Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прокурорский надзор за законностью применения мер пресечения.




Меры пресечения выражаются в ограничениях по отношению к этому лицу. Такие ограничения могут быть связаны с выбором места жительства (домашний арест), свободой передвижения (заключение под стражу), возможностью утраты определенной денежной суммы (залог), возможностью наступления каких-либо неблагоприятных последствий для третьего лица (личное поручительство).

Дознаватель, следователь, прокурор, суд вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый:

1) скроется от предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения приговора. Меры пресечения могут быть применены лишь лицом, специально уполномоченным на то законом. УПК РФ в качестве таких лиц называет прокурора, следователя, дознавателя, судью.

При избрании меры пресечения учитываются многие факторы, такие как тяжесть предъявленного обвинения, данные о Личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и др.

Меры пресечения применяются только по возбужденному уголовному делу.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Домашний арест, заключение под стражу возможны только по решению суда, залог — с согласия прокурора. Это необходимо в связи с тем, что такие меры являются довольно жесткими и существенно ограничивают права граждан.

Наличие такого широкого перечня позволяет выбрать наиболее адекватную меру пресечения в зависимости от тяжести содеянного и личности обвиняемого.

Избрание меры пресечения в исключительных случаях возможно не только в отношении обвиняемого, но и в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, то с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд — определение, содержащее указание на преступление, в котором обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Одновременно лицу, в отношении которого избирается мера пресечения разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения должно быть мотивированным. Прокурор вправе указать следователю или дознавателю на необходимость применения к лицу определенной меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме. В постановлении следователя или дознавателя об избрании меры пресечения указывается, что она избрана по указанию прокурора.

Копия постановления об избрании меры пресечения в отношении конкретного лица должна быть незамедлительно вручена этому лицу. Вручение постановления об избрании меры пресечения производится под расписку.

Прокурор, осуществляя данный вид надзора, проверяет:

— имелись ли достаточные основания для принятия данной меры наказания;

— проверяет соответствие постановления, порядок и сроки принятия меры пресечения.

Все факты, ставящие под сомнение законность и обоснованность вынесенного решения об избрании меры пресечения, должны быть тщательно проверены прокурором.

 

Надзор за исполнением законов при приёме, регистрации сообщений о преступлении.

Важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является ПН. В соответствии со статьей 37 УПК прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Закон предусматривает следующий порядок рассмотрения сообщений о преступлениях. Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предоставленный для принятия решения по сообщению, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

Сообщения могут быть письменными или устными. Письменные сообщения подлежат обязательной регистрации. Порядок регистрации и учета сообщений определяется ведомственными актами. На данный момент действует талонная система принятия сообщений. Заявителю выдается документ (талончик) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Устные сообщения заносятся в протокол. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Анонимные сообщения не могут быть зарегистрированы, но являются основанием для проведения проверки. Прокурор обязательно проверяет порядок принятия, регистрации, учета сообщений не реже 1 раза в месяц. Чтобы эти проверки проводить квалифицированно, прокурору необходимо знать ведомственные нормативные акты, в которых детально расписаны действия по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Таким образом, прокурор надзирает за тем, чтобы был соблюден порядок принятия, регистрации, учета, рассмотрения сообщений о преступлениях, чтобы не ущемлялись права и законные интересы граждан.

 

Надзор за законностью решений, принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...