Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Самостоятельная работа студентов
Изучение и конспектирование литературы, подготовка сообщений.
Рекомендуемая литература:
- Макаренко А.С. Конституция страны ФЭД. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Флаги на башнях. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
- Макаренко А.С. Марш тридцатого года. // Педагогические сочинения в 8-ми т. – М., 1983-1986гг.
Примерная тематика рефератов:
- Философско-педагогическое учение древнейших цивилизаций.
- Византия как центр позднеантичной образованности.
- Природные и социальные факторы развития личности в трудах А.Дистервега.
- Культурно-исторический характер воспитания (на примере какой-либо страны).
- Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси.
- Образование в Русском государстве 14-17 вв.
- Зарождение и развитие идеи всестороннего и гармоничного развития личности.
- Педагогическая мысль средневековья в рамках теологии и схоластики.
- Школа и педагогические идеи гуманизма эпохи Возрождения.
- Концепция свободного воспитания и ее развитие в педагогической теории и практике.
- Влияние Византийской культуры и Христианства на развитие педагогической мысли и образования в России.
- Проблемы воспитания в трудах французских философов.
- Религиозное и нравственное образование в России в 19 в.
- Вопросы духовно-нравственного воспитания в теории православных педагогов 19 века Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.
- Современность взглядов К.Д.Ушинского на вопросы воспитания и организации образования.
- Система подготовки учителей К.Д.Ушинского.
- Школьные реформы в России: история и итоги их реализации.
- Педология и ее влияние на развитие отечественной педагогической науки и практики.
- Вопросы формирования духовности человека в педагогической концепции В.А.Сухомлинского.
- Современные проблемы беспризорных детей и педагогическая деятельность А.С.Макаренко.
- Педагогические идеи П.П.Блонского.
- Проблема взаимовлияния социальных условий и школы в педагогической деятельности С.Т.Шацкого.
- Русское философско-педагогическое зарубежье 20 века.
- Педагогическая теория В.В.Зеньковского.
- Современная российская школа и педагогика в новых социально-экономических условиях.
- Тенденции развития школьного образования в современной России.
- Средства массовой информации как институт социализации будущих граждан.
- Скаутизм как система внешкольного воспитания.
- Ф.Фребель – создатель теории дошкольного воспитания.
- «Педагогика действия» В.Лая в «Школе действия».
- Прагматическая педагогика Д.Дьюи в «Школе будущего».
- Трудовая школа Г.Кершенштейнера в его «Понятии гражданского воспитания».
Требования и примерные вопросы к экзамену:
Экзамен состоит из ответов студента на вопросы экзаменационного билета и беседы по содержанию написанного им реферата. Во время собеседования студент демонстрирует знание фактического материала, умение изложить его в логической последовательности, сделать фактически обоснованные обобщения и выводы.
Вопросы:
- История педагогики как наука.
- Зарождение воспитания в первобытном обществе.
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Древнего Востока.
- Характер воспитания и образования в Древней Греции.
- Развитие педагогических идей в трудах древнегреческих философов.
- Педагогическая мысль и образование эпохи Средневековья.
- Педагогическая мысль и школа в эпоху Возрождения.
- «Великая дидактика» Я.А.Коменского как результат развития теории и практики обучения и воспитания.
- Педагогическая деятельность и наследие Я.А Коменского. Идея пансофической школы, принципы и правила обучения.
- Концепция обучения Дж.Локка в его книге «Мысли о воспитании».
- Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании» и его концепция естественного общечеловеческого воспитания.
- Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци.
- Теория элементарного обучения И.Г.Песталоцци: сущность, содержание, современный взгляд.
- Идеи общечеловеческого воспитания Ф.Дистервега, принципы воспитания.
- Требования к личности учителя, характеристика правил обучения в работах Ф Дистервега.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси (X - конец XIIIвв.).
- Школа, просвещение и развитие педагогической мысли в Московском государстве (14-17 вв.).
- Политика, культура и образование в России первой половины 18 века.
- Особенности развития образования в России второй половины 18 века.
- Развитие школьного образования и педагогической мысли в России первой половины 19 века.
- Развитие педагогической мысли в России и реформы образования во второй половине 19 века.
- Философские и естественнонаучные основы педагогической теории К.Д.Ушинского.
- Педагогическое наследие и деятельность К.Д.Ушинского.
- Педагогическая деятельность и наследие Л.Н.Толстого.
- Идея «Свободного воспитания» Л.Н.Толстого и ее реализация в Яснополянской школе.
- Развитие педагогической мысли в России конца 19 – начала 20 в.
- Школа и образование в России в первые советские годы.
- Система образования и воспитание в СССР в довоенный период.
- Становление педагогической науки в Советской России (С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Луначарский).
- Педагогическая деятельность и наследие А.С.Макаренко.
- Развитие отечественной педагогической науки в советский период.
- Школа и образовательная политика России в послевоенные годы (40-е – 80-е гг.).
- Педагогическая деятельность и наследие А.В.Сухомлинского.
- Идея народности воспитания в педагогической системе К.Д.Ушинского.
- Тенденции развития современной педагогической науки.
Список рекомендуемой литературы
I. Основной:
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. – М., 1985г.
- Антология педагогической мысли России 18 в. – М., 1985г.
- Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. – М., 1987г.
- Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. – М., 1990г.
- Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. – М., 1991г.
- Антология педагогической мысли / Сост. К.И.Салимова, Г.Б.Корнетов. – В 3-х томах. – М., 1988г.
- Антология педагогической мысли христианского средневековья. – В 2-х томах. – М., 1994 г.
- Антология гуманитарной педагогики в 40 т. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили. – 1996-2002г.
- Аристотель. Соч. в 4-х томах. – М., 1975 – 1984гг.
- Бахтин М.М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965г.
- Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994г.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – В 2-х томах. – М., 1979г.
- Блонский П.П. Педология. – М.: Владос. 2000г.
- Бутырных Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 2004г.
- Великие мыслители Востока: Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира / пер.с англ./Под.ред. Яна П.Мак-Грима. – М., 1999г.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармоничного развития жизни и сознания. Т. 1-2. – М., 1911-1912гг.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима – М., 1988г.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995г.
- Гельвеций К.А. О человеке. – Соч. в 2-х т. – М., 1974г.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. – В 2-х томах. – М., 1940г.
- Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. – М., 1990г.
- Григорян С. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. – М., 1966г.
- Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Пер.с лат. – М., 1953г.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1988г.
- Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000г.
- Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963г.
- Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1990 г. – Вып. 1. – Ч. 1-2.
- Зарождение древних классов обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. – М., 1983г.
- Заслуженные учителя Российской Федерации – молодым коллегам. – М., 1998г.
- Зеньковский В.В. История русской философии. – В 2х томах. – Л., 1991г.
- История педагогики в России. Хрестоматия / Сост.С.Ф.Егоров. – М., 2000г.
- История педагогики и образования /Под.ред. А.И.Пискунова. – М., 2001г.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982г.
- П.Ф.Каптерев о семейном воспитании: Учебн.пособ. для студ. Высших и средних уч.завед. – М., 2000г.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2х томах. – М., 1982г.
- Конфуций м его школа. – Антология гуманной педагогики. – М., 1996г.
- Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебн.пособ. – М., 1994г.
- Культура возрождения и Средние века. – М., 1992г.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1988г.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (10 – нач. 20 вв.): Учебн.пособ. – М., 1998г.
- Латышина Д.И. История педагогики: история образования и педагогической мысли. –М., 2002г.
- Локк Д. Сочинения в 3х томах. –М., 1983-1988гг.
- Макаренко А.С. Сочинения в 8ми томах. – М., 1983-1988гг.
- Меньшова В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса (Учебн. пособ.). – М., 1995г.
- Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры (Искусство. Школа. Просвещение.). – В 3х томах. – М., 1994г.
- Монтель М. Опыты. – В 3-х томах. – М., 1980г.
- Мор Т. Утопия. – М., 1978г.
- Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности.). – С-Пб., 1996г.
- Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грищанов. – Минск: скакун, 1999г.
- Педагогическая антропология: Учебн.пособ. /Авт.-сост. Б.Г.Бим-Бад. – М., 1998г.
- Песталоцци И.Г. Педагогические сочинения. – В 2-х томах. – М., 1982г.
- Платон. Диалоги. – М., 1986г.
- Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995г.
- Равкин З.И. Педагогика Царского Лицея Пушкинской поры (1811 – 1817гг.): Историко-педагогический очерк. – М., 1990г.
- Российская педагогическая энциклопедия. – В 2-х томах. – М., 1999г.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. – В 2-х томах. – М., 1981г.
- Салимова К. Педагогика народов мира: История и современность: Учебн.пособ. – М., 2001г.
- Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М., 1979г.
- Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х томах. – М., 1985г.
- Стеклов М. Русские педагоги. – М., 1997г.
- Мтепашко Л.А. Философия и история образования: Учебн.пособ. – М., 1999г.
- Суворов Н. Средневековые университеты. – М., 1998г.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – И., 1989г.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. – М., 1988 – 1990гг.
- Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебн.пособ. – В 2-х томах. – М., 1980г.
- Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1977г.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебн.пособ. /Сост.и авт.вступ.статей А.И.Пискунов. – М., 1981г.
- Цицерон. Трактаты об ораторском искусстве. – М., 1972г.
- Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебн.пособ. для студ. пед. учебн. завед. – М., 2001г.
- Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999г.
II. Дополнительный:
|