Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экзистенциализм о феноменах человеческого бытия.




    Это учение возникло в период между 1 и 2 мировой войнами. Термин экзистенциализм происходит от немецкого «existieren» — существовать. Это учение обращено к повседневному бытию человека. Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество — ведущие темы экзистенциализма. К экзистенциализму относят разных авторов, никогда не составлявших цельного и единого учения. В Германии это М. Хайдеггер (1888 - 1976) и К. Ясперс, во Франции А. Камю, Ж.-П. Сартр. Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно-литературной форме (романы, пьесы, эссе), хотя им не была чужда и определенная философская методология — так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э. Гуссерля.

В экзистенциализме человек рассматривается не как частица космоса либо социума, а как личность сама по себе. Он исследует проблемы временности и историчности отдельной человеческой судьбы, необходимости постоянного выбора своего жизненного пути. Свободный выбор — удел каждого человека. Человек обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. Человек выбирает не умом, а целостностью своей личности. Экзистенциализм обратил внимание на односторонний характер рационалистического взгляда на мир, вне границ которого остаются личные переживания бытия, потребности и интересы, а также ценности и идеалы. Ясперс указывает на явную недостаточность только рациональных способов деятельности. Он отмечает, что если опредмеченные в технике научные знания не подчинены гуманистическим ценностям, то это чревато появлением технократического тоталитарного общества. Данное течение стало своеобразным протестом против капитуляции личности. Определяющим фактором человеческого существования экзистенциалисты признают случайность прихода человека в мир. Люди не выбирают свою эпоху, этнос, социальные и культурные условия жизни. Но в то же время на них они опираются от начала своего существования. Такое положение характеризуется как заброшенность человека. Заброшенный в мир человек, который воплощает ничто, стремится себя утвердить и чем-то (кем-то) стать, т.е. он постоянно творит себя и как бы вытягивает из небытия. У него нет иного пути для приобретения сущности, кроме самоосуществления. Но это самоосуществление возможно только как самопреодоление, как непрекращающиеся попытки выхода за уже существующие пределы личности. Экзистенциализм называет этот процесс трансценденцией. Человек является чрезвычайно пластичным существом и не имеет устойчивой сущности. Его сущность — в существовании или экзистенции, т.е. таком способе бытия, в котором он реализует свою свободу. Признавая, что ситуация не может не влиять на человека, экзистенциалисты считают: человек и сам создает ситуацию. Ведь он может придать ей разные смыслы.

Зафиксировав противоречивое положение человека, который зависит от окружающего мира и вместе с тем способен к самоопределению, экзистенциализм выделяет собственное и несобственное его существование. Несобственное — это жизнь по принципу «как все». Возникает явление «среднего человека» — Das Man (man в немецком языке — субъект неопределенно-личных предложений: «делают», «говорят»). Собственное бытие — личностное бытие, бытие свободного человека, несущего ответственность за свои поступки. У Ясперса от несобственного к собственному бытию обусловлен т.н. пограничной ситуацией — моментом кардинальных жизненных потрясений (болезнь, война, и т.д.). В пограничной ситуации у человека актуализируется его интимное начало и он оказывается способен вырваться из контекста рутинных повседневных проблем и обратиться к смысложизненным темам. У Хайдеггера собственное бытие связано с осознанием своей смертности. Здесь он уникален, это опыт, который нельзя повторить.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...