Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами




-ов-, - ев- :

Морж, нож, баржа, марш, плющ, парча, кумач, сургуч, холст, борщ, луч, пища, вещь, свинец, ситец, лицо, кольцо.

9. Выпишите слова в 2 столбика: 1) где нужно вставить нн; 2) где нужно вставить н:

Торжестве_ый, урага_ый, семе_ой фонд, льня_ая ткань, степе_ый мужчина, журавли_ый, мысле_ый разговор, кухо_ый стол, име_ой, операцио_ый, ветре_ый юноша, заветре_ая сторона, бритве_ый прибор, пчели_ый, были_ый, равни_ый, змеи_ый, осли_ый, масле_ый блин, стари_ый, карти_ый, голуби_ый, плятя_ой, жестя_ой, овся_ая крупа, ками_ый, ветря_ая мельница, ветря_ой двигатель, рья_ый, багря_ый, племе_ой, сербря_ая ложка, тополи_ый пух, кожа_ое пальто, ю_ые туристы, масля_ое пятно, речь насдержа_а, назва_ый брат, покраше_ый стол, вино не выдержа_о, моще_ая улица, вяза_ый сестрой свитер.

 

10. Образуйте прилагательные с суффиксами:

а) –еньк-, - оньк-: веселый, тонкий, голубой, молодой.

б) –ск-, - к-: Елец, Ницца, Кавказ, черкес, Дамаск, этруск, Тарту, Сибирь, ноябрь, Пфальц, январь, Констанца, Грац.

 

11. Вставьте пропущенные буквы:

Из Москвы мне пр_везли н_большой п_рочи_ный нож_чек с кост_ной ручкой и двумя зеркальными лезвиями.

 

12. Выпишите слова в 2 столбика: 1) оканчивающиеся на –инский; 2) оканчивающийся на –енский: Мари_нский (Мариин) театр, сестр_нский (сестрин), ров_нский (Ровно), мытищ_нский (Мытищи), охт_нский (Охта), ялт_нский, грозн_нский (Грозный), зареч_нский (Заречье), колом_нский (Коломна), соч_нский.

 

13. От данных глаголов образуйте формы:

а) 2 лица единственного числа, повелительного наклонения единственного и множественного числа: озаглавить, проверить, умножить, плакать, подрезать, сесть, ехать, заметить, насыпать, поспорить, исправить.

б) 2 лица единственного числа, неопределенную форму: охочусь, выращиваю, берегу, радуюсь, учусь, гуляю, лежу, испеку, кладу, отвлеку, иду, надеваю.

 

14. Переделайте предложения так, чтобы в каждом из них был безличный глагол:

Мы хорошо живем в деревне. Наступают сумерки. Я плохо себя чувствую. Я не могу заснуть.

1. Выпишите глаголы в 2 колонки: 1) с суффиксами -ова - (-ева-); 2) с суффиксами -ыва- (-ива-).

Заноч_вать в тайге, барка покач_валась на воде, вдалеке что-то поскрип_вало, раскап_вать листья, охота странств_вать, буран еще свирепств_вал, сосед потч_вал ухой, команд_вать парадом, зав_д_вать хозяйством, танц_вал хорошо, девушки ей зав_д_вали, частенько навед_ваться, земля отта_вала, вагоны привычно подраг_вали, унылость овлад_вала мною.

 

15. Спишите, раскрыв скобки:

(восемьдесят пять) летний старик, (двести пятьдесят три) квартирный дом, (три) миллионное население, (пол) тора рубля, (пол) одиннадцатого, (три) десятых килограмма, (два с половиной) оборота, (восемь) сот, (две) пятых, (пол) десятого, (пол) столовой ложки, (четверть) финал, (тридцать пять) километровый переход, (девяносто) градусный спирт, (двести) пятьдесят второй, (пятьдесят) восемь дней.

 

Домашнее задание 16. Перепишите предложения, раскройте скобки, употребляя сочетания числительных с существительными в нужной падежной форме.

Библиотека пополнилась 753 (тысяча) книг. Из 980 книг своей библиотеки он всерьёз дорожил лишь 378, а к остальным 610 относился прохладно. Вес крейсера достигал 2327 (килограмм). В этот час мы покидаем льдину, пройдя за 274 (сутки) дрейфа свыше 2500 (километр). Арендатор владел 867 га земли. На 567 га он выращивал картофель, а на 300 — овощи. С 672 (рубль) он получил прибыли более 1,5 (тысяча) рублей. 22 (сутки, день) он был в пути. Пожалел о зря потраченных 500 (рубль). К 845 прибавьте 90. Из 469 вычтите 60. Знакомство с 232 (участник) конкурса продолжалось в течение 18 (день). Из 543 (проект), представленных 400 (школа), 80 отличались особым подходом к проблеме, об остальных 463 можно не говорить подробно. Институт гордится своими 5876 (студент). У неё есть 11 кошек, которые родили уже более 450 котят. Всем 450 вручены родословные, всеми 450 гордится клуб.

 

17. Прочитайте, употребляя числительные в нужной падежной форме:

В хранилище не оказалось 479 (книга). В 2003 (год) в квартире произведён капитальный ремонт. Более 75800 (турист) посетило в этом году Швейцарию. В работе кружка принимает участие более (полтора десятка) студентов. На вечере выпускников я встретилась с 24 (одноклассник). К 2 целым и 1/3 нужно прибавить 4/5 (грамм). Выполнили 7,5 (процент). Находились в (полтораста километров). Около 380 (килограмм) (апельсин) раздали 256 (дети). Он командовал 670 (солдат). Стадо из 380 (олень) — большая редкость. Изложено всё на 300 (страница). Выпущено пособие с 3426 (чертёж).

 

Семестр

Практическое занятие № 3

Тема:Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

Цель: рассмотреть понятие сложного предложения, его структуру и синтаксические особенности, закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления синтаксических конструкций, имеющих строение сложного предложения.

Основные понятия: синтаксис, синтаксическая конструкция, сложное предложение, типы сложных предложений.

План

1. Понятие о сложном предложении.

2. Запятая в сложносочиненном предложении.

3. Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении.

4. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

5. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку : учеб. пособ. / под ред. П. А. Леканта. – М. : Высш. школа, 2006. – С. 372 – 380.

2. Розенталь Д. Э. Русский язык : учеб. пособ. / Д. Э. Розенталь. – М. : ООО «Изд-во «Оникс» : ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2010. – С. 313 – 315, 319 – 322, 325 – 328, 333 – 334, 338 – 342.

3. Розенталь Д. Э.Русский язык : учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. — М. : Оникс, 2010. — 448 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17360&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – М. : Просвещение, 1990. – С. 202, 204 – 207, 208 – 210, 212 – 214.

5. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2013. – С. 162 – 172, 179 – 184.

6. Розенталь Д. Э. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М. : Махаон, 2005. – С. 156 – 162.

7. Розенталь Д. Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

8. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

9. Розенталь Д. Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник / Валгина Н. С. – М. : Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. —М. : Логос, 2002. — 528 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=8015&mode=DocBibRecord

3. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. – М., 2003.

4. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т. В. Вахрушева, Н. М. Ким, Е. В. Попова и др.; под ред. О. Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

5. Селезнева Л. В. Русский язык. Пунктуация : учеб. пособ. / Л. В. Селезнева. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 400 с. 

Контрольные вопросы

1. Какими признаками характеризуется сложное предложение?

2. Назовите черты сходства и различия простого и сложного предложений?

3. На какие типы делятся сложные предложения? Что лежит в основе их деления?

4. Какие предложения называются сложносочиненными?

5. Какие предложения называются сложноподчиненными? На какие типы они делятся по структуре?

6. Какие предложения называются бессоюзными?

 

Задания для практической работы

1. Выпишите из предложения конструкции: союзи– и то, что он соединяет. Это могут быть: а) однородные члены; б) части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы соединяемых частей). Например: На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка. – Винтовка и шапка. Я сел в кибитку, и лошади понесли меня навстречу новой жизни. – Я сел, и лошади понесли.

1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. 2. Птицы кричали, ссорились, непрерывно слетали, возвращались, и над скалою слышался неумолкаемый шум. 3. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч, волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. 4. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. 5. Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою. 6. При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати. 7. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор. 8. Вскоре я выздоровел и смог перебраться на мою квартиру. 9. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. 10. Небо хмурилось, и становилось прохладно.

 

Домашнее задание 2. Расставьте пропущенные запятые, подчеркните главные члены предложения. Устно объясните употребление знаков препинания:

1. Над черной далью и безлюдной равнины клубится прозрачный туман и длинные нити седой паутины окутали серый бурьян. 2. Был уже весенний месяц март однако по ночам деревья трещали от холода как в декабре. 3. Не то дождь пошел не то воробьи пробежали по крыше веранды. 4. Налетит ветер и через минуту-другую все скрывается в темноте. 5. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 6. Шум доносившийся с судна заставил их насторожиться и обнюхав воздух звери стали удаляться. 7. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. 8. И только ветер шуршит камышовой кровлей да собака урчит спросонья. 9. Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль. 10. Я всю жизнь провела около этого озера и знаю на нем каждый островок.

3. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

1. Всякому человеку для того чтобы действовать необходимо считать свою деятельность важной и хорошей (Л. Толстой). 2. Теперь когда вблизи говорили люди и светилось окно ему уже не было страшно хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо (А. Чехов). 3. И вспомнил он свою Полтаву обычный круг семьи друзей минувших дней богатство славу и песни дочери своей и старый дом где он родился где знал и труд и мирный сон и все чем в жизни насладился что добровольно бросил он (А. Пушкин). 4. Посередине трещал огонек разложенный на земле и дым выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг такой густой пеленой что я долго не мог осмотреться (М. Лермонтов).

 

4. В данных предложениях опустите выделенные союзы и поставьте во вновь образованных бессоюзных сложных предложениях нужные знаки препинания:

Он ждал расспросов, но она молчала и смотрела за окно, где все так же однотонно шумел дождь. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. Всем известно, что на рыбной ловле разговаривать нельзя. Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать. Соловей весенней ночью на черемухе поет, потому что в нашей роще раньше всех она цветет. Еслитебе хочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес, к подснежникам. Солнце повернуло к лету, и дни стояли еще короткие. Свет движется, летит и несется, а тени ложатся. Если правильно выбирать дело, всегда будешь счастлив. Вале стало грустно, что она так огорчила его.

 

5. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения:

Назвался груздем полезай в кузов. Свойство зеркальце имело говорить оно умело. Над Герасимом однако глумиться не все решались он шуток не любил. Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Дело было вечером делать было нечего. Тепло вода сбегает. Обычной чередой идет косьба хлеба не будеут ждать! Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет. Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась. Четвертый час надо торопиться к обеду.

 

6. Выберите нужные знаки, передающие смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений:

1. Не один Печорин любовался хорошенькой княжной из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза неподвижные огненные (М. Лермонтов). 2. Звезды осени мерцают тускло месяц без лучей кони бережно ступают реки налило с дождей (Н. Некрасов). 3. Запоет петух в мороз надо ждать более теплой погоды. 4. Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (А. Пушкин). 5. Он не увлекается и не интересуется искусством в том числе и литературой вся его природа искусству враждебна (В. Набоков). 6. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене тело нежится и томится легким жаром пышет лицо сладкая лень смыкает глаза (И. Тургенев).

 

Домашнее задание 7. Расставьте пропущенные запятые, отметьте количество простых частей в составе сложного предложения:

1. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит. 2. Около полудня небо насупилось надвигалась темная туча и под веселые раскаты грома зашумел ливень. 3. Едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель что он ничего не видел. 4. Под навесом перед саклей послышались шаги дверь скрипнула и вошел хозяин. 5. Он на допрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец. 6. Надо войти в круг переживаний поэта чтобы полно воспринимать их; надо вчитаться в его стихи чтобы вполне оценить их оригинальность. 7. Луна сияла июльская ночь была тиха изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду. 8. Идет по деревьям шагает трещит по замерзлой воде и яркое солнце играет в косматой его бороде. 9. Отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться звуки голоса и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. 10. Меня могила не страшит там говорят страданье спит в холодной вечной тишине но с жизнью жаль расстаться мне. 11. Дул жестокий ветер мутные валы ходили по всему пруду мутное небо отражалось в них камыши высохли пожелтели волны и ветер трепали их со всех сторон и они грустно и глухо шумели. 12. Искусство обладает одним замечательным свойством то душевное состояние в котором находился художник передается впоследствии читателю хотя бы ничего об этом состоянии не было сказано.

8. Укажите недочеты в построении сложных предложений. Дайте правильные варианты. В случае необходимости упростите конструкцию, заменив сложное предложение простым.

1. У которых учеников были лопаты, они рыли ямы для деревьев. 2. Цитаты эти – неизвестно откуда автор их взял. 3. Еще ужаснее была судьба детей, работавших на фабриках, которые были обречены на медленное умирание. 4. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян... 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественной стороне произведения. 6. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручение. 7. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были выделены денежные средства, которые, однако, были использованы не по назначению. 8. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 9. Все эти мужчины были молодыми людьми специфической внешности, такие, как обычно содержат владельцы игорных домов и ночных баров. 10. – А вот чтобы упорядочить с названием улицы и номером дома, у коменданта Гурова еще не дошли руки, – сказал Максимов.

Практическое занятие № 4

Тема: Стилистика.

Употребление форм частей речи в простом и сложном предложениях 

Цель: закрепить на практике теоретический материал по правилам употребления форм разных частей речи в связной речи.

Основные понятия: языковая норма, стилистика, текст.

План

1. Нормы употребления форм существительных.

2. Нормы употребления форм прилагательных.

3. Нормы употребления форм местоимений.

4. Нормы употребления глагольных форм.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. —М. : Логос, 2002. — 528 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=8015&mode=DocBibRecord

2. Голуб И. Б.Русский язык и культура речи : учебное пособие [Электронный ресурс] / И. Б. Голуб. — М. : Логос, 2003. — 432 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=11982&mode=DocBibRecord

3. Нормы русского литературного языка : учеб. пособ. по культуре речи / под. ред. Л. А. Константиновой. – М. : Флинта: Наука, 2010. – С. 60 – 63, 42 – 51.

4. Розенталь Д. Э. Русский язык : учеб. пособ. / Д. Э. Розенталь. – М. : ООО «Изд-во «Оникс» : ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2010. – С. 380 – 392, 397 – 405, 417 – 419.

5. Розенталь Д. Э.Русский язык : учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. —М. : Оникс, 2010. — 448 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17360&mode=DocBibRecord

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2013. – С. 265 – 267, 290 – 291, 302 – 315, 319 – 325, 364 – 367, 368 – 375.

7. Розенталь Д. Э. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М. : Махаон, 2005. – С. 130 – 147.

8. Розенталь Д. Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

9. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

10. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник / Валгина Н. С. – М. : Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. – М., 2003.

3. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т. В. Вахрушева, Н. М. Ким, Е. В. Попова и др.; под ред. О. Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

4. Селезнева Л. В. Русский язык. Орфография : учеб. пособ. / Л. В. Селезнева. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 400 с.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности употребления форм существительных?

2. В чем заключаются особенности употребления кратких форм прилагательных?

3. В чем заключаются особенности склонения числительных?

4. В чем заключаются особенности употребления местоимений различных разрядов?

5. В чем заключаются особенности спряжения личных глагольных форм, форм времени, наклонения, вида?

6. В чем заключаются особенности употребления причастных деепричастных форм?

7. Употребление каких грамматических форм вызывает у вас затруднения?

8. Употребление каких синтаксических конструкций вызывает у вас затруднения?

Задания для практической работы

Домашнее задание 1. Какой из вариантов вы считаете соответствующим нормам литературного языка? Подчеркните его. В случае правильности обоих вариантов подчеркните тот и другой; укажите стилистическую окрашенность варианта (если она имеется).

Много народа — много народу, ложка мёда — ложка мёду, чашка чая — чашка чаю, рюмка коньяка — рюмка коньяку, кусочек мела — кусочек мелу, ложечка сахара — ложечка сахару, тарелка супа — тарелка супу, грядка лука — грядка луку, чашка риса — чашка рису, килограмм сыра — килограмм сыру, мешок цемента — мешок цементу, тонна песка — тонна песку, таблетка аспирина — таблетка аспирину, выйти без спросу — без спроса, покупать без разбору — без разбора, нет отказу — нет отказа, поел чесночку — поел чесночка, выпил чайку — выпил чайка, налил кваску — налил кваска, купил коньячку — выпил коньячка, наговорил вздору — наговорил вздора, наделали шуму — наделали шума, задать жару — задать жара, поговорим с глазу на глаз — поговорим с глаза на глаз, собирали с миру по нитке — собирали с мира по нитке, не сказал ни разу — не сказал ни раза, от него ни слуху ни духу — от него ни слуха ни духа, говорит без умолку — говорит без умолка, купим кефирчику — купим кефирчика, залей бензинчику — залей бензинчика.

 

2. В следующих примерах согласуйте определение с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы:

1. Необыкновенн... голос и дикция актера позволили ему стать ведущим артистом театра. 2. Прочитанн... роман и повесть стали предметом из спора. 3. Молод... береза и осина склонились друг к другу. 4. В комнате стояли коричнев... комод и шкаф. 5. Мне хочется посмотреть хорош... фильм или спектакль. 6. На тарелке лежат сочн... яблоко и груша. 7. Сценарий был написан не стихотворным, а прозаическим текст... 8. То на северной, то на западной трибун... вспыхивали бурные аплодисменты.

3. Перепишите, употребляя слова, помещённые в скобки, в нужной падежной форме. Обратите внимание на их окончания:

1. В магазин прибыла партия (макароны). 2. Поражают удивительные песни (грузины). 3. Государство оценило роль (партизаны) в победе над врагом. 4. (Отбой) нет от разных заманчивых предложений. 5. За ночь навалило (снег). 6. Я это умышленно упустил из (вид). 7. Немало (кафедры), (факультеты), (институты) не могут дать (окончательный), научно (обоснованный) (ответ) на эти вопросы.

 

Домашнее задание 4. Исправьте ошибки в образовании и употреблении форм имён прилагательных, употребите их правильные варианты:

Более выше, менее слаще, более помоложе, более лучше, самый наилучший, самый наименьший. И я думаю, что с этого момента я буду стараться достигать наиболее лучших результатов в моём профессиональном росте, трехсот пятидесяти семитысячный, четырех сот восьмидесяти шести миллионный, менее сильнейший, более хуже, более умнее.

 

5. Образуйте все возможные краткие формы (мужского, женского, среднего рода единственного числа и форму множественного числа) следующих прилагательных. Поставьте в них ударение.

Верный, взрослый, лиловый, мягкий, плохой, правый, простой, светлый, сладкий, трудный, тугой, умный, чужой, шоколадный.

 

6. Исправьте ошибки в употреблении форм местоимений:

1. Ихние вещи, евоный диск, ейная книга, еёная сумка, подарок для ней, впереди их, около её, позвал к ему, до чьЁго дома, чьЁму ребёнку, у сколькИх покупателей. 2. Со столькИми клиентами мы поработали. Мимо их пронеслась машина. По поводу него уже говорили. Сестра старше него. Мы работаем лучше неё. Сзади его шла собака.

 

7. Употребите во всех личных формах ед. и мн. ч. настоящего времени глаголы:
а) хотеть (разноспрягаемый глагол: в ед. ч. изменяется по типу 1 спр., во мн. ч. — по типу 2 спр.);
б) беречь.

 

Домашнее задание 8. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор:

1. Большинство приехал... в четверг. 2. Только меньшинство отряда выбрал...сь из леса. 3. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировал...сь на различных фестивалях. 4. Большинство приятелей, знавших их отношения, во всем обвинял... Лукина Александра. 5. Большинство установок был... направлен... на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. 6. Ряд исследователей, занимающихся этой проблемой, полага...т, что Уральская складчатая система через Новоземельскую геосинклиналь продолжается далее на восток. 7. Часть отряда занял... позицию на этом берегу. 8. Бóльшая часть выступавших не согласил...сь с докладчиком. 9. Подавляющее большинство электората в этот день отправил…сь на свои дачные участки. 10. Большинство пассажиров пользу...тся услугами агентств воздушного флота.

 

9. Определите отклонения от грамматических норм, вызванные неправильным употреблением причастных форм. Исправьте предложения:

1.Пушкин создал образ человека, не пошедшего ни по одному из этих путей. 2. Работы, выполняющиеся полировщиком, являются отделочными. 3. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. 4. Размещенный вокзал в центре города хорошо связан общегородским транспортом с пристанями и морскими вокзалами. 5. Чешская книга была в то время редким явлением, драгоценностью, передававшейся из рук в руки, хранившейся и читавшейся в дружеской среде. 6. Министр рассказал об изменениях в программе, готовящейся им к обсуждению в Думе. 7. При проверке изложенные факты в заявлении не подтвердились. 8. Автор опубликовал документы, освещающие события, имеющие место в 15 веке. 9. Двоеточие ставится в предложениях с однородными членами, расположенных после обобщающего слова.

 

10. Прочитайте. Устраните двусмысленность, вызванную нарушением порядка слов в предложениях:

1. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Первокурсники посещали занятия по греко-римской борьбе старшего преподавателя Петрова. 3. На стенах афиши и плакаты о выступлениях В. Маяковского на немецком, французском, чешском и польском языках. 4. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций. 5. Нужно уметь делать анализ фактов, но и не только правильно строить взаимоотношения. 6. Она пошла в магазин и сняла бигуди. 7. Собачка с девочкой ждала папу. 8. Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже. 9. Также другие причины я отразила в отчёте. 10. В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно. 11. Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. 12. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден был бывать. 13. Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта.

 

11. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки:

1. Он сфотографировал меня в анфас. 2. Предстала перед ними в нигляже. 3. Согласно графика, у мужа отпуск летом. 4. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 5. Я купила три метра красивой тюли. 6. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 7. В нашем общежитии живет двое вьетнамских девушек. 8. Он ещё не пришёл с магазина. 9. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 10. Ряд наших школ будет бастовать. 11. Птица какаду жил в доме у бабушки много лет. 12. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 13. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 14. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 15. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 16. Обращаясь к малышу, речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемый самим ребёнком и взрослым. 17. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 18. Исследуя этот случай и прочтя полностью текст, вполне логично «несмотря на» — это предлог. 19. Но желание донести мысль до адресата портит зачастую весь смысл сказанного 20. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира, которые спаслись на крышах домов. 21. Портрет написан известным художником, я его недавно видел на выставке. 22. Сейчас я учусь в медучилище медсестрой. А потом я хочу поступить на высшее образование (Из телепередачи «Моя семья»).

 

12. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте:

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 528.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...