Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскройте скобки, выбрав прописную или строчную букву.




Семестр

Практическое занятие № 1

Тема: Орфография.

Правописание чередующихся гласных, согласных в корне. Гласные после шипящих и ц в корне. Употребление прописных букв в именах собственных. Правописание приставок.

Цель: рассмотреть определенные типы орфограмм, случаи их функционирования в письменной и устной речи, закрепить изученный теоретический материал на практике.

Основные понятия: орфограмма, гласные и согласные буквы, имя собственное, прописная буква, приставка.

План

1. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционно-исторический, дифференцирующий).

   2. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

   3. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

   4. Чередование гласных ие; а о; им (ин) – а(я) в корне слова.

   5. Гласные после шипящих:

       - употребление букв ы, э, ю, я;

       - буквы е (ё)/о в корнях слов;

       - буквы е (ё)/о в суффиксах;

       - буквы е (ё)/о в окончаниях.

   6. Гласные после ц:

        - употребление букв э, ю, я;

        - буквы и/ы после ц;

        - буквы е/о после ц.

7. Прописная буква в именах собственных.

8. Правописание приставок пре-, при- , приставки на -з-, -с-.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н. С.Современный русский язык : учебник [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. —М. : Логос, 2002. — 528 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=8015&mode=DocBibRecord

2. Голуб И. Б.Русский язык и культура речи : учебное пособие [Электронный ресурс] / И. Б. Голуб. — М. : Логос, 2003. — 432 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=11982&mode=DocBibRecord

3. Нормы русского литературного языка : учеб. пособ. по культуре речи / под. ред. Л. А. Константиновой. – М. : Флинта: Наука, 2010. – С. 75 – 80, 83 – 84.

4. Розенталь Д. Э. Русский язык : учеб. пособ. / Д. Э. Розенталь. – М. : ООО «Изд-во «Оникс» : ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2010. – С. 20 – 21, 22 – 29, 30 – 31, 33 – 34, 37 – 39, 51 – 52, 54 – 55, 57 – 58.

5. Розенталь Д. Э.Русский язык : учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. — М. : Оникс, 2010. — 448 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17360&mode=DocBibRecord

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2013. – С. 11 – 16, 17 – 20, 21 – 41, 42 – 46.

7. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – М. : Просвещение, 1990. – С. 7 – 10, 14 – 17, 36 – 38, 46 – 48.

8. Розенталь Д. Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

9. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

10. Розенталь Д. Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник / Валгина Н. С. – М. : Высш. школа, 1996. – 336 с.

2. Лопатин В. В. Орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс] / В. В. Лопатин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 374 с. – Режим доступа : http://www.gramota.ru/slovari/info/

3. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. редактор  В. Бурцева. – М., 2000. – 757 с.

4. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т. В. Вахрушева, Н. М. Ким, Е. В. Попова и др.; под ред. О. Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

5. Селезнева Л. В. Русский язык. Орфография : учеб. пособ. / Л. В. Селезнева. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 400 с. 

6. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь : учебник / А. Н. Тихонов. – М., 2002. – 702 с.

7. Федосюк М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие / М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова, Н. А Николина.– М., 2002. – 256 с.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «орфография»?

2. Что такое орфографический принцип?

3. Назовите и кратко охарактеризуйте основные орфографические принципы.

4. Сформулируйте правила правописания букв о и е после шипящих в корне слова.

5. Сформулируйте правила написания букв о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях различных частей речи.

6. Назовите случаи, когда после шипящих под ударением пишется е.

7. Какие гласные пишутся после ц?

8. Как пишутся приставки, оканчивающиеся на з?

9. Какие значения имеет приставка при-?

10. Назовите основные значения приставки пре-.

11. Для чего используется прописная буква?

12. Перечислите случаи, когда названия пишутся с прописной буквы.

 

Задания для практической работы

Вставьте пропущенные буквы, при необходимости проверив написание по орфографическому словарю.

Р_гламент, кр_терий, л_квидация, дил_тант, трансп_рант, н_тариус, экстр_вагантный, пров_кация, р_ферент, комп_стировать, д_зертир, прив_легия, п_р_ферия, вин_грет, ак_омп_н_мент, ст_пендия, экзам_натор, инв_нтарь, прив_редливый, эст_када, п_ролон, диф_рамб, д_рижер, див_денды, эксп_римент, в_стибюль, п_риметр, квал_фикация, мер_диан, н_тация, п_мпезный, аф_ризм, ант_гонизм, апл_дисменты, к_рифей, доск_нально, тр_пеция, пат_логия, рез_нанс, ан_нимный, кр_терий, ин_циалы, ж_нглер в ц_рке, привл_кательный п_лисадник, обл_чать пороки, пор_ждать полем_ку, ди_п_зон, к_мпл_мент, к_нт_нент.

2. Вставьте безударную гласную в корне, подобрав проверочное слово. Например: просв_щать – свет; запеч_тлеть – печать.

Обог_щать, посв_щать, просв_титель, прим_рять противников, прим_рять костюм, зап_здать, прив_дение, раздр_жать, вообр_жать, вып_лить из ружья, ст_рожил огород, ст_рожил города Тюмени, зак_лить здоровье, зап_вать водой, св_ла гнездо, подр_жать старшим, подр_жать от страха, св_тая простота, ст_сненый в средствах, см_тение, см_тенный в кучу мусор, разв_вающиеся флаги, разв_вающиеся страны, отв_рять окно, отв_рить макароны, спл_титься, обн_женный, ув_жение.

Домашнее задание 3. Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередующимися гласными.

Пог_релец, подг_ревший, несг_раемый, скл_нение, накл_ниться, покл_нение, затв_рять, сотв_рить, ск_чок, подск_кать, выск_чить, ск_кун, заск_чить, проск_кать, ск_чкообразный, пл_вец, пл_вчиха, пл_вучесть, з_ря, з_рница, оз_рение, к_сание, к_сательная, прик_саться, прик_сновение, к_саюсь, нач_нать, прин_мать, вн_мание, р_вные величины, выр_вненное поле, р_внина, р_весник, подр_вняться (при построении), выр_вняться в ряд, пор_внялся с лошадью, р_вняли с землей, м_кать сухарь в чай, обм_кнуть перо в чернильницу, непром_каемый плащ, пром_кательная бумага, отбл_ставший, бл_снуть, соб_рать, соб_ру.

 

Вставьте букву о или ё в корне слова, укажите проверочное слово.

Ж_лудь, ш_пот, ж_лчь, зач_с, пш_нник, беч_вка, ч_лка, саж_нки, щ_лочь, печ_нка, ж_рдочка, деш_вый, пч_лка, реш_тка, щ_голь, ш_лк, кош_лка, ж_сткий, ш_ры, ш_рох, ч_каться, крыж_вник, пиж_н, ш_в, ш_кировать, ч_рствый, ч_порный, дж_нка, ч_боты, ш_фер, ж_кей, ш_винизм, обж_ра, прож_рливый.

 

Спишите и определите, от каких слов образованы данные.

Ноч_вка, нож_вка, размеж_вка, залоч_ный, сгущ_нка, туш_нка, груш_вка, круч_ный, копч_ности, протяж_нность, мелоч_вка, хрыч_вка, взбеш_нность, ерш_вый, чесуч_вый, арапч_нок, девч_нки, старич_к, чащ_ба, трущ_ба, сюртуч_к, груш_вый, меланж_вый, галч_нок, порядоч_к, камыш_вый, овраж_к, деньж_нки.

 

Определите, какой частью речи являются слова с корнем -жег - (-жог-). Спишите, вставив пропущенные буквы.

Ож_г руку, ож_г руки, подж_г сарая, переж_г лампу, недож_г кирпича, прож_г костюм, сж_г бумагу, прож_г костюма, заж_г лучину.

 

Домашнее задание 7. Допишите окончания и суффиксы слов.

Басмач_м, кумач_м, общ_, стереж_т, теч_т, за рубеж_м, голыш_м, плющ_м, истолч_т, борщ_м, о горяч_м, свеж_, плеч_м.

Вставьте пропущенные буквы

Ра_бежаться, бе_вкус_ца, ра_черч_вать, пр_восходный, ра_сыпать, в_п_рхнуть, во_вращение, пр_гласительный, бе_конечный, о_дать долг, пред_юньский, ра_ж_вывать, пред_стория, и_пугаться, пр_ломление, пр_открыть окно, по_данство, оп_здать, бе_численный, из_ян, по_держ_нное пр_дложение, и_править, пр_ехать, ра_щепить, пр_бытие, пред_нфарктный, ра_жечь, Пр_амурье, контр_гра, пр_ятель, о_становка, ро_каз_ни, ра_теряться, пр_обретение, без_мянный, он его пр_емник, пр_небрегать, пр_встать, трех_ярусный, ра_считывать, камень пр_ткновения, пр_забавный, пр_творяться, бе_слове_ный, пр_следовать, пр_смиреть, пр_украсить, пр_чудливый, пр_увеличить, бе_пр_кословный, пр_словутый, знаки пр_пинания, пр_добрый, место пр_бывания, пр_обладать, пр_прятать, пр_успеть, пр_кратить, непр_станный, пр_бывать в неведении, замысел пр_творится в дело, пр_ходящий успех, пр_бывать в Москву, пр_вратник остановил меня, пр_старелый, пр_ходящий ко мне товарищ, чере_чур, чере_полосица, чре_мерный, бе_цветный, бе_думный, бе_шабашный, и_подлобья, и_подволь, и_чезать, бе_граничный, ра_колоть, бе_счетный ра_чет, ра_бить, по_жечь, бли_сидящий, бли_лежащий.

 

Раскройте скобки, выбрав прописную или строчную букву.

(а)лександр (о)свободитель, (р)ыцарь (п)ечального (о)браза, (в)ладимир (к)расное (с)олнышко, (л)юдвиг (в)ан (б)етховен, (н)овоиспеченные (ч)ичиковы, (с)трогановское училище, (с)анкт-(п)етербургский (г)осударственный (у)ниверситет (с)ервиса и (э)кономики, (а)хиллесова (п)ята, (л)омоносовские (чтения), (р)еспублика (к)оми, (г)лавный (к)авказский (х)ребет, (с)оединенное (к)оролевство, (п)сковщина, (с)трана (в)осходящего (с)олнца, (в)еликая (о)течественная (в)ойна, (э)поха (п)росвещения, (в)торая (м)ировая (в)ойна, (г)ражданская (в)ойна.

 

Домашнее задание 10. Выберитепрописную или строчную букву в написаниях. При необходимости пользуйтесь словарем. Расставьте, если надо, кавычки.


1. Книга (А,а)нтуана (Д,д)е (С,с)ент (-?) (Э,э)кзюпери (М,м)аленький (П,п)ринц была включена в список внеклассного чтения для учеников 6 класса, но двоечник (В,в)ася (Щ,щ)укин по прозвищу (Щ,щ)ука не смог прочитать и десяти страниц. Да и вообще из всего списка он смог осилить лишь (Т,т)ургеневскую повесть (М,м)уму.


2. Людвиг (В,в)ан (Б,б)етховен сочинил много сонат, среди которых есть соната (А,а)ппассионата, которую часто называют среди любимых (Л,л)енинских произведений. После войны, в (С,с)талинское время, среди любимых музыкальных произведений часто называли (Л,л)енинградскую симфонию (Ш,ш)остаковича (советуем заглянуть в словари!).


3. Ежегодные (П,п)ушкинские чтения, проводимые в день рождения великого русского поэта, привлекают многих любителей (П,п)ушкинского творчества. В этот день известные актеры читают (П,п)ушкинские строки, а исследователям вручают (П,п)ушкинскую медаль, специально учрежденную высокую награду.


4. К временам правления (Я,я)рослава (М,м)удрого относят создание свода законов (Р,р)усская (П,п)равда. Чтобы узнать год составления (Д,д)екларации (Н,н)езависимости США, надо обратиться к учебникам и справочникам (советуем заглянуть в словари!).


5. О красивой и роковой женщине часто говорят как о современной (К,к)леопатре, этих (К,к)леопатр ХХ века любят упоминать модные журналы. В этих же изданиях любят говорить о современных (Д,д)он(Ж,ж)уанах и (К,к)азановых, а вот (Д,д)он(К,к)ихоты гламурным изданиям не интересны.


6. Новая трактовка ролей (Д,д)она (С,с)езара (Д,д)е (Б,б)азана и (П,п)ринца (Г,г)амлета была предложена руководителем театра (С,с)атирикон (К,к)онстантином (Р,р)айкиным. А вот образы (Д,д)(’?)(А,а)ртаньяна и (К,к)оролевы (А,а)нны (А,а)встрийской у многих зрителей связаны с советским фильмом (Д,д) (’?)(А,а)ртаньян и три (М,м)ушкетера.

7. Золотым веком в Испании называют время (Э,э)ль (Г,г)реко, (В,в)еласкеса и (Л,л)опе (Д,д)е (В,в)еги. В конце ХIХ века Испанию, в первую очередь Барселону, прославил великий архитектор (Г,г)ауди (полное имя (А,а)нтонио (Г,г)ауди (-?) (И,и) (-?) (К,к)орнет).


8. В 1999 году отмечалось 500 лет со дня создания (Г,г)еннадиевской (Б,б)иблии, совсем недавно – 950 лет (О,о)стромирова (Е,е)вангелия. К сожалению, точные даты создания многих памятников письменности, например (Н,н)овгородской (Л,л)етописи, нам неизвестны.


9. Сегодня родители все чаще дают детям имена, заглядывая в календарь. В нашем классе учится (М,м)атвей, родившийся в ноябре в день (А,а)постола и (Е,е)вангелиста (М,м)атфея, а самые популярные имена для девочек напоминают нам о (В,в)еликомученице (А,а)настасии и (М,м)ученице (Т,т)атиане.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...