Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отрасли и функции прокурорского надзора.




Отрасль прокурорского надзора - это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Прокурорский надзор подразделяется на следующие отрасли:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов. Так как предмет данной отрасли довольно широк, то выделяют в ее пределах подотрасли – надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключения под стражу.

5. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами:

– участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам;

– оспаривание незаконных решений, приговоров, определений и постановлений суда6.

Прокурор имеет права:

а) участвовать в рассмотрении дел судами;

б) осуществлять уголовное преследование в суде;

в) выступать в качестве государственного обвинителя в суде;

г) обратиться в суд с заявлением;

д) вступить в дело;

е) обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;

ж) обжаловать вступившее в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу.

Генеральный прокурор РФ имеет дополнительные права:

1) участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) обращаться в Конституционный Суд РФ;

3) обращаться с представлением в Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Перечисленные направления можно отнести и к основным целям прокурорского надзора, так как он является основной функцией прокуратуры.

На сегодняшний день, когда государство существенным образомпретерпевает различные изменения в политической, экономической исоциально-культурной сферах, реформированию подвергаются иправоохранительные органы, в том числе органы прокуратуры.

Особоевнимание высших должностных лиц государства обращено насовершенствование прокурорского надзора как наиболее эффективного идейственного средства по соблюдению Конституции РФ и исполнению действующих на территории Российской Федерации законов. Данное обстоятельство требует от прокуроров качественно нового подхода корганизации надзора, отвечающего требованиям происходящих в стране преобразований7.

Сам ход устранения нарушения закона должен находиться в поле зрения прокурора до тех пор, пока тот не убедится в достижении поставленной цели8.

При этом, прокурор должен стремиться к тому, чтобы каждое надзорное либо иное действие было максимально эффективным. Положительными результатами, свидетельствующими о повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляемыми ОРД и предварительное расследование, будут считаться, например: увеличение доли раскрытых преступлений; уменьшение числа нарушений при производстве следственных и иных процессуальных действий и, как следствие, улучшение качества дознания и предварительного следствия; сокращение количества заявлений от лиц, чьи права и законные интересы были нарушены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. д.

Как правило, в первую очередь, для оценки деятельности прокуратуры, равно как и других правоохранительных органов, применяются статистические отчеты, которые содержат значительное количество показателей, позволяющих наглядно видеть основные результаты деятельности прокурора за аналогичный прошедший и оцениваемый периоды.

Однако показатели отчетов в большинстве свидетельствуют об объеме проведенной работы, который является существенным, но не единственным критерием оценки деятельности прокурора, свидетельствующим о результатах. Прокурор не должен стремиться к механическому увеличению проводимых мероприятий, его задачей должна быть результативность каждого из них, т. к. дальнейшее наращивание количественных показателей может привести к снижению эффективности осуществляемого надзора9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...