Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Дидактика как отрасль педагогической науки.




Вопросы для обсуждения:

1.Становление дидактики как науки.

2.Предмет и задачи современной дидактики.

3.Понятийная система дидактики.

4.Понятие дидактической концепции. Характеристика основных дидактических концепций.

Индивидуальное задание(письменно):

Проведите сравнительный анализ основных дидактических концепций. Результаты представьте

 в таблице:

Параметры сравнения Традиционная дидак- тика Гербарта Педоцентрическая ди- дактика Дьюи Современная дидакти- ческая концепция
1.Цели обучения 2.Особенности преподавания и учения 3.Достоинства и недостатки      

 

Литература:

1.Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М., 1999.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.

3. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1999.

4. Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2002.

5. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2002.

 

Занятие № 9.

Тема: Проблемы развивающего и воспитывающего обучения.

Вопросы для обсуждения:

1.Характеристика обучения как:

- средства передачи социального опыта;

- специально организованной познавательной деятельности;

- единства преподавания и учения.

2. Структура процесса обучения.

3.Взаимосвязь обучения и развития. Пути реализации развивающей функции обучения.

4. Взаимосвязь обучения и воспитания. Воспитание личности в процессе обучения:

Индивидуальное задание (письменно):

Разработайте схему (модель) процесса обучения. Дайте ее обоснование.

Литература:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.   

5.Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

 

Занятие № 10.

Тема: Содержание образования как компонент процесса обучения и средство развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие содержания образования. Компоненты содержания образования.

2. Источники, принципы и критерии отбора содержания образования.

3. Государственный образовательный стандарт и его функции.

4. Нормативные документы, отражающие содержание образования.

5. Подготовьте сообщения:

- «Принципы построения, структура и содержание ФГОС»;

- «Проблемы и перспективы разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Вопрос для размышления:

Согласны ли Вы с утверждением Н.Г. Чернышевского: «Образованный человек обладает обширными знаниями, привычкой мыслить и благородством чувств»? Проанализируйте это высказывание с точки зрения современного понимания содержания образования.

Индивидуальное задание (письменно):

Проследите реализацию компонентов содержания общего образования в школьном 

учебнике или учебной программе (учебный предмет – на выбор).

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.

2. Кондаков А.Л. Федеральный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. – 2010. - №5

3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

4. Новиков А.М. Взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколения // Педагогика. – 2010. - №4

5. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: Доклад РАО // Педагогика.- 2008- № 10.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002

9.Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.

 

Занятие № 11.

Тема: Средства обучения и их классификация.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения.

2. Влияние средств обучения на ход и результат процесса обучения.

3. Использование средств наглядности в учебном процессе.

4. Технические средства обучения, условия их применения.

5. Учебник как основное средство обучения. Функции и структура учебника.

Индивидуальное задание (письменно):

Продумайте комплекс средств обучения при изучении конкретной учебной темы (учебный предмет, тема – на выбор).

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.   

5. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

 

Занятие № 12.

Тема: Методы и формы обучения в современной школе.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность метода обучения. Соотношение метода и приема обучения.

2. Проблема классификации и выбора методов обучения в современной дидактике.

3. Характеристика методов обучения, условия их эффективного применения.

4. Понятие и классификация форм организации обучения.

5. Характеристика основных форм организации обучения.

6. Характеристика дополнительных и вспомогательных форм организации обучения.

Индивидуальное задание (письменно):

Продумайте комплекс методов обучения, которые целесообразно использовать при изучении конкретной учебной темы (учебный предмет, тема – на выбор).

 Литература:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов-н/Д, 2001.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981.

6. Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1985.

7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

8. Чередов Н.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1987.

9. Учебники по педагогике.

 

Занятие № 13.

Тема: Технология конструирования урока.

Вопросы для обсуждения:

1. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Типология и структура уроков.

2. Дидактические требования к современному уроку.

3. Понятие педагогического проектирования. Планирование и проектирование урока.

4. Дидактические требования к тематическому и поурочному планированию.

5. Требования к постановке триединой дидактической цели (ТДЦ) урока.

6. Педагогический анализ урока.

Индивидуальное задание (письменно):

Выберите тему, рассчитанную на 3-5 уроков (учебный предмет, класс – на выбор). Пользуясь программой, учебниками и методическими пособиями, составьте технологическую карту по выбранной теме. Установите связь между целями, содержанием, методами, средствами и результатами урока.

Содержание технологической карты

  1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок
1 2 3 4 5 6     7 Тема урока Образовательные цели Воспитательные цели Развивающие цели Тип урока  Структура урока с указанием используемых методов и средств ЗУНы, подлежащие усвоению на уроке          

 

Литература:

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001.
  2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. – М., 2005.
  3. Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1985.
  4. Методические рекомендации по определению целей учебно-воспитательного процесса в современной школе. Ч.1. / Сост. Н.В. Гольцова, И. Ю. Дудинова. – Череповец, 1996.
  5. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1986.
  6. Педагогический анализ учебного занятия / Сост. В.Ф. Боярчук, Г.Н. Шибанова. – Череповец, 2000.
  7. Яковлева Н.М., Сохор М.А. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
  8. Учебники по педагогике.

 

Занятие №14.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 469.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...