Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема человеческих заблуждений в философии Ф.Бэкона. Учение Ф. Бэкона об индуктивном методе.




    Ф. Бэкон - это английский мыслитель политический деятель, литератор, философ. Бэкон является родоначальником экспериментальной науки и материалистической философии нового времени. Он сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода познания. И дает ответ в своем труде "Новый органон" (1620). Огромное внимание Бэкон уделяет влияние феномену знания, его роли преобразовании действительности, он провозгласил тезис - знание сила.

    Знание только тогда становится действительной силой, когда оно является отражением явлений природы. Высшей задачей познания Бэкон считает завоевание природы и совершенствование человеческой жизни.

    Источником знаний Бэкон видит в практической, экспериментальной деятельности людей. Знание органически связано с экспериментальной материальной деятельностью, человек познает мир лишь преобразуя его.

    Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. В связи с этим он занимается разработкой индуктивного метода исследования.  Индукция - это такой метод познания когда человек от знаний единого, отдельного приходит к знанию всеобщего, предельному широкому.  Бэкон указывает не на полную индукцию. Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий (идолов, которые нужно преодолеть). Он выделяет идолы рода, пещеры, рынка и театра.

    Идолы рода - это препятствия обусловленные человеческой природой. Не совершенством органов чувств и особенностями человеческого рассудка. Одни люди легковерны другие консерваторы. Эти препятствия могут иметь причины психологического, идеологического порядка.

    Идолы пещеры - индивидуальные ошибки человека, не одинаковые интересы людей по разному ориентируемые на получения знания.

    Идолы рынка - это препятствия, которые связаны с неправильным употреблением слов или понятий. Каждое понятие можно интерпретировать по разному вкладывая в него разные смыслы. Для науки очень важно четкое определение понятий.

    Идолы театра - это препятствия, которые связаны с ложными философскими концепциями, авторитетов и.т.д.

Бэкон обращает внимание на 3 вида познания: путь муравья, паука и пчелы.

Путь муравья - это узкий эмпиризм, согласно, которому единым источником знаний признается ощущение.

Путь паука - признает попытку выведения - истин из чистого разума, так работает математик. Бэкон указывает, что путь муравья и паука является ограниченным - односторонним.

Путь пчелы - единственно верный путь постижения бытия, которая снимает недостатки 2-х путей и одновременно все ценное, что в них синтезируется.



Рационализм Р. Декарта. Проблема метода в его философии.

Р. Декарт 1596-1659гг. - французский философ, мыслитель. Создал аналитическую геометрию, ввел понятие функции, систему алгебраических понятий и т.д. - в области математики. В механике: сформулировал закон сохранения количества движения неупругих ударов, общий закон действия и противодействия.

    В космогонии Декарт разработал идею естественного развития солнечной системы. Главные труды Декарта - "Рассуждение о методе" (1637); "Метафизические размышления" (1641) "Начала функций" (1644). Огромное внимание Декарт уделял феномену знания. Его интересовал вопрос об источниках знания и достоверности знания. Науку он считал стройной логической системой, способной помочь людям в практических делах.

    Для построения этой системы (логической) необходимо учитывать два момента:

1) Исходный тезис.

2) Метод.

В качестве исходного тезиса Декарт принимает тезис радикального сомнения. Согласно этому тезису необходимо сомневаться в истине тех или иных суждений, знаний. К этому сомнению Декарт приходит на основе следующих рассуждений: В наших знаниях нет ни одного положения заведомо истинного. Дело в том, что несовершенство органов чувств ставит проблему достоверности наших ощущений, а ошибки в рассуждениях приводят к неправильным логическим выводам. Поэтому Декарт и предлагает построение науки начать с радикального сомнения. Сомнение должно очистить сознание людей от разных предрассудков. Сомнение с одной стороны было направлено против схоластического принижения человеческого разума, а с другой стороны использовалось для обоснования достоверности знания.

По мнению Декарта с помощью сомнения можно дойти до абсолютно точных истин. По Декарту можно сомневаться во всем: существует ли внешний мир; существует ли наше тело? Но нельзя сомневаться в одном - в наличие сомнения, сомнение же " Я мыслю следовательно существую."

К методу Декарт предъявлял ряд требований:

1) Допускать в качестве истинного только такие суждения, которые представляются ясными, отчетными и не могут вызвать никаких сомнений. В качестве критерия истинности Декарт признает ясность и отчетливость. Дело в том, что для одного человека какое-то положение будет ясным, а для другого нет. Более того одно и тоже утверждение для одного и того же человека будет ясным или не ясным.

2) Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы. В ходе деления желательно дойти до самых ясных вещей (принять это требование).

3) Переходить от известного и доказанного к неизвестному и не доказанному - это выведение есть рационалистическая дедукция.

4) Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Это требование ориентирует на достижение полноты знания.

В теории познания Декарт был рационалистом (рацио - разум); источником знаний и критерии истины Декарт считал разум.

Недостатки рационализма Декарта.

Новые знания по Декарту возникают в результате деятельности ума. Деятельность ума на что-то всегда направлена. С точки зрения здравого смысла деятельность ума направлена на конкурентный эмпирический материал. Поскольку Декарт игнорирует ощущение как источник знаний, поскольку он вынужден постулировать существование неких врожденных идей, на которые направлена деятельность человеческого ума.

    К врожденным идеям Декарт относил некоторые аксиомы (одна из них- целые больше своих частей). Учение о врожденных идеях указывает на идеалистический характер гносеологии Декарта, т.е. теории познания.

Современная наука указывает на то, что никаких врожденных идей не существует. Все идеи приобретены человеком в результате его опытов, практической жизнедеятельности людей.

В философском плане Декарта был дуалистом. В качестве первичного он считал 2 субстанции: материальную и духовную. Характерным признаком материальной субстанции является - протяженность а в духовность - мышление

    Материальная субстанция - порождает явления материального порядка, а духовная субстанция - психологического. Эти субстанции не оказывают влияние друг на друга. Проблема соотношения материального и духовного получила название психофизическая проблема.



Гносеология Д. Локка.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: "Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, хотя Он не запечатлел в нашем уме никаких первоначальных знаков, по которым можно было бы прочесть о Его бытии, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья".

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Р. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Развивая идеи Т. Гоббса о связи языка и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Он оказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педагогики и психологии.



Философия Г. Лейбница.

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646- 1716) - чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания, но наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию ("Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, т.е. аристотелевский принцип самодвижения сущего. Однако Лейбниц "изъял" из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его "виновником и господином". Единство и согласованность монад есть результат Богом "предустановленной гармонии". Так, "низшим" монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека - ясного понимания, осмысления. Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой - защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания. Он является одним из зачинателей современной символической и математической логики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...