Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Назовите главный фактор, которым определяется энергетика Земли
· антропогенная деятельность · вулканическая деятельность · потоки энергии солнца · внутренние энергетические процессы
Практические задания для самопроверки. 1. Назовите науку:
2. Поясните, что такое сингулярность: а) Бесконечно большой объем вещества с бесконечно малой его плотностью; б) Точечный объем вещества с бесконечно большой его плотностью; в) Точечный объем вещества с точечной его плотностью. 3. Назовите автора модели: а) однородной, изотропной и нестационарной Вселенной; б) горячей Вселенной. 4. Назовите первовещество Вселенной: а) это смесь газов, состоящая на 98 % из водорода и гелия: б) это смесь газов, состоящая на 98 % из паров воды и углекислого газа; в) это смесь газов, состоящая на 98 % из кислорода и азота. 5. Укажите, какое вещество является а) дефицитом на Венере; б) аналогом гидросферы на Марсе. 6. Поясните, кто и когда подтвердил своими открытиями модель Вселенной по Фридману. 7. Выберите правильный ответ. Солнце является … а) белым карликом; б) красным гигантом; в) желтой звездой.
Семинарское занятие № 5. Тема: Концепция самоорганизации в современном естествознании. Вопросы для обсуждения:
1. Понятие самоорганизации: а) представления о системах в живой и неживой природе; б) причины и условия возникновения самоорганизации; в) самоорганизация в живой и неживой природе. 2. Синергетика – теория самоорганизации. 3. Понятие о неравновесной термодинамике, теории катастроф и критичности.
Рекомендуемая литература: 1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011. 2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3.Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010. 4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009. 5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006. 6. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Основания синергетики: синергетическое мировидение. – М., 2005. 7. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 2001. 8. Кудрявцев И.К. Введение в теорию неравновесных химических систем / И.К. Кудрявцев. – М., 2000. 9. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная / Л.В. Лесков. – М., 2003. 10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 2005. 11. Эбелинг В., Файстель Р. Хаос и Космос. Синергетика и эволюция / В. Эбелинг, Р. Файстель. – Ижевск, 2005.
Темы докладов и рефератов: 1. Синергетика - ее значение в настоящее время. 2. Самоорганизация в живой и неживой природе. Письменные домашние задания: 1.Письменно в тетради осветить вопросы: 1.1. Дать определение порядка и хаоса и описать происхождение порядка из хаоса. (Письменно!) 1.2. Привести пример любой открытой системы и описать её развитие через известный алгоритм.(Письменно!)
Работа с тестами - выберите правильный ответ. Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Какие из ниже приведенных теорий основываются на концепции самоорганизации?
¨ Химическая кинетика ¨ Неравновесная термодинамика ¨ Равновесная термодинамика ¨ Синергетика
Во второй половине XX в. в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Найдите определения, соответствующие понятию «самоорганизация». ¨ Это самопроизвольный переход от менее сложной к более сложной и упорядоченной форме организации материи ¨ Это стремление к разрушению спонтанно возникшей упорядоченности ¨ Это переход с состоянию более высокого значения энтропии ¨ Это превращение хаоса в порядок
2.3. Самоорганизация – это самопроизвольный переход от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. Укажите условия, необходимые для самоорганизации: ¨ Системы должны быть неравновесными ¨ Самоорганизующиеся системы должны быть изолированными ¨ Самоорганизующиеся системы должны быть открытыми ¨ Все системы, в которых происходит самоорганизация, нелинейны
2.4. В изолированной системе процессы протекают самопроизвольно в направлении… · Уменьшения энтропии · Роста энтропии · Увеличения энтальпии системы · Увеличения энергии Гиббса
Вспомнив условия, необходимые для процессов самоорганизации, укажите самоорганизующиеся системы. 1. Запаянная ампула с веществом 2. Человеческий коллектив 3. Живой организм 4. Термос с водой
2.6. В открытой системе при постоянной температуре и давлении процессы протекают самопроизвольно в направлении… · Роста энтропии · Возрастания энтальпии системы · Уменьшения энергии Гиббса · Увеличения энергии Гиббса
Практические задания для самопроверки. 1. Выберете правильное определение: а) Самоорганизацией называют искусственное контролирование открытых неравновесных систем, достигших в своем развитии критического состояния, в новое устойчивое состояние. б) Самоорганизацией называют природные скачкообразные процессы, переводящие открытую диссипативную неравновесную систему, достигшую в своем развитии критического состояния, в новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности по сравнению с исходным. в) Самоорганизацией называют термодинамику и синергетику. 2. Перечислите основные характеристики открытых сложных самоорганизующихся систем. Раскройте смысл этих характеристик.
4. Закончите предложение. “Диссипативность — это …” 5. Вставьте нужный по значению термин: “ … - разветвление, раздвоение в траектории развития системы в определенной точке”. 6. Используя следующие понятия, составьте схему (алгоритм) развития открытой системы в живой и неживой природе: существующая первоначальная система; флуктуация; новая система; распад системы; новое стационарное состояние; возврат к прежнему первоначальному состоянию; потеря устойчивости; создание диссипативной структуры; точка бифуркации; возврат к прежней системе. 8. Опишите этапы развития сложной системы. Почему не всегда сбываются прогнозы о развитии таких систем? Семинарское занятие № 6. |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |