Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Природные ресурсы и их полезное использованиеСтр 1 из 7Следующая ⇒
I. ДИСЦИПЛИНА «ЭКОЛОГИЯ» ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – дать знания основных понятий и законов экологии, развить экологическое мышление и экологическую грамотность, необходимые для подготовки специалиста в последующей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины: - раскрыть в процессе обучения основные представления о сущности жизни, познакомиться с главными фундаментальными концепциями экологии; - ознакомить с основными вопросами экологии, охраны природы и рационального природопользования; - дать представление об основных методах экологических исследований, освоить экологический практикум; - овладеть знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов.
Таблица 1 – Распределение трудоемкости дисциплины «Экология» по видам занятий для заочной формы обучения
Общие указания по изучению курса «Экология» можно условно разделить на пять разделов (табл. 1): 1. Прослушивание лекции по теме: Экология как наука. Основные понятия экологии. Надорганизменные системы и их характеристика. Глобальные проблемы современности, их причины и характеристика. Вклад эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов в загрязнение окружающей среды и возможные пути решения. 2. Выполнение заданий на практических (семинарских) занятиях: – Основы общей экологии. Экология сообществ. Решение экологических задач. – Экология Алтайского края. Основные экологические проблемы и пути их решения. 3. Самостоятельное изучение тем курса: основной формой является внеаудиторная работа над учебной литературой. 4. Написание контрольной работы. 5. Подготовка к сдаче зачета.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ Основные понятия и законы экологии. Глобальные экологические проблемы современности Экология как наука. Основные понятия экологии. Надорганизменные системы и их характеристика. Глобальные проблемы современности, их причины и характеристика.
Вопросы для самопроверки 1. Известные Вам определение термина “экология”. Содержание, предмет и задачи экологии? 2. Классификация методов экологии. Определение модели. Модели в экологии? 3. Охарактеризуйте основные разделы экологии (по размеру объекта)? 4. Что Вы знаете об истории экологии? 5. Экологические факторы и их классификация? 6. Среда обитания и условия существования? Влияние на организм факторов среды (адаптация, акклиматизация, экотипы, интродукция)? 7. Среды жизни и их характеристики? 8. Закон минимума Ю. Либиха? Оптимум и пессимум? Правило толерантности? 9. Совместное действие экологических факторов. Ограничивающий фактор? 10. «Экологическая ниша». Закон конкурентного исключения? 11. Законы Б. Коммонера? 12. Принципы и примеры экологических классификаций (по широте диапазона приспособления, по типам питания)? 13. Экологические группы растений? Примеры классификаций? 14. Жизненные формы растений. Классификации по жизненным формам по И.Г. Серебрякову и С. Раункиеру? 15. Классификация животных по жизненным формам (по Д.Н. Кашкарову, 1945)? 16. Загрязнение атмосферы: механизмы возникновения (изменение климата, истончение озонового слоя, кислотные осадки), последствия и возможные пути их решения 17. Загрязнение Мирового океана, почв и пищевых продуктов: основные загрязнители, состояние проблемы, возможные пути их решения? 18. Демографические проблемы современности: причины и состояние? Пути решения?
Концепции основных экологических систем Вид, его экологическая характеристика. Популяция – единица вида и эволюции. Биогеоценоз и экосистема. Потоки энергии и вещества в экосистеме. Экологические пирамиды. Решение экологических задач. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера – этап в развитии биосферы.
Вопросы для самопроверки 1. Популяция – единица вида и эволюции? Классы популяций по Н.П. Наумову (1963)? 2. Численность и плотность популяции? Правило Олли? Правила бутылочного горлышка (принцип основателя Майра)? 3. Рождаемость и смертность в популяции. Кривые выживания? Причины колебания численности популяций, способы ее регулирования? 4. Стабильные, растущие и сокращающиеся популяции? Прирост и темпы роста популяции? Экологические стратегии популяций? 5. Пространственная структура популяции? 6. Возрастная структура популяции? 7. Половая структура популяции? 8. Этологическая структура популяции. В чем заключается эффект группы? 9. Определение «биоценоз». Видовая структура биоценоза. Правила Уоллеса? Роль отдельного вида в видовой структуре биоценоза? Доминанты, предоминанты, эдификаторы, второстепенные виды? 10. Вертикальная структура биоценоза? 11. Горизонтальная структура биоценоза? Экотонный эффект? 12. Типы биотических взаимоотношений в биоценозе? 13. Биогеоценоз и экосистема. Структура биогеоценоза? Отличия понятий «биогеоценоз» и «экосистема»? 14. Поток энергии в экосистеме? Продуценты, консументы, редуценты? 15. Что понимают под «пищевой цепью»? Пастбищные пищевые цепи? Детритные пищевые цепи? Пищевые сети? 16. Экологические пирамиды? Правило 10% Р. Линдемана (1942 г.)? Виды экологических пирамид? 17. Биологическая продуктивность экосистем, продукция, биомасса? 18. Первичная продукция, вторичная продукция, общая биомасса? 19. Валовая первичная продукция, чистая первичная продукция? 20. Динамика в экосистеме? Факторы, определяющие устойчивость экосистем? Циклические изменения в экосистеме? 21. Поступательные изменения в экосистеме? Причины, приводящие к таким изменениям? Сукцессии, ее этапы? Первичная сукцессия? Вторичная сукцессия? Климаксовая экосистема? 22. Учение В.И. Вернадского о биосфере? Этапы эволюции биосферы? 23. Возникновение и развитие ноосферы? 24. Эволюция биосферы (по М. М. Камшилову, 1974)? 25. Среды, входящие в состав биосферы, их характеристика? 26. Вещества, входящие в состав биосферы? 27. Специфические свойства живого вещества? 28. Функции живого вещества в биосфере?
Природные ресурсы и их полезное использование Воздействие человека на природу. Формы и основные пути воздействия. Природные ресурсы, их классификация и способы использования. Основные направления полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов.
Вопросы для самопроверки 1. Основные формы воздействия человека на окружающую среду? 2. Природные ресурсы, варианты классификаций (по источникам происхождения, по использованию в производстве, экологические классификации: по наличию, по степени заменимости, по степени истощаемости)? 3. Проблема отходов? Классификация отходов? 4. Безотходные и малоотходные технологии? 5. Ресурсосберегающие технологии? 6. Основные направления полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |