Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Методика подготовки, проведения и анализа воспитательного мероприятия.




Педагогика

 

Занятие № 1.

Тема: Педагогика в системе наук о человеке.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения, аргументируйте.

2. Раскройте подходы к определению предмета педагогики.

3. Выделите основные периоды развития педагогической мысли.

4. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

5. Проследите связь педагогики с другими науками.

6. Методы исследования в педагогике.

Индивидуальное задание (письменно):

Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов разных времен о педагоге и педагогической профессии. Выскажите свое отношение к ним.

Литература:

1. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.- М., 1990.

2. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией//Педагогика.- 1994.- №6.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2004.

4.  Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

5. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.

 

Занятие № 2.

Тема: Особенности целостного педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1.Педагогический процесс как система.

2.Сущность целостности педагогического процесса.

3.Закономерности педагогического процесса.

4.Характеристика основных этапов педагогического процесса.

Индивидуальное задание (письменно):

Разработайте схему (модель) педагогического процесса. Дайте ее обоснование.

Литература:

1.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.

 

Занятие № 3.

Тема: Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте подходы к определению воспитания в современной педагогике.

2. Охарактеризуйте сущность гуманистической концепции воспитания.

3. Раскройте закономерности и принципы воспитания.

Вопрос для размышления:

Как вы понимаете следующие утверждения:

а) Воспитание не может быть абстрактным. Оно всегда относится к конкретной ситуации и эмоционально окрашено ею.

б) Воспитание приобретает содержательное наполнение и становится актуальным для воспитанника, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые приходится решать на основе морального выбора.

в) Полноценное воспитание не ограничивается информированием воспитанника. Оно открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

 Индивидуальное задание (письменно):

Пользуясь литературой и собственным опытом, опишите педагогическую ситуацию и проанализируйте ее с точки зрения реализации принципов воспитания.

Литература:

1. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006.

  1. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.
  2. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. – Псков, 1995.
  3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
  4. Методика воспитательной работы ./ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.
  6. Учебники по педагогике.

 

Занятие №4.

Тема: Воспитательная система образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность системного подхода к организации воспитательной работы.
  2. Понятие воспитательной системы; компоненты воспитательной системы.
  3. Этапы развития воспитательной системы.
  4. Подготовьте сообщения:

- «Воспитательная система В.А. Караковского – модель гуманистической воспитательной системы современной школы»;

- «Воспитательная система школы диалога культур В.С. Библера».

Индивидуальное задание (письменно):

Разработайте структурную модель (схему) воспитательной системы школы; подготовьте ее обоснование.

Литература:

  1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. – Кемерово, 1993.
  2. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. / Сост. Н.Л. Селиванова. – М.,1989.
  3.  Воспитательная система школы: Проблемы управления. Очерки прагматической теории. / Под ред. В.А. Караковского. – М., 1997.
  4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Н..Л. Селивановой. – М., 1998.
  5. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.
  6. Караковский В.А., Селиванова Н.Л., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. – М., 1996.
  7. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
  8. Системный подход к организации воспитательной работы. / Авт-сост. М.Р. Мирошкина, Т.С. Самошкина. – М., 2001.
  9. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2002.
  10. Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы. – М., 2003.

 

 

Занятие № 5.

Тема: Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика функций и типов семьи в современном педагогическом знании.

2. Понятие семейного воспитания. Цели, содержание и методы семейного воспитания.

3. Психолого-педагогическая характеристика типов детско-родительских отношений.

4. Характеристика стилей семейного воспитания. 

5. Пути оптимизации воспитательной функции семьи.

Вопросы для размышления:

1. В чем специфика семейного воспитания в сравнении с воспитанием общественным? Чем определяется необходимость взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе?

2. В чем Вы видите проявления кризиса института семьи и пути его преодоления?

Индивидуальное задание (письменно):

Предложите психолого-педагогические рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений и оптимизациии семейного воспитания.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996

2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

4. Ключевский В.О. Два воспитания // Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Педагогика в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

6. Овчарова Р.В. Семейная педагогика: вопросы и ответы. – М., 1996.

7. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.

8. Соловейчик С.П. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – М., 1987.

Занятие № 6.

Тема: Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Методика целеполагания и планирования воспитательной работы в классе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Система воспитательной работы в школе.
  2. Функции классного руководителя как организатора воспитательной работы в классе.
  3. Воспитательные задачи в системе воспитательной работы в классе. Методика целеполагания в деятельности классного руководителя.
  4. Методика составления различных видов планов воспитательной работы в классе:

 - перспективное планирование;

- календарное планирование;

Индивидуальное задание (письменно):

Разработайте системно-функциональную модель деятельности классного руководителя в современной школе.

Практическое задание:

В микрогруппах (по 3-4 человека) составьте план воспитательной работы в классе на учебную четверть.

Литература:

  1. Болдырев Н. И. Классный руководитель. – М., 1978.
  2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2001.
  3. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. – Ярославль, 1995.
  4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
  5. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
  6. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
  7. Организация воспитательной работы в школе. / Сост. Шилова О.М., Шибанова Г.Н. – Череповец, 2001.
  8. Определение целей учебно-воспитательного процесса в современной школе. Ч.2. / Сост. Гольцова Н.В., Дудинова И.Ю. – Череповец, 2000.
  9. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2002.
  10. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

 

Занятие № 7.

Тема: Методика подготовки, проведения и анализа воспитательного мероприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Методика подготовки и проведения внеклассного воспитательного мероприятия (воспитательного дела).
  2. Технология КТД.
  3. Методика подготовки и проведения классного часа.
  4. Анализ внеклассного воспитательного мероприятия.

Практическое задание:

В микрогруппах разработайте конспект внеклассного воспитательного мероприятия (форма, возраст учащихся – на выбор). Конспект оформите по схеме:

Тема (название):

Форма:

Направление работы:

Возраст учащихся:

Время проведения:

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

Средства (оборудование):

План подготовки:

Ход мероприятия

Этап Деятельность учителя и учащихся Примечания
     

 

Литература:

  1. Боярчук В.Ф. Методические рекомендации по подготовке и проведению различных форм воспитательных мероприятий. – Череповец, 1989.
  2. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – М., 2000.
  4. Определение целей учебно-воспитательного процесса в современной школе. Ч.2. / Сост. Гольцова Н.В., Дудинова И.Ю. – Череповец, 2000.
  5. Организация воспитательной работы в школе. / Сост. Шилова О.М., Шибанова Г.Н. – Череповец, 2001.
  6. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.. 2004.
  7. Подласый И.П. Педагогика. Ч.2. – М.. 1999.
  8. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003.

 

 

 Занятие № 8.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 564.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...