Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Естественнонаучные картины мира в разные периоды развития естествознания.




Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие научной картины мира.
  2. Картины мира мыслителей древности.
  3. Средневековая картина мира.
  4. Эволюция механистической картины мира.
  5. Электромагнитная картина мира.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.

2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3.Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.

4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009.

5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

6. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

7. Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. – М., 1984.

8. Пахомов Б.Я. Становление физической картины мира. – М., 1985.

9. Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – Екатеринбург, 2005.

 

 

Темы докладов и рефератов.

  1. Естественнонаучные взгляды, открытия и методология Леонардо да Винчи.

 

Письменные домашние задания:

1. Письменно в тетради осветить вопросы:

2.1. Развитие естественнонаучных знаний на Руси XVI в.. (Письменно!)

2.2. Развитие естественнонаучных знаний в России XIXв..(Письменно!)

     

2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ:

2.1. В истории естествознания научные представления об устройстве мироздания отражены в:

 

а) механистической картине мира Ньютона, современной квантово-механической теории строения атома, космологических мифах;

б) геоцентрической системе Птолемея-Аристотеля, религиозных учениях, легендах различных народов;

в) геоцентрической системе Птолемея-Аристотеля, гелиоцентрической системе Коперника, механистической картине мира Ньютона, теории относительности Эйнштейна.

 

2.2. Механистическая картина мира была построена на основе:

 

 а). Статистических законов.

 б). Динамических законов.

 в). Юридических законов.

 

Отличительной особенностью науки средних веков было

 

а) Представления о материальной первооснове всех вещей;

б) Понимание природы как результата божественного творения;

в) Философское учение, сводящее все формы движения материи к механическому движению.

 

2.4. Укажите положение, не относящееся к механической картине мира:

 

а) Мир строится на едином фундаменте – законах механики И. Ньютона.

б) Механическая картина мира построена на однозначных причинно-следственных связях;

в) Все в мире развивается

 

В классической науке выделяют 2 формы материи: вещество и поле. Выберите неверное утверждение.

 

а) Микрочастица, в отличие от макрочастицы, не обладает точной траекторией;

б) Микрочастица обладает как корпускулярными, так и волновыми свойствами;

в) Частица (вещество) не может переходить в излучение (поле).

 

2.6. Укажите три основные программы античности:

 

А) теологизм;

Б) математическая программа Пифагора – Платона;

В) программа Аристотеля;

Г) гелиоцентризм Коперника;

Д) Атомизм Левкиппа – Демокрита

 

      А – Б – Д

      В – Г – Д

      Б – В – Д

      А – Б – В

Практические задания для самопроверки.

1. Дайте определения:

а) общенаучной картинs мира; б) естественно - научной картинs мира. Укажите сходства и отличия этих понятий.

2. Выберите правильный ответ.

Суть античной картины мира заключалась в том, что …     

 а) знания носили философский характер: философия и науки о природе существовали как единое целое; б) природа рассматривалась как объект, к которому неприложимы математические формулы; в) природа представлялась как объект, который изучался с помощью эксперимента.

3. Ключевое понятие а) картин мира античности; б) картины мира средневековья; в) механистической картины мира; г) электромагнитной картины мира. Ответ поясните.

4. Укажите а) автора “Новой астрономии” и “Гармонии мира”, открывшего законы движения планет;. б) автора труда «Математические начала натуральной философии»; в) автора теории электромагнитного поля.

5. Вставьте нужный термин в предложения.

В средневековой картине мира … являлась служанкой богословия.

В картинах мира античности знания носили … .

В электромагнитной картине мира под материей подразумевалось … .

В механистической картине мира все явления природы объяснялись … .

7. В историю науки этот передовой английский мыслитель вошел как монах, философ и естествоиспытатель. Он выступил с резкой критикой против схоластического богословия и церкви.

8. Дайте определение схоластике и теологии.

9. Укажите универсальное свойство всех тел по И. Ньютону.

 

Семинарское занятие № 3.

Тема: Современная квантово-релятивисткая картина мира.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Развитие представлений о физической материи от античности до XX века.

2. Физическая материя и физическая реальность в современной картине мира..

3. Свойства физической материи: системность и структурность.

4. Элементарные частицы - фундамент физической материи.

5. Кварковая модель структура адронов и проблемы современной квантовой хромодинамики.

 

Рекомендуемая литература:

1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.

2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3.Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.

4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009.

5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

6. Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира. – Екатеринбург, 2005.

7. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: «Век 2», 2005.

8. Девид Дойч Структура реальности (пер. с англ.). - Ижевск, 2001.

9. Азимов А. Популярная физика. – М., 2006.

10. Индурайн Ф. Квантовая хромодинамика: введение в теорию кварков и глюонов / Ф. Индурайн, Пер. с англ. – М., 1986.

11. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Теория, эксперименты и технологии. – М., 1997.

 

Темы докладов и рефератов:

 

  1. Квантовая физика: становление, эволюция, принципы.
  2. Современная квантовая хромодинамика: проблемы и перспективы.

 

Письменные домашние задания:

1. Письменно в тетради осветить вопросы:

1.1.Физика микромира (описать открытие элементарных частиц, их свойства – (Письменно!).

 

2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ:

Адроны - это

 

а) карликовые звезды определенной яркости.

б) жители одной из областей древней Греции.

в) элементарные частицы, участвующие в сильных взаимодействиях.

 

Бозоны - это

 

а) порода вымирающих животных, занесенных в “Красную книгу”;

б) возбудители инфекционной болезни;

в) элементарные частицы, участвующие в слабых взаимодействиях.

 

Иерархия - это

 

а) равновесное состояние земной коры и мантии;

б) расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему;

в) процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды.

 

Кварк - это

 

а) звук, издаваемый американскими воронами;

б) астероид малых размеров;

в) теоретически вычисленная элементарная частица с дробным электрическим зарядом.

 

Лептоны - это

 

а) группа органических веществ, входящих в состав всех живых клеток;

б) частицы верхней твердой оболочки Земли, располагающейся на мантии;

в) наиболее легкие элементарные частицы.

 

Нейтрон - это

 

а) отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома;

б) положительно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

в) нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.

 

Протон - это

 

а) отрицательно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

б) положительно заряженная частица, входящая в состав ядра атома;

в) нейтральная частица, входящая в состав атома.

 

Электрон - это

 

а) отрицательно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

б) положительно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

в) нейтральная частица, входящая в состав ядра атома










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...