Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические задания для самопроверки.




Планы семинаров для Ю-200, БкЮ-200.

Уч.г.

Семинарское занятие №1.

Тема: Наука в системе культуры. История развития естествознания.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Наука в системе культуры.

2. Модели развития науки.

3. История естествознания: характеристика стадий и периодов развития.

4. Математизация естествознания и кибернетизация естественнонаучного знания.

Рекомендуемая литература:

 

  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.
  2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  3. Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.
  4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009.
  5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.
  6. Большая российская энциклопедия: в 30 т. – /отв.ред. С.Л. Кравец.-М., 2011.
  7. Новая российская энциклопедия: в 12 т. - /гл. ред. А. Д. Некипелов. - М., 2012.
  8. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1996.
  9. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. 3-е изд. Фрязино: Век 2», 2004.
  10. Кун Т. Структура научных революций /Пер. с англ. - М., 1975.
  11. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ //Вопросы философии. – 1995. - № 4.
  12. Современное естествознание в системе наук и практики. – Минск, 1990.
  13. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с начала IXX до середины XX века). – М., 1979.
  14. Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. – М., 1985.

 

Темы докладов и рефератов.

  1. Восточная преднаука: великие энциклопедисты.

 

Письменные домашние задания:

1. Письменно в тетради осветить вопросы:

1.1. Этика науки: нравственные основы научной деятельности современных ученых.(Письменно!)

1.2. Панорама современного естествознания: новые горизонты и открытия (обзор открытий в фундаментальных естественных науках за последние 5 лет. По материалам статей журналов «Наука и жизни», «Техника молодежи», «Химия и жизнь», «Знание – сила» и др. за последние 5 лет. (Письменно!)

 

2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ:

Наука – это высшая форма человеческих знаний и

 

а) важнейшая составляющая жизни общества;

б) важнейший элемент материального благополучия людей;

в) важнейший элемент духовной культуры.

 

Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры

 

а) Культура – раздел науки

б) Культура и наука связаны друг с другом

в) Наука – раздел культуры

г) Культура и наука – понятия равнозначные

 

Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку

 

а) Эмпирической проверяемости;

б) Однозначности и строгости языка;

в) Математичности.

 

Наука – это

 

а) Отрасль культуры

б) Определенная система организованности (академии, институты, лаборатории)

в) Способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности

     

2.5. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и  гуманитарной культурой:

 

а) Только естественнонаучная культура представляет истинную ценность в освоении окружающего мира;

б) Естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира;

в) Естественнонаучная и гуманитарная культуры противостоят друг другу

г) Гуманитарная культура более значима для существования человека и общества.

    

2.6. Признаки научных знаний:

 

а) проверяемость;

б) опровержимость;

в) универсальность;

г) субъективность;

д) согласованность.

 

Эксперимент как метод естествознания был развит в

а) Древнем Египте;

б) Древней Греции;

в) XVIII веке в Европе;

г) XIX веке в Европе;

д) XX веке в Европе.

 

К теоретическим методам познания не относится

 

а) Формализация.

б) Идеализация.

в) Абстрагирование.

г) Наблюдение.

 

К эмпирическим методам познания не относится

а) Абстрагирование.

б) Эксперимент.

в) Наблюдение.

г) Измерение.

 

Метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения, называется

     

а) Синтез.

б) Формализация.

в) Анализ.

г) Дедукция.

 

2.11. Определение «… активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект» соответствует эмпирическому методу познания, название которого …

 

а) Измерение.

б) Эксперимент.

в) Наблюдение.

г) Описание.

 

Метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей называется

 

а) Абстрагирование.

б) Синтез.

в) Формализация.

г) Анализ.

 

2.13. Объективность научного знания означает …

 

а) независимость знания от человека - субъекта вообще.

б) независимость от личности исследователя-субъекта.

в) абсолютность - незыблемость знаний.

г) независимость знания от метода его получения

 

2.14. Теоретический метод получения знаний:

 

а) анализ.

б) синтез.

в) наблюдение.

г) измерение.

д) классификация.

 

2.15. Практический метод получения знаний:

 

а) эксперимент.

б) моделирование.

в) наблюдение.

г) измерение.

д) абстрагирование.

 

Естествознание – совокупность наук

 

а) о природе

б) о животных

в) о человеке.

 

Что является непосредственной (ближайшей) целью естествознания?

 

а) Развитие новых методов.

б) Познание истины (законов природы).

в) Создание технологий, приносящих доход.

 

Что является необходимым условием развития естествознания?

 

а) Внедрение всех научных разработок в практику.

б) Направленное финансирование.

в) Свобода критики, выяснение истины путем дискуссии.

 

В какое направление знаний входят физика, химия, биология?

 

а) Это самостоятельные дисциплины, не связанные с другими направлениями.

б) В естествознание.

в) Частично – в группу знаний о геологии, частично - в группу знаний о физике (биофизика), частично – в группу знаний о химии (биохимия, физическая химия).

 

Особенностями естествознания античного периода были

а) Абстрактность и отвлеченность

б) Метафизичность

в) Механицизм

г) Теологизм

Кибернетика – это

 а) искусство пользования компьютером;

 б) искусство создания управляющих программ;

 в) наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе.

 

Практические задания для самопроверки.

 

1. Свяжите понятие “культура” с другими родственными понятиями. Дайте определение культуре.

2. Выберите правильный ответ.

Настоящая наука возникла: а) в Древней Греции; б) в XVI — XVII вв. в) в XX в.

3. Назовите а) автора модели развития науки, в которой формируются парадигмы, сменяемые научными революциями; б) автора модели развития науки, в которой конкурируют научно-исследовательские программы.

4. Вставьте в предложение нужное по смыслу слово: “Наука выполняет роль …, благодаря высокому уровню развития естествознания, которое лежит в фундаменте научного знания”.

5. Выберите правильный ответ.

Смена парадигм в науке происходит в результате: а) научных революций; б) постепенного вытеснения старых знаний новыми; в) формулирования новых теорий и открытие новых законов.

6. Закончите предложение.

а) Современные синтагмы - это…б) Дискурс – это …

7. Выберите правильный ответ.

Наука — это … а) взаимосвязанные элементы культуры; б) особый способ познания мира; в) систематизированные знания о мире, основанные на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

    8.Изобразите в виде таблицы связь технических достижений с естественными науками.

Технические достижения: создание атомной бомбы и атомных электростанций; выход в космос, исследование Луны; создание полимерных материалов и синтетических волокон; “зеленая революция”, клонирование; видеотехника; селекция новых видов растений и животных.

Науки: генетика; химия; ядерная физика; радиоэлектроника; космонавтика.

 

Связь технических достижений с естественными науками:

 

Естественные науки Технические достижения
Ядерная физика Создание атомной бомбы и атомных электростанций
??? ???
??? ???
??? ???
???  

 

9. Изобразите в виде схемы классификацию методов, которые используются в естествознании.

10. Укажите причины тесной связи науки с техникой: а) наличие единой методологии научных исследований и теоретических разработок; б) разработка принципов научной организации труда; в) становление науки как производительной силы общества.

11. Изобразите схематически структуру естествознания.

 

Естествознание

???? естественные науки

Физика

???

???

??? естественные науки

Физическая химия

???

???

???

???

Естественные науки ??? характера

Геология

???

???

???

           

 

12. Добавьте по смыслу:

Предмет естествознания … . Цель естествознания … . Задачи естествознания … .

Семинарское занятие № 2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...