![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Языкознание как самостоятельная дисциплина, ее предмет и основные разделы. Происхождения языкаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Кафедра восточных и романо-германских языков
Утверждено на заседании кафедры восточных и романо-германских языков (протокол № от «» 2011 г.)
ВВедение в языкознание Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Челябинск Издательство Челябинского государственного университета 2011 Составитель: Епимахова А.Ю., канд. филол. наук.
Дисциплина “Введение в языкознание” является одной из профессиональных дисциплин, определяющих общий профиль подготовки студентов очного отделения по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Настоящая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Язык изучаемого региона (страны)", составленной кафедрой английского языка №2 МГИМО (У) МИД России. Целью данной программы является овладение студентами особенностями языковой системы и ее функционирования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Утверждаю Проректор по научной работе _______________________А.Ю.Шумаков «____»________________2011 г.
Введение в языкознание Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Согласовано Декан факультета Евразии и Востока _______________________Г.В.Сачко «______»__________________2007 г.
Челябинск 2011
Утверждена на заседании кафедры восточных и романо-германских языков
Протокол № от 2011 г.
Зав. кафедрой ______________ В.Г. Будыкина
Предназначено для студентов I курса и преподавателей факультета Евразии и Востока.
Составитель: Епимахова А.Ю.., канд. филол. наук. Рецензент:
Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины: Курс «Введение в языкознание» является первым, установочным курсом лингвистических дисциплин, читаемых на факультете. Курс «Введение в языкознание» органически связан с последующим курсом «Теория перевода», вместе с которым он составляет единый комплекс дисциплин по общелингвистической подготовке студентов факультета Евразии и Востока по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с главными разделами науки о языке и помогает создать теоретическую базу для изучения проблем частного языкознания (практической фонетики, практической грамматики, практики перевода и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах в последующие годы обучения в университете.
Задачи изучения дисциплины: В курсе «Введение в языкознание» особое внимание уделяется раскрытию сущности языковых явлений и освоению научного аппарата и терминологии. Ставится задача дать фундаментальные, но, одновременно, доступные для усвоения студентов сведения. Речь идет о сущности языка и его функционировании на разных этапах развития общества, о методах анализа языка, о строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, о единицах языка, о многообразии языков мира и способах их классификации, о месте человеческого языка среди смежных общественных явлений и о месте языкознания среди других наук. Задачи курса сводятся не только к тому, чтобы студент получил некоторую совокупность позитивных знании по определенным проблемам. Курс строится так, чтобы дать широкий теоретический фон, обеспечивающий понимание явлений, характеризующих систему языка и его функционирование, правильное пользование основной лингвистической терминологией, умение применять основные, изучавшиеся в курсе методы анализа языка, знание классификации языков и их распространения на Земле, знание основных законов взаимодействия языков. Курс «Введение в языкознание», призван стимулировать внимательный подход к языку и речевой культуре и осторожное обращение с языковым материалом. Определенный в программе объем материала является обязательным для всех студентов факультета, однако календарные планы создаются в соответствии с конкретными условиями работы на факультете. Занятия по курсу «Введение в языкознание» проводятся в виде лекций и семинарских занятий. Предусмотрены также индивидуальные и групповые консультации. Лекционный материал должен служить основой при овладении материалом курса. По указанию преподавателя студенты также знакомятся с определенными разделами учебных пособий, по которым самостоятельно изучаются разделы курса. К фронтальным семинарским занятиям студенты изучают (дополнительно к лекциям) указанные преподавателем разделы учебных пособий, а при подготовке докладов (или по желанию студентов) также знакомятся с научными статьями и монографическими работами, включенными в список дополнительный литературы, который приводится ниже. На семинарские занятия выносятся наиболее сложные для изучения темы. Целью семинарских занятий является не только овладение определенными обязательными знаниями, но и привитие навыка чтения оригинальной лингвистической литературы, создание условий для проявления творческих способностей студентов, выработки навыка самостоятельной подготовки докладов и публичных выступлений. Эти виды работы оказываются очень полезными для подготовки студента к написанию курсовых и дипломных работ по языкознанию.
Формы контроля: Экзамен – 1 семестр. Контрольные работы – 2. Терминологические диктанты по теме: «Фонетика и фонология», «Слово как предмет лексикологии», «Морфология как раздел языкознания», «Синтаксис». Контроль знаний принадлежности конкретных языков к той или иной языковой семье. Самостоятельная работа студентов – написание докладов, рефератов по монографиям и статьям. Конспектирование дополнительной литературы по предложенной теме. Объем дисциплины и виды учебной работы Аудиторные занятия – 36. Лекции – 18 (1 семестр). Семинарские занятия – 18 (1 семестр). Самостоятельная работа – 72.
Содержание дисциплины
Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с местом и ролью языкознания в системе наук, а также с различными разделами языкознания (общее и частное, синхроническое и диахроническое, теоретическое и прикладное, современное). В курсе дается характеристика языка как общественного явления, рассматриваются его функции, изучаются искусственные и естественные языки, языкиживые и мертвые. Дается социальная и территориальная дифференциация языков, рассматриваются основные теории происхождения языков, их историческое развитие. Даются основные понятия фонетического, грамматического илексического строя языка. Изучается история и теория письма и письменности, классификация языков, дается понятие лингвистического знака, студенты знакомятся с теорией фонетики, фонологии. Рабочая программа
Темы практических занятий 1. Языкознание как самостоятельная дисциплина. Ее предмет и основные разделы. Происхождение языка. 2. Язык как своеобразное общественное явление. 3. Классификация языков. 4. Фонетика и фонология. 5. Слово как предмет лексикологии. 6. Морфология как раздел языкознания. 7. Синтаксис. 8. Современные проблемы языкознания. 9. Методы лингвистического анализа. Планы семинарских занятий Семинарское занятие №1 Языкознание как самостоятельная дисциплина, ее предмет и основные разделы. Происхождения языка Цель: Раскрыть определение одной из важных дисциплин в цикле общелингвистической подготовки. Рассмотреть методологические основы курса. Раскрыть задачи и перспективы курса. Изучить в историческом ракурсе подходы к проблеме происхождения языка. Показать сложность данного вопроса. Выработать умение критически анализировать имеющиеся подходы, обосновывать выбранную гипотезу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 725. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |