Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гигиеническая оценка организации урока




1.Тема и место урока в расписании и в системе уроков. Что он приносит нового в решения учебно-воспитательных задач.

2.Тип урока.

3.Гигиенические цели и задачи урока:

§ какие гигиенические навыки и умения планировалось закрепить у школьников?

§ какие новые знания по охране здоровья планировалось сообщить?

§ как в целях и задачах урока учтены возрастные особенности учащихся и их уровень гигиенических знаний?

4.Педагогические цели урока.

5.Санитарно-гигиенические условия класса во время урока:

§ наполняемость класса;

§ проветривался ли класс до и после урока?

§ естественная освещенность (ориентация окон и чистота стекол, затемненность их соседними зданиями, деревьями, шторами, комнатными растениями, окраска стен, панелей, мебели);

§ была ли необходимость включения искусственного освещения и его характеристика (тип, количество и мощность освещения);

§ местное освещение доски: да – нет;

§ цветовая окраска стен: цвет, светлая-серая-темная, глянцевая-матовая;

§ мебель: соответствует ли росту, окраска (светлая, темная).

6.Структура урока.

§ на какие части, этапы, звенья был расчленен урок, оправдана ли продолжительность каждой части, исходя из времени активного внимания учащихся данного класса (возраст учащихся, продолжительность их активного внимания, длительность выполнения различных видов работ в течение урока);

§ динамика умственной работоспособности учащихся от этапа к этапу урока (период врабатываемости, оптимум работоспособности, время появления первой фазы утомления в виде посторонних движений, разговоров, хоровых ответов без разрешения и т.п., появление второй и третьей фаз утомления).

7.Гигиенические средства решения поставленных задач:

§ насколько методы обучения обеспечивали постепенность и последовательность нарастания трудностей усвоения учебного материала (приемы активизации учащихся, речь учителя, его поведение, стиль ведения урока, эстетический облик, длительность объяснения нового материала, характер объяснения, контроль за посадкой учащихся);

§ стимулирование умственной деятельности учащихся, профилактика утомления и переутомления (чередование нагрузок на различные виды анализаторов, первую и вторую сигнальные системы, использование наглядных пособий, раздаточного материала, ТСО, проведение физкультминуток).

8. Хронометраж урока (описывается деятельность учителя – студента и учащихся на каждом этапе урока с указанием времени - оформляется в виде таблицы 2)

Таблица

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
1 2 3
     

9.Общая оценка урока.

10.Предложения по улучшение гигиенической организации урока.

 

5. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

 На что следует обращать внимание:

1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 мин;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 мин;

6) наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. К таким методам относятся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, способа действия, способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 7 5-80%;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 мин в 1 классе; 35-40 мин — в начальной школе; 40 мин — в средней и старшей школе; 30 мин — для учащихся классов компенсирующего обучения;

16) темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

 

Пропаганда здорового образа жизни и культуры безопасности в образовательном учреждении.

Оценка  безопасности школьного питания

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 757.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...