![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные вопросы семинарского занятия
1. Предмет и задачи курса. 2. Место и роль языкознания в системе наук. Связь с другими науками. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное. 3. Основные проблемы общего языкознания. 4. Язык как предмет языкознания. 5. Происхождение языка. Гипотезы происхождения языка. Основные понятия и определения Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов языкознание, которое занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика). Частные разделы языкознания. Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина – морфонология – изучение фонологического состава морфологической единицы языка. Грамматика – раздел языкознания, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов языкознания выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение. Синтаксис – изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (предложения и словосочетания). Словарем языка занимаются несколько разделов языкознания: семантика и примыкающие к ней разделы языкознания (фразеология, семантический синтаксис). Лексическая семантика – занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика – наука, изучающая значение слов. Фразеология – исследует несвободные лексические сочетания. Лексикология – исследует словарь (лексику) языка. Лексикография – написание слова и описание слова. Наука о составлении словарей. Ономатология – исследование терминов в различных областях практической и научной жизни. Семасиология раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности. Изучает значение слова от слова. Ономасиология – изучает развитие слова от предмета. Ономастика – наука об именах собственных. Антропонимика раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. Топонимика составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. Социолингвистика – состояние языка и общества. Прагмалингвистика – функционирования языка в различных ситуациях общения. Психолингвистика – психологические механизмы порождения речи. Паралингвистика – околоязыковые средства – жесты и мимика. Этнолингвистика – язык в связи с историей, культурой народа. План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Какие теории о происхождении языков вы знаете? 2. Изложите сущность (теории звукоподрожания, теории междометий, лепетной теории, теории социального договора, теории происхождения языка из жестов, теории трудовых выкриков). 3. В чем несостоятельность этих теорий? 4. Перечислите главные положения, вытекающие из учения Ф. Энгельса о происхождении языка. Каковы биологические и социальные предпосылки происхождения языка? 5. В чем разница между вопросом происхождения языка и вопросом об образовании отдельных языков?
Семинарское занятие №2 Язык как своеобразное общественное явление Цель: Заложить основу научного подхода к проблеме сущности языка, обеспечить теоретические основы рассмотрения вопроса о разграничении дихотомии языка и речи. Введение понятий, связанных с семиотическим подходом к языку. Показать сложность проблемы системного изучения языка, познакомить студентов с основными функциями языка. Основные вопросы семинарского занятия 1. Природа, сущность и функции языка. 2. Язык и речь. Речевая деятельность. 3. Язык как знаковая система. Развитие языкового знака. 4. Язык и мышление. 5. Язык как система и структура. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка. Основные понятия и определения Структура языка – совокупность присущих ему элементов (единиц и категорий), организуемых в единое целое совокупностью языковых отношений и зависимостей. Синхрония – (от греч. Syn – совместно + chronos – время, т.е. одновременность). Состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов как предмет лингвистического изучения. Диахрония – (от греч. Dia – через, сквозь + chronos – время, т.е. разновременность). Историческая последовательность развития отдельных языковых явлений и развитие системы языка в целом как предмет лингвистического изучения. Синтагматические отношения - непосредственные отношения единиц в линейной последовательности. Парадигматические отношения – отношения, складывающиеся между элементами языковой системы вне линейной речевой цепи. Речь – говорение, протекающее во времени, в устной или письменной форме. Под речью понимают, как сам процесс говорения, так и его результат. Язык – это система объективно существующих социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.
План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Что такое структура языка? 2. Какова функциональная нагрузка различных элементов языка? 3. Что такое система языка? Назовите системы (ярусы) языка и их основные единицы. 4. Существуют ли в языке асистемные явления? 5. Что такое синхрония и диахрония? Каков из срезов – синхронии или диахронии – предполагает сравнение языковых единиц в разные эпохи их исторического развития? 6. Объясните разницу между синтагматическими и парадигматическими отношениями. Какие свойственны явлениям языка, какие – явлениям речи?
Семинарское занятие №3 Классификация языков Цель: Ознакомить студентов с существующими классификациями языков. Отработать на практическом материале генеалогическую классификацию. Основные вопросы семинарского занятия 1. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др. 2. Генеалогическая классификация языков. Основные семьи языков. 3. Индоевропейская семья.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 463. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |