Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Естественнонаучные картины мира в разные периоды развития естествознания.
Вопросы для обсуждения:
Рекомендуемая литература:
1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011. 2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3.Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010. 4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009. 5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006. 6. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. 7. Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. – М., 1984. 8. Пахомов Б.Я. Становление физической картины мира. – М., 1985. 9. Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. – Екатеринбург, 2005.
Темы докладов и рефератов.
Письменные домашние задания: 1. Письменно в тетради осветить вопросы: 2.1. Развитие естественнонаучных знаний на Руси XVI в.. (Письменно!) 2.2. Развитие естественнонаучных знаний в России XIXв..(Письменно!)
2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ: 2.1. В истории естествознания научные представления об устройстве мироздания отражены в:
а) механистической картине мира Ньютона, современной квантово-механической теории строения атома, космологических мифах; б) геоцентрической системе Птолемея-Аристотеля, религиозных учениях, легендах различных народов; в) геоцентрической системе Птолемея-Аристотеля, гелиоцентрической системе Коперника, механистической картине мира Ньютона, теории относительности Эйнштейна.
2.2. Механистическая картина мира была построена на основе:
а). Статистических законов. б). Динамических законов. в). Юридических законов.
Отличительной особенностью науки средних веков было
а) Представления о материальной первооснове всех вещей; б) Понимание природы как результата божественного творения; в) Философское учение, сводящее все формы движения материи к механическому движению.
2.4. Укажите положение, не относящееся к механической картине мира:
а) Мир строится на едином фундаменте – законах механики И. Ньютона. б) Механическая картина мира построена на однозначных причинно-следственных связях; в) Все в мире развивается
В классической науке выделяют 2 формы материи: вещество и поле. Выберите неверное утверждение.
а) Микрочастица, в отличие от макрочастицы, не обладает точной траекторией; б) Микрочастица обладает как корпускулярными, так и волновыми свойствами; в) Частица (вещество) не может переходить в излучение (поле).
2.6. Укажите три основные программы античности:
А) теологизм; Б) математическая программа Пифагора – Платона; В) программа Аристотеля; Г) гелиоцентризм Коперника; Д) Атомизм Левкиппа – Демокрита
А – Б – Д В – Г – Д Б – В – Д А – Б – В Практические задания для самопроверки. 1. Дайте определения: а) общенаучной картинs мира; б) естественно - научной картинs мира. Укажите сходства и отличия этих понятий. 2. Выберите правильный ответ. Суть античной картины мира заключалась в том, что … а) знания носили философский характер: философия и науки о природе существовали как единое целое; б) природа рассматривалась как объект, к которому неприложимы математические формулы; в) природа представлялась как объект, который изучался с помощью эксперимента. 3. Ключевое понятие а) картин мира античности; б) картины мира средневековья; в) механистической картины мира; г) электромагнитной картины мира. Ответ поясните. 4. Укажите а) автора “Новой астрономии” и “Гармонии мира”, открывшего законы движения планет;. б) автора труда «Математические начала натуральной философии»; в) автора теории электромагнитного поля. 5. Вставьте нужный термин в предложения. В средневековой картине мира … являлась служанкой богословия. В картинах мира античности знания носили … . В электромагнитной картине мира под материей подразумевалось … . В механистической картине мира все явления природы объяснялись … . 7. В историю науки этот передовой английский мыслитель вошел как монах, философ и естествоиспытатель. Он выступил с резкой критикой против схоластического богословия и церкви. 8. Дайте определение схоластике и теологии. 9. Укажите универсальное свойство всех тел по И. Ньютону.
Семинарское занятие № 3. Тема: Современная квантово-релятивисткая картина мира. Вопросы для обсуждения:
1. Развитие представлений о физической материи от античности до XX века. 2. Физическая материя и физическая реальность в современной картине мира.. 3. Свойства физической материи: системность и структурность. 4. Элементарные частицы - фундамент физической материи. 5. Кварковая модель структура адронов и проблемы современной квантовой хромодинамики.
Рекомендуемая литература: 1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011. 2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3.Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010. 4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009. 5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006. 6. Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира. – Екатеринбург, 2005. 7. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: «Век 2», 2005. 8. Девид Дойч Структура реальности (пер. с англ.). - Ижевск, 2001. 9. Азимов А. Популярная физика. – М., 2006. 10. Индурайн Ф. Квантовая хромодинамика: введение в теорию кварков и глюонов / Ф. Индурайн, Пер. с англ. – М., 1986. 11. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Теория, эксперименты и технологии. – М., 1997.
Темы докладов и рефератов:
Письменные домашние задания: 1. Письменно в тетради осветить вопросы: 1.1.Физика микромира (описать открытие элементарных частиц, их свойства – (Письменно!).
2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ: Адроны - это
а) карликовые звезды определенной яркости. б) жители одной из областей древней Греции. в) элементарные частицы, участвующие в сильных взаимодействиях.
Бозоны - это
а) порода вымирающих животных, занесенных в “Красную книгу”; б) возбудители инфекционной болезни; в) элементарные частицы, участвующие в слабых взаимодействиях.
Иерархия - это
а) равновесное состояние земной коры и мантии; б) расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему; в) процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды.
Кварк - это
а) звук, издаваемый американскими воронами; б) астероид малых размеров; в) теоретически вычисленная элементарная частица с дробным электрическим зарядом.
Лептоны - это
а) группа органических веществ, входящих в состав всех живых клеток; б) частицы верхней твердой оболочки Земли, располагающейся на мантии; в) наиболее легкие элементарные частицы.
Нейтрон - это
а) отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома; б) положительно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома; в) нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.
Протон - это
а) отрицательно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома; б) положительно заряженная частица, входящая в состав ядра атома; в) нейтральная частица, входящая в состав атома.
Электрон - это
а) отрицательно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома; б) положительно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома; в) нейтральная частица, входящая в состав ядра атома |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |