Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природные ресурсы и их полезное использование




I. ДИСЦИПЛИНА «ЭКОЛОГИЯ»

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – дать знания основных понятий и законов экологии, развить экологическое мышление и экологическую грамотность, необходимые для подготовки специалиста в последующей профессиональной деятельности.

 

Задачи дисциплины:

- раскрыть в процессе обучения основные представления о сущности жизни, познакомиться с главными фундаментальными концепциями экологии;

- ознакомить с основными вопросами экологии, охраны природы и рационального природопользования;

- дать представление об основных методах экологических исследований, освоить экологический практикум;

- овладеть знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов.

 

Таблица 1 – Распределение трудоемкости дисциплины «Экология»

по видам занятий для заочной формы обучения

Вид занятий

Всего

в т. ч. по семестрам
1
1. Аудиторные занятия, часов, всего, 6 6
в том числе: 1.1. Лекции 2 2
1.2. Лабораторные работы - -
1.3. Практические (семинарские) занятия 4 4
2. Самостоятельная работа, часов, всего 30 30
в том числе: 2.1. Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)    
2.2. Расчетно-графическое задание (РГР)    
2.3. Самостоятельное изучение разделов 5 5
2.4. Текущая самоподготовка 5 5
2.5. Подготовка и сдача зачета (экзамена) 10 10
2.6. Контрольная работа (К) 10 10
Итого часов (стр. 1+ стр.2) 30 30
Форма промежуточной аттестации* З З
Общая трудоемкость, зачетных единиц 1 1

Общие указания по изучению курса «Экология» можно условно разделить на пять разделов (табл. 1):

1. Прослушивание лекции по теме:

Экология как наука. Основные понятия экологии. Надорганизменные системы и их характеристика.  Глобальные проблемы современности, их причины и характеристика. Вклад эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов в загрязнение окружающей среды и возможные пути решения.

2. Выполнение заданий на практических (семинарских) занятиях:

– Основы общей экологии. Экология сообществ. Решение экологических задач.

– Экология Алтайского края. Основные экологические проблемы и пути их решения.

3. Самостоятельное изучение тем курса: основной формой является внеаудиторная работа над учебной литературой.

4. Написание контрольной работы.

5. Подготовка к сдаче зачета.

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные понятия и законы экологии.

Глобальные экологические проблемы современности

Экология как наука. Основные понятия экологии. Надорганизменные системы и их характеристика. Глобальные проблемы современности, их причины и характеристика.

 

Вопросы для самопроверки

1. Известные Вам определение термина “экология”. Содержание, предмет и задачи экологии?

2. Классификация методов экологии. Определение модели. Модели в экологии?

3. Охарактеризуйте основные разделы экологии (по размеру объекта)?

4. Что Вы знаете об истории экологии?

5. Экологические факторы и их классификация?

6. Среда обитания и условия существования? Влияние на организм факторов среды (адаптация, акклиматизация, экотипы, интродукция)?

7. Среды жизни и их характеристики?

8. Закон минимума Ю. Либиха? Оптимум и пессимум? Правило толерантности?

9. Совместное действие экологических факторов. Ограничивающий фактор?

10. «Экологическая ниша». Закон конкурентного исключения?

11. Законы Б. Коммонера?

12. Принципы и примеры экологических классификаций (по широте диапазона приспособления, по типам питания)?

13. Экологические группы растений? Примеры классификаций?

14. Жизненные формы растений. Классификации по жизненным формам по И.Г. Серебрякову и С. Раункиеру?

15. Классификация животных по жизненным формам (по Д.Н. Кашкарову, 1945)?

16. Загрязнение атмосферы: механизмы возникновения (изменение климата, истончение озонового слоя, кислотные осадки), последствия и возможные пути их решения

17. Загрязнение Мирового океана, почв и пищевых продуктов: основные загрязнители, состояние проблемы, возможные пути их решения?

18. Демографические проблемы современности: причины и состояние? Пути решения?

 

Концепции основных экологических систем

Вид, его экологическая характеристика. Популяция – единица вида и эволюции. Биогеоценоз и экосистема. Потоки энергии и вещества в экосистеме. Экологические пирамиды. Решение экологических задач. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера – этап в развитии биосферы.

        

Вопросы для самопроверки

1. Популяция – единица вида и эволюции? Классы популяций по Н.П. Наумову (1963)?

2. Численность и плотность популяции? Правило Олли? Правила бутылочного горлышка (принцип основателя Майра)?

3. Рождаемость и смертность в популяции. Кривые выживания? Причины колебания численности популяций, способы ее регулирования?

4. Стабильные, растущие и сокращающиеся популяции? Прирост и темпы роста популяции? Экологические стратегии популяций?

5. Пространственная структура популяции?

6.  Возрастная структура популяции?

7. Половая структура популяции?

8. Этологическая структура популяции. В чем заключается эффект группы?

9. Определение «биоценоз». Видовая структура биоценоза. Правила Уоллеса? Роль отдельного вида в видовой структуре биоценоза? Доминанты, предоминанты, эдификаторы, второстепенные виды?

10. Вертикальная структура биоценоза?

11. Горизонтальная структура биоценоза? Экотонный эффект?

12. Типы биотических взаимоотношений в биоценозе?

13. Биогеоценоз и экосистема. Структура биогеоценоза? Отличия понятий «биогеоценоз» и «экосистема»?

14. Поток энергии в экосистеме? Продуценты, консументы, редуценты?

15.  Что понимают под «пищевой цепью»? Пастбищные пищевые цепи? Детритные пищевые цепи? Пищевые сети?

16. Экологические пирамиды? Правило 10% Р. Линдемана (1942 г.)? Виды экологических пирамид?

17. Биологическая продуктивность экосистем, продукция, биомасса?

18. Первичная продукция, вторичная продукция, общая биомасса?

19. Валовая первичная продукция, чистая первичная продукция?

20. Динамика в экосистеме? Факторы, определяющие устойчивость экосистем? Циклические изменения в экосистеме?

21.  Поступательные изменения в экосистеме? Причины, приводящие к таким изменениям? Сукцессии, ее этапы? Первичная сукцессия? Вторичная сукцессия? Климаксовая экосистема?

22. Учение В.И. Вернадского о биосфере? Этапы эволюции биосферы?

23. Возникновение и развитие ноосферы?

24. Эволюция биосферы (по М. М. Камшилову, 1974)?

25. Среды, входящие в состав биосферы, их характеристика?

26. Вещества, входящие в состав биосферы?

27. Специфические свойства живого вещества?

28. Функции живого вещества в биосфере?

 

Природные ресурсы и их полезное использование

Воздействие человека на природу. Формы и основные пути воздействия. Природные ресурсы, их классификация и способы использования. Основные направления полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов.

 

Вопросы для самопроверки

1. Основные формы воздействия человека на окружающую среду?

2. Природные ресурсы, варианты классификаций (по источникам происхождения, по использованию в производстве, экологические классификации: по наличию, по степени заменимости, по степени истощаемости)?

3. Проблема отходов? Классификация отходов?

4. Безотходные и малоотходные технологии?

5. Ресурсосберегающие технологии?

6. Основные направления полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...