Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История переписей населения.




Демография как наука. Роль демографии в современном мире

Демография – научное изучение человеческих населений, главным образом в отношении их величины, структуры и развития, оно включает в себя количественные аспекты их главных характеристик.

Объект – население.

Предмет – воспроизводство населения, т.е. процесс непрерывного возобновления его численности и структур через смену поколений, через процессы рождаемости и смертности; законы естественного движения населения.

Под структурой населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным выделенным по различным основаниям типологическим группам. В предмет демографии непосредственно входят половая, возрастная, брачная и семейная структуры.

Демография касается одной из самых важных сторон жизни общества – воспроизводства поколений людей. И потому демографические знания важны как для понимания законов, по которым живет и изменяется человеческое общество, так и для предвидения и планирования будущего. Она может помочь ответить на такие вопросы – какие могут возникнуть проблемы с пенсионным обеспечением; сколько школьных мест надо будет открыть; следует ли ожидать каких либо конфликтов на этнической почве и др.

 

История становления демографии.

Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского ученого-самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая длинное название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города». Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей. В частности, он установил, что мальчиков рождается больше, чем девочек, причем соотношение полов среди родившихся — постоянно и составляет для Лондона 14 к 13. Он заметил также, что и среди умерших больше мужчин, чем женщин, что в Лондоне смертность превышает рождаемость и население города растет только за счет переселенцев, что в провинции, напротив, рождаемость выше смертности, что каждый брак в среднем дает 4 рождения, что по числам рождений и смертей можно определить численность населения города, а по возрастной структуре умерших — возрастную структуру населения. Граунт был первым, кто построил первую математическую таблицу (модель) смертности, описывающую закономерное увеличение вероятности смерти по мере старения людей. В XIX в. появилось и название науки, которое дал ей бельгийский ученый Алтай Гийяр (1799—1876. В 1855 г. в Париже он опубликовал книгу «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография...» , в которой определил демографию очень широко — как «естественную и социальную историю человеческого рода» и как «математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского и морального состояния». к середине 1960-х гг. большинство специалистов стали ограничивать предмет демографии вопросами так называемого естественного движения населения.

Взаимосвязь демографии с другими науками.

Демография, стремясь не только описать, но и объяснить ход и тенденции демографических процессов, воспроизводства населения в целом, взаимодействует с другими науками, широко используя их методологические подходы, методы, знания. Некоторые из этих наук ориентированы на объяснение закономерностей демографических процессов и поэтому остаются только частью демографии. Другие же науки изучают те сферы реальности, которые образуют объекты наук, вступающие во взаимодействие с демографией, использующих ее методологию, методы и знания для объяснения закономерностей функционирования своей предметной области. Внутри демографии можно выделить демографическую статистику, описательную демографию, формальную, теоретическую и демографическую демографию, экономическая демография, историческая, этнодемография.

 

 

Методы изучения населения. Виды источников демографической информации.

Можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические. Демография стремится установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа. В демографии используются и другие статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие. в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.

Основные источники информации в демографии следующие:

1) переписи населения, проводимые регулярно, обычно раз в 10, в некоторых странах — раз в 5 лет;

2) текущий статистический учет демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов), осуществляемый непрерывно;

3) текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие непрерывно;

4) выборочные и специальные обследования.

Основные методы и принципы проведения переписи населения.

Перепись населения — это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

перепись населения руководствуется следующими принципами:

1)Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. учет каждого жителя без исключения.

2)Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения через равные промежутки времени, обычно через 10 или 5 лет.                                                                        

3)Безотносительность целей переписи населения к каким-либо конкретным частным интересам государства.                                 

Проведение переписи населения по единой программе и единым правилам на всей территории, охватываемой переписью.                 

5)Индивидуальность регистрации (или иначе — поименность), т.е. сбор сведений о каждом человеке в отдельности.          

6)Непосредственное получение сведений у населения. 

7)Анонимность сведений, получаемых от населения при переписи, т.е. гарантия тайны любой информации, получаемой во время опроса людей при переписи. 

8)Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы ответов опрашиваемых с их слов без предъявления каких-либо документов.  

9)Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени. 

10) Централизованное руководство проведением переписи.

Основные методы:

Метод опроса – переписной лист заполняется регистратором в процессе личной беседы, позволяет получить более точные сведения, но связан с большими затратами.

Метод самоисчесления – люди сами заполняют бланк переписи, после чего регистратор проверяет правильность заполнения.

Теория поколений.

Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями.

Дети, рожденные на стыке генераций, подвержены влиянию двух групп ценностей и образуют так называемое переходное или эхо-поколение.

К поколению GI (поколение Победителей) относятся люди, рожденные в период с 1900 по 1921 годы. Их ценности продолжали формироваться до 1933 года. А к ключевым событиям, сформировавшим эти ценности, относятся революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация. Основные ценности, характеризующие это поколение - трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

К Молчаливому поколению относят тех, кто рожден в период с 1923 по 1943 годы. Их ценности формировались до 1953 года. Основные события, оказавшие влияние – это Большая депрессия и Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, сталинские репрессии и открытие антибиотиков. Люди этого поколения преданные, терпеливые, склонны к соблюдению норм, правил, законов. Они консервативны и трудолюбивы.

Следующее поколение - Беби-бумеры или бумеры - названо в «честь» бума рождаемости, который наблюдался в послевоенные годы (1943-1963). Ценности представителей этого поколения формировались до 1973 года. Факторы, оказавшие значительное влияние: победа во Второй мировой войне, покорение космоса, ощущение себя гражданами супердержавы, первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, «холодная война». Основные ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух. Большое значение приобретает достижение высокого результата, победа.

К Поколению Х (Неизвестное поколение) относят тех, кто рожден в 1963 – 1983 годы. Это поколение воспитывалось в годы продолжения «холодной войны» и резкого увеличения потока информации и событийности (смена количества руководителей на национальном уровне, смена политических режимов, перестройка). А еще в их время начался бум разводов, так что дети вынуждены были проявлять гибкость - подстраиваться под нового партнера матери или отца. Их отличает глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться на протяжении всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, надежда на себя. Они презирают строгий контроль, предпочитая всеми путями отстаивать свободу и независимость.

Поколение Y также названо поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии. Годы рождения - 1983-2003. Ключевые события: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых и биотехнологий. Мобильные телефоны, интернет и бренды – основа всего. В систему ценностей поколения Y уже включены гражданский долг, мораль и ответственность. Но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться.

поколение Z. Пока сказать о нём что-либо точно сложно. Но предположить, каким оно будет, уже вполне можно. Их становление происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат обретает всё большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. А общество ждет новых крупных терактов. Сходство с условиями, в которых формировалось «молчаливое поколение». А значит и по характеру, и по особенностям поведения Z-ы будут повторять своих прапрадедов.

 

История переписей населения.

Различные формы статистического учета земель и хозяйств, ремесел и торговли, а вместе с ними и населения имелись в Древнем Китае, Японии, Египте, Месопотамии, Иудее, в городах Древней Греции и в Риме. Учеты населения проводились там с финансовыми и военными целями, чтобы знать возможное число налогоплательщиков и воинов. В соответствии с этими целями переписи чаще всего были не всеобщими и охватывали обычно податное мужское население. Иногда предпринимались попытки более полного учета состава населения. В более поздний период (с 510 по 30 г. до н. э .) переписи (называвшиеся цензами) проводились уже регулярно. Главы семей под клятвой сообщали специальным должностным лицам — цензорам — сведения о себе, своей семье и своем имуществе. Позднее цензы проводились в виде поземельных описаний, или кадастров, в которых учитывалось и население. Результаты цензов заносились в писцовые книги, которые велись постоянно. На их основании определялись размеры податей, а сами записи в книгах или выписки из них служили документами на право владения землей или имуществом.

В средние века нехозяйственные переписи и писцовые книги получили повсеместное распространение в государствах Западной Европы (а с XV в. и в России). Наряду с описанием земель и имуществ в них имелись сведения и о населении. Сведения эти были скудными, в них, как правило, указывалось только число хозяйств (или семей).

Лишь к середине XVIII в. вместе с развитием капитализма и развитием рыночных отношений расширяется потребность в информации о численности и структуре населения. Учет населения постепенно становится всеобщим и приобретает самостоятельное значение, не связываясь непосредственно с какими-либо частными административными целями.

Первой действительно научной была бельгийская перепись населения, проведенная в 1846 г. под руководством крупнейшего ученого-статистика Адольфа Кетле (1796—1874). Ее особенность состояла в том, что она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживавшее в том месте, где его застала перепись, а не юридическое, т.е. числящееся по документам, которое только и учитывалось прежними переписями. Новшеством также было и проведение этой переписи специально подготовленными регистраторами, а не административными чиновниками, как это было ранее.

Петербургский конгресс рекомендовал всем странам проводить всеобщие переписи населения регулярно, не реже, чем через 10 лет, в годы, оканчивающиеся на 0, или близкий к нему, учитывать фактическое, а не юридическое (приписное) население и относить все собираемые при переписи сведения к одному точному моменту (часу) времени. Этим рекомендациям последовали все страны, и число научно организованных переписей населения стало быстро увеличиваться. С 1870 по 1879 г. в мире было проведено 48 переписей населения, в 80-х гг. — уже 54, в 90-х гг. — 57, а в первом десятилетии XX в. — 74. Если до 1870 г. переписями был охвачен только 21% мирового населения, то к началу XX в. — уже 64% [4].

Особенно большое развитие переписи населения получили после второй мировой войны в связи с распадом колониальной системы и становлением освободившихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. Ныне, к концу XX в. в мире не осталось страны, где бы перепись населения не проводилась ни разу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...