Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните употребление прописных и строчных букв в этих словах и различия в их значениях.




Земля — земля, Луна — луна, Молох — молох, Перун — перун, Ренессанс — ренессанс, Солнце — солнце, Маузер — маузер, Галифе — галифе.

 

12. Из слов, помещенных в скобках, при помощи указанных приставок образуйте новые слова.

Без-/бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный);

воз-/вос- (зрение, становление, держаться, принимать, создавать);

из-/ис- (зябнуть, зубрить, жарить, портить, следовать);

от-/о- (тащить, таять, тяжелеть, толкнуть);

под-/по- (дразнить, данный, давать, дарить);

раз-/рас- (знакомиться, жечь, писание, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чет, считать, чистка).

 

13. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам:

а) с приставками, не меняющими на письме согласного; б) с приставками на з/с; в) с приставками на гласный.

Бе…вкусица, …жечь дотла корабли, бе…жалостный, бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…стание, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…по…тишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…движка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.

 

14. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания и определите их принцип.

1. И пастырь ни…ходит к веселым д…линам, где мчится Арагва в т…нистых брегах (П.). 2. Ночь была темная, теплая и бе…ветреная (Л.Т.). 3. Мужик глянул на меня и…подлобья (Т.). 4. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, …жатой рожью, гр…чихой (Т.). 5. Между тем небо продолжало ра…чищаться (Т.). 6. Это была очень веселая песня, в голосе ч…бана ясно звучал смех, бе…заботный и вольный, как сам ч…бан (М.Г.). 7. Десять раз в день он проходил мимо меня похо…кой бе…печного ч…л…века (М.Г.). 8. Володя встречает францу…ского журналиста, долго его ра…спрашивает (Эренб.). 9. После обеда она сама посв…тила ее в свои м…роприятия по роз…скам правды о Вихрове (Леон.). 10. Ни…кий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда (Ес.). 11. И дышится почти бе…телесно, все пронизанное з…рей (Евт.). 12. Баранина производила впечатление самого тонкого, самого из…сканного блюда (Сол.). 13. Из…скиваются химические средства задержки ра…пускания почек у плодовых деревьев (Писарж.). 14. Он был медлителен, ра…сеян и молчалив (Закр.). 15. Уже в полной темноте я р…з…скал хату, где помещался штаб д…визии (Закр.). 16. Но воды было очень мало, ее ра…читали по каплям (Закр.). 17. Аммиак хорошо ра…творим в воде, и поэтому он не опасен для многих водных бе…позвоночных животных (Писарж.). 18. Буйная зелень рвалась к небу в ра…щелинах, оплавленных пламенем камней (А.Елкин).

 



Объясните различие в написании приводимых попарно слов, подбирая для каждого из них соответствующий значению контекст.

Претворить – притворить, преемник – приемник, пребывать – прибывать, предать – придать, преступить – приступить, преходящий – приходящий, преклоняться – приклоняться, предание – придание, претерпеть – притерпеться, препираться – припереть, преуменьшать – приуменьшать, преткновение – приткнуться, преумножить – приумножить.

 

Перед вами текст, насыщенный орфограммами. Вставьте пропущенные гласные буквы и раскройте скобки.

Старый артист, Р_стислав Непром_каемый, всю жизнь проживший в Р_стове, расск_зал мне о св_ем отн_шени_ к ц_рку. Фокусник-ж_нглер был уже стар, но (не)смотря на свой возр_ст, ост_вался щ_голем. Его (в)полне можно было сравнить с соседом, м_л_дым ж_кеем, который н_сил прич_ску с ч_лкой, ж_лтые ч_боты и ш_лковую рубашку ш_коладного цвета.

Днем артист часто о_дыхал: он сидел на д_ване, читал «Веч_рку» и ел ч_рную см-родину или крыж_вник. По вечерам он отпр_влялся в ц_рк. Весь зал зам_рал от в_сторга, когда на _рену вых_дил ж_нглер. Самому же ж_нглеру больше всего нравился номер его друга, ж_кея, его в_ртуозное м_стерство.

Как(то) ж_кей объ_снял зрителям св_и _щущения (во)время выступлений: «Когда я проск_чу на лошад_ по _рене, когда проск_чу я между б_рьерами, мне нач_нает к_заться, что я л_чу по воздуху, что у меня выр_стают крылья». После исп_лнения этих бл_стящих н_меров лицо артиста оз_ряла улыбка. В ц_рке много интересного: и с_бачки, зан_мающиеся сл_жением ц_фр, и _лени-ск_куны, и м_дведь, м_кающий п_ро в ч_рнильницу, и слон, вып-лняющий к_манду о р_внении (на)право.

«Ц_рк — это чудо, бл_стающий, загадочный мир!» — закончил свой рассказ Р_стислав Непром_каемый.

 

Практическое занятие № 2

Тема: Морфология.

Части речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол).

Цель: закрепить основные правила правописания окончаний, суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, а также правила склонения числительных.

Основные понятия: морфология, морфема, суффикс, окончание, грамматическая форма, части речи.

План

1. Правописание окончаний существительных:

- окончание –и (ы), -е в падежных формах единственного числа;

- буквы о и е в падежных окончаниях после шипящих и ц;

- дательный, творительный и предложный падежи множественного числа;

- окончание фамилий, населенных пунктов в творительном падеже единственного числа;

- именительный падеж множественного числа;

- родительный падеж множественного числа;

- буква ь на конце существительных после шипящих;

- разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

2. Правописание суффиксов существительных:

- -от-, - отн-, - овн-, - ость-;

- -ет-, - еств-, - есть; - ин-(-ств-), - изн-;

- -чик-, - щик-;

- –ок-, - ек-, - ик-, - чик-;

- –ец-, - иц -, - ищ-;

- -инк-, - енк-;

- -ечк-, - ичк-;

- –оньк-, - еньк-, - онк-, - ёнк-, - онок-;

- –ушк-, - юшк-, - ишк-, - ышк-.

3. Правописание суффиксов прилагательных:

- -чат-, -лив-, - чив-;

- -ов-, -оват-, - овит-, - ев-, - еват-, - евит-, - ив-;

- -к-, -ск-;

- –ин-, -ен-;

- -ат-;

- -н- и –нн- в прилагательных, образованных от существительных и от глаголов.

4. Правописание глагольных форм:

– личных окончаний глаголов;

– мягкий знак в глагольных формах.

5. Склонение имён числительных.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Розенталь Д. Э. Русский язык : учеб. пособ. / Д. Э. Розенталь. – М. : ООО «Изд-во «Оникс» : ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2010. – С. 80 – 82, 88 – 89, 92 – 93, 99 – 100, 114 – 117, 124 – 126, 131 – 132, 145 – 146.

2. Розенталь Д. Э.Русский язык : учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. — М. : Оникс, 2010. — 448 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17360&mode=DocBibRecord

3. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2013. – С. 46 – 50, 66 – 68, 70 – 73.

4. Розенталь Д. Э. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М. : Махаон, 2005. – С. 91 – 123.

5. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – М. : Просвещение, 1990. – С. 51, 53, 55, 60 – 62, 78, 87 – 89, 91, 97 – 98.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

7. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

8. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник / Валгина Н. С. – М. : Высш. школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С.Современный русский язык : учебник [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. —М. : Логос, 2002. — 528 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=8015&mode=DocBibRecord

3. Лопатин В. В. Орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс] / В. В. Лопатин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 374 с. – Режим доступа : http://www.gramota.ru/slovari/info/

4. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. редактор В. В. Бурцева. – М., 2000. – 757 с.

5. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О. Л.Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

6. Селезнева Л. В. Русский язык. Орфография : учеб. пособ. / Л. В. Селезнева. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 400 с. 

7. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь : учебник / А. Н. Тихонов. – М., 2002. – 702 с.

8. Федосюк М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие                              / М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова, Н. А Николина.– М., 2002. – 256 с.

Контрольные вопросы

1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

2. Какое значение придают существительным суффиксы - чик, -щик, -ек, -ик?

3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах -ек и -ик?

4. В чем заключается трудность написания одного и удвоенного -н- в суффиксах прилагательных?

5. Перечислите основные случаи написания в суффиксах прилагательных одного и удвоенного -н-.

6. Опишите правила написания суффиксов глаголов.

7. Какими двумя способами определяется спряжение глаголов?

8. В чем заключаются особенности склонения имен числительных?

Задания для практической работы

1. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Над словом, в которое вставите букву, обозначьте склонение и падеж.

Быть на представлени_ в театр_, учиться в Казан_, познакомиться с Дарвин_, служить в арми_, надо больше яблон_, предупреждать об опасност_, стоять в очеред_, из дальних провинц_, еду к матер_, размышлять о своеобрази_ комед_, жить под Ростов_м, в усть_ реки, в гоголевском «Ви_», на лезви_ кинжала, на остри_ ножа, мечта о счасть_, на Рижском взморь_, в изоляц_и, дружить с графом Ростов_м, встречаться с Чаплин_м, работать в санатори_, договориться с Никитин_, выстроить домищ_, огромная ручищ_, ветхий домишк_, кузнечное зубил_, за Москв_-рек_, сделать к пятому март_.

 

Домашнее задание 2. Данные существительные поставьте:

а) в Т. п. ед. ч.: Киров (фамилия), Голышманово (географическое название), Герцен, дедушка, избушка;

б) в Им. п. ед. ч.: воробьишк_, заводишк_, сараишк_, окунишк_, комаришк_, ружьишк_, запевал_, объедал_;

в) в Р. п. мн. ч.: кухня, башня, вишня, деревня, черешня, наковальня, барышня, пустыня, ставня, готовальня, туча, задача, роща, дача, княгиня, гусыня, деревни, башкиры, амперы, томаты, мандарины, апельсины, молдаване, подмастерья, граммы, гектары, няни;

г) в П. п. ед. ч.: Анатолий, Мария, веселье, забытье, ущелье, Китай, пристань, ночь, гений, воробей, армия, Настасья, здание, изречение.

 

3. Вставьте пропущенные буквы:

Сосед_шка, плать_ц_, сапож_щ_, колокольч_к, сем_чк_, рез_ик, перевод_ик, спал_нка, вороб_ш_к, извоз_ик, кухон_ка, добыт_ик, ж_мчуж_нка, п_друж_нька, пальт_ц_, з_ркальц_, француж_нка, силищ_, п_льтишк_, гор_дишк_, распаш_нка, грязищ_, кусоч_к, горош_нка, зайч_к, масл_ц_, овраж_к, раздат_ик, беж_нка, девч_нки, ореш_к, еж_нок.

 

4. Образуйте от данных слов имена существительные при помощи суффиксов:

а) –чик- или –щик-: жестяной, смена, кровля, объезжать, буфет, грузить, подписывать.

б) –инк- или –енк-: соломина, макаронина, спальня, часовня, горошина, ссадина, монах, проталина.

в) -ушк-, -юшк-, - ышк-, - ишк-: скворец, купец, болтун, соловей, здоровье, зерно, платье.

г) –ек-, -ок-, –ик-(-чик-): платок, ключ, шкаф, клок, гребень, лист, листок, стол, край, горох, кусок, омут, сук.

д) –ец- или –иц-: мороз, брат, сестра, лужа, ружье, варенье, масло, здоровье, письмо.

е) -ичк- или - ечк-: луковица, мельница, лестница, пуговица, тройка, Зоя, время, здоровье, Ваня, книга, сестра, няня, нож.

ж) –ищ-: великан, нога, двор, волк, бас, нос, борода, бык, голос, окно, пожар, жара, ум.

 

5. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

1) Оперу «Кармен» написал…велик… Бизе. 2) Впереди показал…сь величествен… Гималаи. 3) Мода – это и удивительн…ноу-хау,и выгодно… вложение капитала. 4) Больш… зал… был… освещен… . 5) В концерте (принимать) участие (извест…) трио. 6) Сегодня РИА передал… важное сообщение. 7) Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 8) Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 9) Нов… ставень (ставня) тихонечко закрыл… 10) Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль.

 

6. Установите род несклоняемых существительных, согласовав с ними определения:

Вульгарн... арго, французск... атташе, звучащ... банджо, вкусн... безе, хрустальн... бра, больш... гризли, глубок... декольте, истинн... денди, вагонн... депо, малинов... желе, жирн... иваси, талантлив... импресарио, старинн... канапе, уютн... кафе, тепл... кашне, австралийск... кенгуру, остроумн... конферансье, крошечн... колибри, заморск... кольраби, творческ... кредо, уважаем... кюре, длинн... лассо, сочн... манго, сед... маэстро, больш... медресе, забавн... пони, стар... рантье, заброшенн... ранчо, популярн... регби, справедлив... рефери, вкусн... салями, маленьк... цеце, умн... шимпанзе, увлекательн... шоу, установленн... эмбарго.

 

Домашнее задание 7. Образуйте краткие формы, сравнительную и превосходную степень прилагательных:

Активный ученик, робкий человек, случайный попутчик, жгучий мороз, холодный ветер, страшный беспорядок, высокий дуб, мягкий диван, свежий воздух, неуклюжий медведь, душистый воздух, худой и неловкий мальчик, пахучий ландыш, свежий и приятный воздух, грустный взгляд, безмолвное дитя, безжизненный и пустой садик, тощее животное, зеленое и свежее деревце, драгоценный подарок, широкоплечий спортсмен, блестящий луч солнца.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 733.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...