Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия и определения




Сравнительно-исторический метод – система научно-исследовательских приемов, имеющая своей задачей объяснить историю данного языка посредством сравнения родственных языков, восстановить незафиксированные прошлые языковые факты путем их сравнения с соответствующими более поздними фактами.

Генеалогическая классификация языков – (от греч. Genealogia - родословная). Подразделение языков на группы по их родству, основанному на общности происхождения и находящему свое выражение в общности слов или морфем.

Типологическая (морфологическая) классификация языков – подразделение языков на группы, основанное на различиях в способах образования грамматических форм.

 

План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Что такое сравнительно-исторический метод? Кому принадлежит заслуга его открытия?

2. Каковы этапы сравнительно-исторического изучения языков? В чем состоит главное содержание каждого из этапов?

3. Каковы направления развития сравнительно-исторического языкознания на современном этапе?

4. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. Всегда ли можно легко отличить диалект от языка?

5. Какие языки называют «мертвыми»? Что дает изучение таких языков? Какие «мертвые» языки вы знаете?

6. Чем определяется степень распространение языка? Назовите наиболее распространенные языки мира. Приведите примеры малораспространенных языков.

7. Что лежит в основе генеалогической классификации языков? Объясните термин «генеалогическая»?

8. Объясните принцип построения генеалогической классификации языков. На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков? Как называется метод, при помощи которого устанавливается родство языков?

9. Раскройте значение терминов «семья языков», «группа» или «ветвь языков».

10. Идентичны ли понятия «территориальная общность языков» и «общность их происхождения»? Дайте аргументированный ответ и проиллюстрируйте его примерами. Как можно объяснить генеалогическую общность Зыков, территориально отдаленных друг от друга?

11.  Назовите основные семьи языков. Дайте характеристику индоевропейской семье языков.

12. Что лежит в основе типологической классификации языков? Какие группы языков выделяются в типологической классификации?

13.   Каковы характерные особенности флективных языков? Какие языки относятся к этой группе? В чем различие между синтетическими и аналитическими языками?

14. Каковы характерные особенности агглютинативных языков? Какие языки относятся к этой группе? Приведите примеры агглютинации.

15.   В чем состоит особенность изолирующих (корневых) языков? Какие языки можно отнести к этой группе?

16. Какие языки относятся к инкорпорирующим (полисинтетическим)? В чем состоит их особенность?

17. Есть ли элементы агглютинации, инкорпорации в русском (английском, немецком, турецком, арабском, японском, китайском) языках?           

 

Практические задания

1. Нижеследующие языки распределены по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков. Укажите, какие из них являются государственными и где:

1) Санскрит, украинский, туркменский, итальянский, ирландский, венгерский, чувашский, калмыкский, марийский, финский, португальский, датский, польский, киргизский, бенгали, цыганский, молдавский;

2) Таджикский, идиш, тохарский, албанский, чукотский, русский, английский, персидский, татарский, узбекский, скифский, испанский, чешский, мордовский, бретонский, армянский, эстонский, болгарский, кашубский;

3) Арабский, турецкий, немецкий, шотландский, греческий, китайский, узбекский, латгальский, литовский, каталанский, башкирский, хиндустани, исландский, македонский, японский, французский, афганский.

2. Назовите языки и их место в генеалогической классификации: республик Прибалтики, республик Закавказья, республик Средней Азии, Швейцарии.

3. В каких странах распространен английский язык? Где он используется как государственный язык? Назовите языки одной с ним группы?

 

Семинарское занятие №4

Фонетика и фонология

Цель: Объяснить разницу между фонетикой и фонологией. Систематизировать полученные ранее знания об устройстве речевого аппарата, о классификации звуков речи. Рассмотреть на практическом материале основные фонетические процессы. Дать понятие фонемы и отграничить ее от звука речи.

Основные вопросы семинарского занятия

1. Предмет фонетики.

2. Аспект изучения звука речи: акустический, биологический, функциональный.

3. Артикуляционная классификация звуков.

4. Фонетические процессы. Причины, вызывающие мену звуков в потоке речи. Комбинаторные изменения. Позиционные изменения. Прочие фонетические процессы.

5. Предмет и задачи фонологии.

6. Понятие фонемы.

7. Варианты и вариации фонем. Понятие об оппозиции фонем. Типы оппозиций. Дифференциальные признаки фонем.

8. Слог и основные виды ударения.

9. Интонация и просодия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 550.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...