру или дом, в котором выросли или живёте сейчас. Напарник должен нарисовать план по вашему рассказу. Сверьтесь. Поменяйтесь местами.
Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание).
Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства. Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия.
Упражнения:
1. Возьмите коробку спичек или колоду карт. Вы должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, или складывать карты по масти, при этом параллельно рассказывая сказку или стих.
2. Парное упражнение. Попросите партнёра написать на листке какое-нибудь уравнение (например, 125х37=) и принимайтесь за решение. Напарник в это время должен всяческими способами вас отвлекать.
Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала.
«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание, тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет.
Упражнения:
1. Подумайте и постарайтесь проследить во времени, как изменилась улица, на которой вы живете. Например, со времени школы, института. Каждый раз, проходя по ней, обращайте внимание на все перемены, которые происходят.
2. Замечайте на улице людей разных интересов, характеров, типажей. Ведите дневник, записывайте туда свои наблюдения.

                                                                                  





















ДЫХАНИЕ

Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно будет свободным, проходящим и резонирующим. Дженнаро Барра (итальянский педагог)

В этой статье мы поговорим о, пожалуй, самой важной и непростой части в работе с дикторским голосом – о дыхании.

Дыхание неразрывно связано с работой голосовых связок и звуком нашего голоса. В процессе образования звуков участвует весь речевой аппарат, поэтому голос не может звучать красиво, если зажаты губы, язык и челюсть. А если человек дышит неправильно и поверхностно, напрягает мышцы гортани, то его речь не будет полётной, а голос будет быстро уставать.

Именно поэтому занятия голосом необходимо начинать с дыхания.

Если не вдаваться в анатомические вопросы, как устроена наша грудная клетка и как работает диафрагма, то необходимо сказать, что правильное речевое дыхание – смешанное: при котором активно работает диафрагма, нижние рёбра и передняя стенка живота. Диафрагму можно назвать мехами для легких.

Существует несколько типов дыхания:
1. Грудное дыхание, ключичное: наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Диафрагма задействована, но слабо. Такое дыхание считается поверхностным, мышцы шеи напряжены, гортань зажата, поэтому дикторский голос звучит несвободно.
2. Грудобрюшное дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей. Но при таком дыхании не используется полный объём лёгких, и, кроме того, слабо задействована диафрагма.
3. И наконец, дыхание, которому мы обучаемся – Диафрагмально-рёберное. При таком типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости. Лёгкие наполняются воздухом, и он свободно выходит, а речевой аппарат свободен от зажимов.
Предлагаем вам попробовать сделать несколько упражнений, чтобы к теории добавить ещё и опыт!

Упражнение №1. Давайте освободим гортань от зажимов и позволим воздуху свободно выходить во время озвучки текста. Сделайте вдох. Произнесите «аааах», истратив при этом всё дыхание. Повторите упражнение несколько раз, добиваясь лёгкости звучания.
Упражнение №2. Обратите внимание на длину выдоха, и заметьте, какой тип дыхания вы используете. Медленно вдохните носом (как будто нюхаете цветок). Произнесите протяжно и медленно «оооох», легко выдыхая весь воздух.
Упражнение №3. В этом упражнении мы освобождаем гортань от зажимов. Произнесите «Цо-цо-цо-цо-цо-ух. Ца-ца-ца-ца-ца-ух. Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-ух. Цо-цо-цо-цо-цо-ух».
Упражнение №4. Упражнение на освобождение нижней челюсти и свободное, тёплое дыхание. Скажите на одном дыхании несколько раз: «Полпуховика и полполувыпуховика».


Хочу заметить, что если «снять» голос с дыхания, то немедленно включатся в работу мышцы гортани, а говорить на таком звуке очень вредно для голоса в процесса озвучки рекламного текста. Когда мы говорим, необходимо опираться на свое дыхание так же, как мы опираемся на прочность опоры своих ног.

Давайте резюмируем, что мы должны понимать о дыхании:

Основа речи – правильное дыхание.
Оптимальное для речи дыхание – смешанно-диафрагмальное.
Ежедневно тренируя такой тип дыхания, мы добиваемся того, что оно со временем становится бессознательным.
Абсолютно непригодно для речи плечевое дыхание (когда при вдохе поднимаются плечи), так как зажимается голос диктора и используется небольшой объём лёгких.
Закончить эту статью я хочу словами Монтсеррат Кабалье: «Главное – это диафрагма. Секрет звука и других вещей в том, почему и как она двигается».

 

 













Тренинг артикуляции и дикции


Хорошая, четкая дикция напрямую зависит от того, насколько развит и насколько хорошо работает ваш артикуляционный аппарат. Его вялость — основная причина плохой дикции. Хорошо разработанный, свободный артикуляционный аппарат позволит вам освободиться от привычных зажимов и яснее выразить то, что вы хотите сказать. Предлагаем вам свод начальных упражнений для тренировки артикуляции и дикции.

Слово «артикуляция» в переводе на русский язык звучит как «соединение». Артикуляция — это действительно соединение интеллектуального и физического, она соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Давно известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Поэтому артикуляция — в первую очередь, интеллектуально-эмоциональный процесс, и только во вторую — физический.
Артикуляционные мышцы, точнее, артикуляционные поверхности, нуждающиеся в разработке, это язык (в упражнениях различаются передняя и задняя части языка), губы, нос, щеки, ротовая полость, челюсти. Ротовая полость, кроме того, что она участвует в работе артикуляционного аппарата, является еще и крайне важным резонатором, от архитектуры которого зависит качество звука. Все эти поверхности должны быть свободны от зажимов, должны легко реагировать на малейшее изменение, быть достаточно чувствительными и подвижными, чтобы мгновенно отразить смену интонационного оттенка. Даже если вы произносите чужой текст, речь должна быть естественной, словно эти слова родились в недрах вашей души, выпестованы вашей неутомимой мыслью.

Рот говорящего или поющего человека должен быть абсолютно свободен от зажимов. Зажатая нижняя челюсть не даст открыться рту, а значит, звук будет сдавленным, прижатым. Зажим в нижней челюсти создает излишнее напряжение для языка, от которого зависит артикуляция гласных звуков. Положение языка влияет на дикцию самым непосредственным образом. Нижняя челюсть, таким образом, должна быть свободна.

Губы способствуют окончательному образованию гласных и формируют многие согласные звуки. Легкая улыбка, обнажающая зубы (которые являются резонаторами) обеспечивает хорошую дикцию, при которой голос летит далеко, и каждый его звук отчетливо слышен.

Хорошо разработанный, свободный артикуляционный аппарат позволит вам освободиться от привычных зажимов и яснее выразить то, что вы хотите сказать.

Для выполнения всех артикуляционных упражнений вам понадобится зеркало. Оно нужно для того, чтобы контролировать, насколько правильно вы выполняете практику, а также чтобы проверить, нет ли лишнего движения тех артикуляционных поверхностей, которые не задействованы в упражнении. При этом зеркало должно быть не маленьким, а большим — таким, чтобы вы могли видеть в нем все свое туловище. Часто бывает так, что усилие, предназначенное для разработки артикуляционной мышцы, уходит в область шеи, рук, плеч, бедер. Тело должно быть свободным, но неподвижным. Если, выполняя упражнение, вы заметите, что начинаете непроизвольно дергать ногой или жестикулировать — сбросьте напряжение и начните тренинг сначала. Разумеется, голова, руки и плечи, корпус участвуют в речевом акте. Но на время артикуляционного тренинга все эти части голосового инструмента (которым является все тело) должны быть отключены.

Упражнение 1.
Сядьте ровно, позвоночник прямо. Сосредоточьте внимание на лице. Поднимите брови как можно выше и удерживайте их в этом положении до полного изнеможения мышц. Затем сильно зажмурьте глаза и сразу же расслабьте их. После этого максимально растяните рот (улыбка до ушей) и тут же соберите губы, вытянув их вперед.

Упражнение 2. Опустите челюсть как можно ниже. Аккуратно двигайте ее влево и вправо, задерживая в каждом положении на 2-3 секунды. Затем двигайте вперед и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.

Упражнение 3. Откиньте челюсть и раскройте рот как можно больше. Представьте, что вы — лев, которому дрессировщик кладет голову в пасть. В этом положении тяните губы навстречу друг другу (челюсть остается в прежнем положении), стараясь сомкнуть их. Разумеется, сомкнуть губы у вас не получится, ваша задача — растянуть их как можно больше.

Упражнение 4. Представьте себе, что ваш язык — малярный валик. Слегка закрутите кончик языка. Начинайте «красить» этим валиком жесткое нёбо. Старайтесь «прокрасить» его полностью, максимально доставая валиком-языком до краев.

Упражнение 5. Вам очень хочется спать. Вы громко зеваете со звуками:
ААХ
ЭЭХ
ЫЫХ
ООХ
УУХ
Упражнение 6. Запрокиньте голову назад и представьте себе, что вы полощете горло. Издавайте характерные звуки «гррррр».

Упражнение 7. Откиньте нижнюю челюсть. Положение должно быть свободным, естественным, без напряжения. Подставьте под челюсть кулаки и начинайте — сначала немного, затем сильнее — давить кулаками на челюсть, стараясь закрыть рот. А челюсть должна сопротивляться движению кулаков. Нижняя челюсть давит вниз, кулаки давят наверх — и положение остается прежним.

Упражнение 8. Надуйте обе щеки как можно сильнее. Затем резко выпустите воздух: «пфу!». Повторите так несколько раз. После этого надувайте и втягивайте щеки, не выпуская воздух изо рта.

Упражнение 9. Слегка надуйте одну щеку, чтобы получился как бы шарик воздуха. Перекатывайте этот шарик под верхней губой к другой щеке, и под нижней губой — обратно. Шарик можно увеличить в размерах, надув щеку сильнее.
Упражнение 10. Втяните щеки в ротовую полость, нижнюю челюсть опустите. Соберите губы так, будто собираетесь изображать рыбку. Покажите, как рыбка хватает ртом пузырьки воздуха и выпускает их обратно. Смыкайте и размыкайте губы.
Упражнение 11. Представьте, что у вас очень сильно чешутся губы. Откройте рот и почешите губы зубами — сначала верхнюю губу, затем нижнюю. После этого натягивайте губы на зубы, стараясь закрыть губами внутреннюю поверхность зубов.
Упражнение 12. Обнажите верхние зубы, подтянув верхнюю губу. Постарайтесь достать губой до носа. Затем потяните вниз нижнюю губу, обнажая нижние зубы. Теперь доставайте губой до подбородка.
Упражнение 13. Сомкните зубы, губы тоже сомкнуты и расслаблены. Пропустите воздух сквозь губы со звуком «фрррр!». Вспомните, как фыркают лошади — вам надо сымитировать этот звук.
Упражнение 14. Водите языком между верхними зубами, верхней губой и щеками. Представьте себе, что вы чистите языком полость рта. Затем проведите языком между нижними зубами и нижней губой. «Почистите» так же нёбо и область под языком.
Упражнение 15. Откройте рот и слегка раздвиньте губы. Касайтесь кончиком языка верхней губы, затем нижней губы, затем правого уголка губ, затем левого.
Упражнение 16. Прислоните язык к верхнему небу и сделайте присасывающее движение. Затем с силой отцепите язык от нёба. Должен получиться характерный «цокающий» звук. Поцокайте языком.
Упражнение 17. Возьмите глубокое дыхание, выдыхая, произносите звук «АААА». Высуньте язык и прикусите его, чтобы получился звук «ЛЛЛЛ». Поиграйте со сменой звуков.
Упражнение 18. Исходное положение — сидя или стоя. Спина прямая, поза свободная, лицо спокойное. Не двигая головой, «нарисуйте» носом яблоко, ананас, дерево. То же самое повторите губами, затем — глазами, бровями. «Рисуйте» разные картины всеми подвижными частями лица.
Упражнение 19. Это упражнение досталось нам от Екатерины Второй. Современники отмечали, что у нее до самой старости было гладкое, спокойное, царственное лицо. Причиной этому было одно упражнение, которое Екатерина придумала сама. Вот что пишет историк Пыляев: «Императрица имела особенный дар приспособлять к обстоятельствам выражение лица своего; часто после вспышки гнева в кабинете подходила она к зеркалу и руками, так сказать, сглаживала, прибирала черты свои и являлась в залу со светлым, царственно-приветливым лицом». Мы предлагаем и вам научиться этому.
Встаньте перед зеркалом. Расслабьте лицо. Растопырьте пальцы и обеими пятернями начинайте гладить от краев лица к носу, как бы собирая его в одну точку Одновременно сжимайте, собирайте к носу лоб, брови, щеки, подбородок. Глаза придется закрыть, но чтобы посмотреть, что получилось, оставьте небольшие щелочки. Зафиксируйте положение. А теперь обратным движением — от носа к краям — начинайте разглаживать, расправлять лицо. Такое упражнение не только прекрасно разрабатывает артикуляционные поверхности, но и действует как лицевой массаж. При его регулярном выполнении кожа лица становится упругой и гладкой.

Автор: Иван Дмитриевич Лaдaнoв, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им А.И. Гeрцeнa.

Следующие упражнения направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленных неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть.
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.
2. Мягкое небо.
Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.
Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.
Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».
3. Вялый язык и губы.
Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. Проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;
произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;
произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;
для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.
4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта.
Упражнения для улучшения дикции при прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».
При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».
Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».
5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов.
Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.
6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе
В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное. Упражнения для улучшения дикции Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание,

 

7. Развитие диапазона и усиление голоса
Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.
После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

 















































Упражнение «Маланья».

 «Ведомый», в отличие от предыдущего упражнения, работает с открытыми глазами, он видит все движения «ведущего», зрительно воспринимает его жестовые команды наряду со звуковыми командами, совпадающими по условиям тренинга с речевым поведением «ведущего» в предыдущем упражнении. Теперь партнеры хорошо видят друг друга. «Ведущий» управляет партнером, как эластичной податливой куклой, находясь от «ведомого» на расстоянии двух-трех метров. Движениями рук, особенно кистями, и беспрерывным произнесением: «Маланья-Маланья-Маланья-Маланья...» — «ведущий» заставляет партнера с помощью кантилены и голосового резонанса «плыть по пространству» в указываемых направлениях. «Ведомый» при этом не должен «слепо» выполнять волю «ведущего», бесчувственно ему подчиняться. Важны движения, рождающиеся под воздействием звучания и движений партнера. Иллюстрации, показа с подтекстом: «я, мол, понимаю, что ты от меня хочешь, я сделаю это» лучше избегать.

 

Упражнение «Ловкие руки»

 Вновь парное упражнение. Игра, знакомая вам с детства. Участники игры встают друг против друга в неглубоком пружинистом «приседе» и затевают очень простую детскую игру. Один из играющих протягивает к партнеру согнутые в локтях руки и разворачивает ладонями кверху (он — «ведущий»). Второй участник («ведомый») кла- дет свои руки на руки партнера сверху — ладонями книзу. Задача «ведущего»: неожиданно и стремительно ударить по рукам своего партнера сверху. Задача «ведомого»: успеть отдернуть руки до того, как партнер коснется их. У «ведущего» несколько способов обмануть партнера. Он вправе пользоваться ими по своему усмотрению: бить наискось, то есть правой рукой по левой руке партнера или левой рукой по правой руке партнера; ударять напрямую, то есть правой рукой — по правой руке, а левой — по левой; бить обеими руками одновременно. До удара «ведущий» протяжно тянет «о-о-о-о...», длительность которого не ограничена. Прерывается тянущееся «о-о-о...» в момент, когда «ведущий» ударяет «ведомого» по рукам. Удар сопровождается восклицанием «...па!».

 

 

Упражнение «Ритмы в круге»

В новом упражнении первичное ощущение: полет тела, кантилена полета, ритмы летящего тела. Пластические задания: вы поочередно отводите в стороны правую и левую ноги, они будто бы «отлетают» в стороны, «разлетаются». Переменяя опорную ногу, как и в предыдущем упражнении, стремитесь попадать опорной ногой в одно место на полу. И во время вдоха, и при выдохе — тело прямое, руки отведены в стороны, локти слегка согнуты — ощущение вертикали. При переменах ног старайтесь не подпрыгивать высоко, «словите такой кайф», словно ваш полет происходит на одной высоте (при неподвижных «крыльях-руках» совершайте прыжки с ноги на ногу). Испробуйте эти двигательные задания каждый самостоятельно. Поначалу чувствуется много излишних напряжений

 

 

Чистоговорки

— Гонец с галер сгорел в огне;

— Король — орел, орел — король;

— Шагал шакал, шакал скакал;

— Для своих бобрят бобры добры;

— Добыл бобов бобыль Бобков.

 — Клара крала ларь у Карла;

— Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...