Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эллинистическая философия: эпикуреизм и стоицизм.




Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточивалась на субъективном мире человека.

 

В философии эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Выдающимися представителями эпикуреизмаявляются Эпикур (341-270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об "отклонении" атомов, когда атомы движутся в "связном потоке". По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного "удара" и "отскакивания" атомов. Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну. Если следовать Демокриту, безраздельное господство необходимости в мире атомов, будучи последовательно распространенным на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека. Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща "свобода воли", которая и определяет "непременное отклонение". Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала возможность Эпикуру избежать идеи фатализма. Таким образом, Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности.

Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом прежде всего анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть еще подлинное знание. Без этого перед нами будут непрерывным потоком мелькать лишь чувственные впечатления, а это - просто сплошная текучесть.

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером.

Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание: "мудрец "должен преклонять колена перед богами".

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм - это наименее "греческая" из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэтому обстоятельное уяснение их воззрений существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий - это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже "бесчувственного" мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121-180; римский император с 161 г. н.э.) был убежден, что Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. (Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.) Для него Вселенная - тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.

Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Они стремились к полному самодовлению.

Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что все предопределено. Бог не отделен от мира, он - душа мира, благодетельное провидение.

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели.

Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и государственного деятеля Сенеки (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен.

 



Средневековая философия.

Средневековая философия - это философия эпохи феодализма (2-14в.в.). Развитие средневековой философии связано с христианством. Христианство возникло в 1 в. н.э. в низах римской империи. Христианство - это угнетенных низов, поэтому естественно христианство преследовалось на протяжении ряда столетий. Официальной религией Римской империи было язычество (религия признающая многобожье). Христианство же является монотеистической религией и межнациональным учением. Развитие средневековой философии это борьба языческой и христианской культуры. Философия это закономерный продукт разложения рабовладельческого общества и возникновения феодального общества. С 4-го века начинается процесс превращения христианства в официальную религию. Здесь следует упомянуть Миланский эдикт императора Константина 313г. и Никейский собор 325г. Согласно этому эдикту было провозглашено равноправие всех религий. Христианам предоставлялась полное вероисповедание.

    История средневековой философии подразделяется на 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика- patris - отец. Представителями являлись: Василий Великий, Григорий Богослов, Ориген, Августин Блаженный. Патристика от философии отличается идеей откровения. Цель философии отцы видят в истолковании библейских высказываний 2-8 век.

Схоластика- школьная философия. Она изучалась с 12в. в университетах. Представителями были: Иоанн Дамаскин, Росцелин, Фома Аквинский. Основные черты: вера в авторитет церковного учения - библии. Цитатничество как метод доказательства пренебрежения опытными фактами.

    Христианский бог являлся абсолютным началом. Бог - всемогущ; он сотворил мир, человека, природу и т.д; всеведущ ( знает все что происходит в мире); всеблаг ( то что делает бог является благом).

В центре размышлений средневековой философии стоит бог – поэтому средневековая философия называется теоцентризм; теология - богословие.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

- Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов (сотворение мира богом из ничего). Такое обоснование было обусловлено рядом причин: социально-экономическими, политическими, гносеологическими факторами. Учение о сотворении мира из ничего получило название: креационизм.

- Проблема веры и разума религии и философии. Вера - убежденность, доверие; понятие вера шире понятие вера в бога. Разум - это способность человека к логическим аргументированным рассуждениям. Религиозное знание в своей основе связано с признанием на веру неких утверждений, догм; философское знание возникает в результате логических рассуждений. Тем не менее религия тоже использует логику в своих теоретических построениях, а философия принимает некие изначальные положения (аксиомы) на веру. Вера и разум органически взаимосвязаны между собой. Проблема веры и разума средневековыми философами решалась не однозначно:

1) Тертуллиан (160-220г.г.) теоретик, оратор. Противопоставлял веру и разум. Он враждебен к разуму и его продукту - теоретическим построениям. Сформулировал свое кредо: верую потому абсурдно. Он писал - "Сын божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес, это верно потому, что это невозможно." Одним словом Тертуллиан провозглашает несовместимость разума и веры.

2) Августин Блаженный (354-430) Выдвинул тезис о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение занимает вера. Философия данном случаи рассматривается служанкой богословия.

3) Фома Аквинский (1225-1274) Утверждал, что существование философии без теологии и наоборот, пагубно для той и другой. Для понимания соотношения веры и разума необходимо иметь введу, что вера это интуитивный способ постижения мира. Она не появляется сама по себе независимо от разума, только в органической связи с другими духовными силами, она превращается в мощное средство постижения мира, приобретения нового знания. Без веры (интуиции) нет пророчества, нет личности, нет продвижения вперед ни в одной сфере человеческой деятельности.

- Проблема гносеологии - теория познания. Включает в себя широкий круг вопросов:

ü Средневековые мыслители познают познаваемость мира практикуя древний скептицизм.

ü Средневековые мыслители указывают на 3 формы постижения бытия: чувственное (познание мира с помощью органов чувств), разумная, божественное откровение (суть заключается в том, что некоторые люди в особом состоянии сознания якобы могут говорить от имени бога, божественный доверяет тайны бытия некоторым избранным; результатом этого является свод абсолютных истин - библия.)

- Проблема Теодицеи (оправдания бога). Перед христианскими мыслителями стояла проблема: оправдывать бога, как творца за существующее зло в мире. Если бог всемогущ, то спрашивается зачем он сотворил мир в котором есть зло. Августин утверждал, что зла в мире как такого не существует, существует лишь добро, а зло лишь недостаток добра.

- Проблема доказательства существования бога.

    Существует множество доказательств существования бога. Согласно Августину все народы мира имеют представления о боге, как неком совершенстве. Стало быть бог существует. В основе такого доказательства лежит принцип тождества мышления и бытия. Такое доказательство получило название онтологического - онтология учение о бытие. 

Реализм – реальны общие понятия, общие начала. Иоган Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номиналистыотрицают существование этих понятий (понятия общего). Реальным существованием обладают только единичные вещи. Росцеллин, Дунс Скот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...