Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные черты классического и неклассического типов философствования.




Классическая и неклассическая философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классическими. В конце 19, нач. 20вв. наблюдался отход от классики - создание неклассических физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классической философии считают немецкую классическую философию (от Канта до Гегеля). Главная проблема - проблема рационального, разумного познания. При чем разум рассматривается не только, как индивид, но и сверхнадиндивидуальный, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель называл общественным сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой философии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классическая философия полагает, что в мире существует разумный порядок; в природе, обществе, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общества.

Начало 20в. - бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классическую философию был марксизм. Он первым вышел из классической философии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классических теорий.

Другие философские течения 20в. порывают с классической теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е. сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Таким образом, задачей неклассической философии становится познание законов не объективного, а субъективного мира: внутренних состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррационализме как субъект общения, как его внутренняя чувственная связь с миром (будь то мир другого человека или общества).

В классической философии господствовал гносеологический подход. В философии 20в. главным становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа является страх, тоска, забота, отчаяние. Философия становится психологичной.



Позитивизм как неметафизическая философия (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм).

Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, т.к. способна самостоятельно решить все проблемы. Термин “позитивное” Конт истолковывал как реальное, полезное, достоверное, организующее в противовес химерическому, негодному, сомнительному, мутному, разрушительному.

Развитие квантовой физики на рубеже 19-20вв. поставило под вопрос эмпирическую методологию научного познания, т.к. выявилась зависимость результатов от приборов и органов чувств человека. Представители второй формы позитивизма – эмпириокритицизма – Э.Мах и Р.Авенариус в основу объяснения мира положили “опыт”, который понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали “элементами мира”.

Третья форма позитивизма – “неопозитивизм”. Его основной вариант аналитическая философия. Её представители (Рассел, Уайтхед, Шлик, Нейрат, Витгенштейн, Карнап) ставили задачу исключить из языка недоразумения, возникающие вследствие неправильного использования, устранить из языка логические несообразности и двусмысленности. Смысловое исследование языка ведёт к общей картине языка и от неё к построению своеобразной картины мира. В качестве побочного исследуется также путь “от мира к языку”. Начинает осознаваться значение таких звеньев как поведение, деятельность людей, сознание и познание.

Центральными темами аналитической философии со второй половины 20 в. становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации.



Постпозитивизм как философия науки.

 

В 50-70гг. делаются попытки переосмысления позитивистского способа мышления. Это привело к возникновению целой группы критических направлений или постпозитивизма, которые в себя включают критический рационализм Поппера, методологический фальсификационализм Локатоса, историческая школа методологии философии и науки или теория революций в науке Томаса КУНА (США), и на конец методологический анархизм Фиерахена. Суть критического рационализма Попперасостоит в том, что он отказывается считать истину целью познания. Он подменяет понятие истины понятием правдоподобия, т.к. мы не можем доказать истинность. Поппер отрицает связь между знанием и реальным миром, и одновременно отделяет знания от человека (субъекта). 

Кун ставит вопрос о том, что понять сущность знаний не возможно вне исторических контекстов науки. Если кто-то рассматривает знания как устоявшиеся данные, то Кун говорит, что надо рассматривать динамику развития научного знания. Как оно возникло, формировалось т.е. исторический подход, а не только логический.

На необходимость учета исторического момента развития научного знания обращает внимание и Лакотос. Но вместо Куновских научных революций дает другое понятие - научно-исследовательская программа. Дальше всех постпозитивистов на пути ограничения позитивистского империзма пошел один американский философ. Он предлагает дополнить принципы империзма принципом теоретического плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает каждый то в сумме каждый по своему прав и не прав одновременно а истина дается в комплексе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 569.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...