Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Языкознание как самостоятельная дисциплина, ее предмет и основные разделы. Происхождения языка




Кафедра восточных и романо-германских языков

 

 

                                 Утверждено на заседании

              кафедры восточных и романо-германских языков

(протокол № от «»                 2011 г.)

 

 

ВВедение в языкознание

Программа дисциплины и планы семинарских занятий

 

Челябинск

Издательство Челябинского государственного университета

2011

Составитель: Епимахова А.Ю., канд. филол. наук.

 

Дисциплина “Введение в языкознание” является одной из профессиональных дисциплин, определяющих общий профиль подготовки студентов очного отделения по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия».  Настоящая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Язык изучаемого региона (страны)", составленной кафедрой английского языка №2 МГИМО (У) МИД России.

Целью данной программы является овладение студентами особенностями языковой системы и ее функционирования.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

                                                                          Утверждаю

Проректор по научной работе

_______________________А.Ю.Шумаков

«____»________________2011 г.

 

                                                                                                                                                              

Введение в языкознание

Программа дисциплины и планы семинарских занятий

 

                                                                                        Согласовано

Декан факультета Евразии и Востока

_______________________Г.В.Сачко

«______»__________________2007 г.

 

Челябинск 2011

 

Утверждена на заседании кафедры восточных и романо-германских языков

 

Протокол № от                     2011 г.

 

Зав. кафедрой ______________ В.Г. Будыкина

 

Предназначено для студентов I курса и преподавателей факультета Евразии и Востока.

 

Составитель: Епимахова А.Ю.., канд. филол. наук.

Рецензент:

 

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины:

Курс «Введение в языкознание» является первым, установочным курсом лингвистических дисциплин, читаемых на факультете. Курс «Введение в языкознание» органически связан с последующим курсом «Теория перевода», вместе с которым он составляет единый комплекс дисциплин по общелингвистической подготовке студентов факультета Евразии и Востока по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия».

Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с главными разделами науки о языке и помогает создать теоретическую базу для изучения проблем частного языкознания (практической фонетики, практической грамматики, практики перевода и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах в последующие годы обучения в университете.  

 

Задачи изучения дисциплины:

В курсе «Введение в языкознание» особое внимание уделяется раскрытию сущности языковых явлений и освоению научного аппарата и терминологии. Ставится задача дать фундаментальные, но, одновременно, доступные для усвоения студентов сведения. Речь идет о сущности языка и его функционировании на разных этапах развития общества, о методах анализа языка, о строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, о единицах языка, о многообразии языков мира и способах их классификации, о месте человеческого языка среди смежных общественных явлений и о месте языкознания среди других наук.

Задачи курса сводятся не только к тому, чтобы студент получил некоторую совокупность позитивных знании по определенным проблемам. Курс строится так, чтобы дать широкий теоретический фон, обеспечивающий понимание явлений, характеризующих систему языка и его функционирование, правильное пользование основной лингвистической терминологией, умение применять основные, изучавшиеся в курсе методы анализа языка, знание классификации языков и их распространения на Земле, знание основных законов взаимодействия языков. Курс «Введение в языкознание», призван стимулировать внимательный подход к языку и речевой культуре и осторожное обращение с языковым материалом.

Определенный в программе объем материала является обязательным для всех студентов факультета, однако календарные планы создаются в соответствии с конкретными условиями работы на факультете.

Занятия по курсу «Введение в языкознание» проводятся в виде лекций и семинарских занятий. Предусмотрены также индивидуальные и групповые консультации.

Лекционный материал должен служить основой при овладении материалом курса. По указанию преподавателя студенты также знакомятся с определенными разделами учебных пособий, по которым самостоятельно изучаются разделы курса.

К фронтальным семинарским занятиям студенты изучают (дополнительно к лекциям) указанные преподавателем разделы учебных пособий, а при подготовке докладов (или по желанию студентов) также знакомятся с научными статьями и монографическими работами, включенными в список дополнительный литературы, который приводится ниже.

На семинарские занятия выносятся наиболее сложные для изучения темы. Целью семинарских занятий является не только овладение определенными обязательными знаниями, но и привитие навыка чтения оригинальной лингвистической литературы, создание условий для проявления творческих способностей студентов, выработки навыка самостоятельной подготовки докладов и публичных выступлений. Эти виды работы оказываются очень полезными для подготовки студента к написанию курсовых и дипломных работ по языкознанию.

 

Формы контроля:

Экзамен  – 1 семестр. 

Контрольные работы – 2.

Терминологические диктанты по теме: «Фонетика и фонология», «Слово как предмет лексикологии», «Морфология как раздел языкознания», «Синтаксис». Контроль знаний принадлежности конкретных языков к той или иной языковой семье.

Самостоятельная работа студентов – написание докладов, рефератов по монографиям и статьям. Конспектирование дополнительной литературы по предложенной теме.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Аудиторные занятия – 36.

Лекции – 18 (1 семестр).

Семинарские занятия – 18 (1 семестр).

Самостоятельная работа – 72.

 

Содержание дисциплины

 

Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с местом и ролью языкознания в системе наук, а также с различными разделами языкознания (общее и частное, синхроническое и диахроническое, теоретическое и прикладное, современное). В курсе дается характеристика языка как общественного явления, рассматриваются его функции, изучаются искусственные и естественные языки, языкиживые и мертвые. Дается социальная и территориальная дифференциация языков, рассматриваются основные теории происхождения языков, их историческое развитие. Даются основные понятия фонетического, грамматического илексического строя языка. Изучается история и теория письма и письменности, классификация языков, дается понятие лингвистического знака, студенты знакомятся с теорией фонетики, фонологии.

Рабочая программа

п/п

Содержание курса

Кол-во часов

лекции      

семинары

 

1. Введение. Тема 1. Наука о языке как самостоятельная дисциплина. Основные разделы. Связь с другими науками. Происхождение языка. Определение языка. Антропогенез и происхождение языка. Теории происхождения языка.  

 

2

  2
2 Тема 2. Общественная сущность языка. Формы существования языка. Язык и общество. Язык и личность. Языковое и неязыковое мышление. Соотношение слова и понятия. Язык как система.

 

2

  2
3 Тема 3. Классификация языков. Языки мира. Модели генеалогических классификаций. Понятие о типологической классификации. Синтаксическая классификация.

 

2

  2
4 Тема 4. Фонетика и фонология. Акустический аспект изучения звуков. Анатомо-физиологический аспект изучения фонетики. Признаки фонемы. Классификация звуков речи. Слог и ударение. Фонетические законы и процессы.

 

2

  2
5 Тема 5. Слово как предмет лексикологии.  Определение слова, признаки и свойства слова. Слово и понятие. Семантическая структура слова. Типы значений слова (денотат, сигнификат, референт). Изменение значений слова. Словарный состав языка. Фразеология.    

 

3

  2
6 Тема 6. Морфология как раздел языкознания. Грамматическая форма, категория, значение. Учение о частях речи. Грамматическое значение и способы его выражения. Средства выражения грамматического значения: синтетический и аналитический способы. Понятие грамматической формы слова, парадигмы. Понятие грамматической категории.

 

2

  2
7 Тема 7. Синтаксис. Синтаксис как раздел языкознания. Основные единицы синтаксиса. Учение о словосочетании. Предложение. Предложение и аспекты его изучения.

 

2

  2
8 Тема 8. Современные проблемы языкознания. Парадигмы современной науки о языке, психолингвистика, когнитивная лингвистика, лингвистические проблемы концептуализации и категоризации знания, типы концептов и их вербализация, коммуникативная лингвистика, проблемы современной прагмалингвистики, интерлингвистические теории, социолингвистика, лингвокультурология.  

 

2

  4
9 Тема 9. Методы лингвистического анализа. Описательный, сравнительно-исторический, сопоставительный, структурный, семантический методы. Метод лингвистического эксперимента. 

 

1

  -

           Итого:

18

18
         

 

Темы практических занятий

1. Языкознание как самостоятельная дисциплина. Ее предмет и основные разделы. Происхождение языка.

2. Язык как своеобразное общественное явление.

3. Классификация языков.

4. Фонетика и фонология.

5. Слово как предмет лексикологии.

6. Морфология как раздел языкознания.

7. Синтаксис.

8. Современные проблемы языкознания.

9. Методы лингвистического анализа.

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие №1

Языкознание как самостоятельная дисциплина, ее предмет и основные разделы. Происхождения языка

Цель: Раскрыть определение одной из важных дисциплин в цикле общелингвистической подготовки. Рассмотреть методологические основы курса. Раскрыть задачи и перспективы курса. Изучить в историческом ракурсе подходы к проблеме происхождения языка. Показать сложность данного вопроса. Выработать умение критически анализировать имеющиеся подходы, обосновывать выбранную гипотезу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 612.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...