Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Центральным комитетом КП Украины 30 октября 1924 года ( проток. ПБ КПУ 32, п.22 от.) был поднят вопрос о контроле за вынесением приговоров по политическим делам.




В связи с этим, 5 ноября 1924 года Политбюро ЦК ВКП(б) (проток.33, п.8) на своем заседани постановило: “установить, как правило, что местные обвинительные заключения предварительно просматриваются особой комиссией Политбюро ЦК ВКП(б) в составе Курского, Куйбышева и Дзержинского.” 3911 декабря 1924 года Политбюро ЦК ВКП(б) (проток. 40, п.28). приняло решение избрать заместителями Курского, Куйбышева и Дзержинского в комиссии по политделам Крыленко, Шкирятова и Менжинского.40

Через два года, 25 марта 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) (проток.17, п 28) заслушало доклад Крыленко о работе политкомиссии и вновь подтвердило полномочия комиссии, определенные на заседании 17 апреля 1924 года. о запрещении местными судами выносить приговора по политическим делам без предварительной санкции ЦК ВКП(б). На Кагановича была возложена персональная ответственность за проведение этого решения в жизнь.41

Состав Политкомисии оставался консервативным. В конце двадцатых годов ее возглавил Калинин. Любое назначение в состав комиссии решало Политбюро. Даже замена членов комиссии в связи с отпусками обсуждалось. 42

Реформа органов ВЧК 1922 года стала основным этапом в развитии правового регулирования деятельности органов государственной безопасности. В рассматриваемый нами период были приняты важнейшие законодательные акты, регулирующие деятельность ГПУ-ОГПУ, упорядовачивающие и ограничивающие его компетенцию, что резко отличало созданное Государственное политическое управление от ВЧК.

Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и иные кодексы, Положение о ГПУ и другие нормативные акты являлись необходимой правовой базой для регулирования деятельности органов государственной безопасности в условиях НЭПа. Но, несмотря на принятие законодательных актов, регулирующих деятельность органов государственной безопасности, в рассматриваемый период проявляются явные тенденции к нарушению прав и свобод граждан.

Преобразования, намеченные в ходе реформы органов государственной безопасности 1922 года, не получили дальнейшего развития. Примат политики в эпоху гражданской войны, в мирный период жизни российского государства нашел свое отражение в расширении компетенции ОГПУ, наделение его внесудебными полномочиями. Происходило постепенное сужение функции прокурорского надзора. К середине 20-х годов усиливается влияние на деятельность ОГПУ со стороны высшего партийного органа Политбюро ЦК ВКП(б). Как выше было сказано, это руководство носило политический характер, когда на первый план выдвигалась не идея законности, а революционная целесообразность.

Сфера компетенции ОГПУ постепенно распространялась, охватывая все более и более широкий круг наиболее значительных преступлений. Довольно легко можно было создать ситуацию, при которой не только малейший акт направленный против государственной безопасности в точном смысле этого слова, но и всякий проступок, наносящий серьезный ущерб общественным интересам - вне зависимости от того, оговорен он конкретной статьей уголовного кодекса или нет, мог быть по усмотрению ОГПУ изъят из сферы компетенции обычных судов и разбираться за закрытыми дверьми с помощью судебных процедур и правил, которые никогда не становятся достоянием широкой общественности.

В быстром расширении компетенции ОГПУ отразилась общественная атмосфера того периода. Этот процесс скорее явился результатом напряженной экономической и политической ситуации, чем следствием какого-то конкретного решения.

Ужесточение уголовного законодательства, возрастание роли ОГПУ в хозяйственной жизни, свидетельствовало о повороте от рыночной экономики к складывающейся командно-административной системе. В этих условиях органы государственной безопасности являлись как бы инструментом поддержания сталинского политического режима.

Меняющееся отношение к закону и особенно более жесткие санкции, применявшиеся к виновным в тяжких преступлениях, являлись характерными признаками постепенного вытеснения частнокапиталистических элементов представителями концепции плановой экономики.

XV партконференция в октябре 1926 года объявила, что величайшая историческая задача строительства социалистического общества властно требует сосредоточения всех сил партии, государства и рабочего класса на вопросах хозяйственной политики. Увязывание государства, партии и рабочего класса свидетельствовало о том, что становление социализма предполагает укрепление, а не отмирание государственной власти.

Встала задача полного сворачивания НЭПа. В тезисах о методах работы экономуправления ГПУ отмечалось: "Новая Экономическая политика - политика государственного капитализма - ставит своей задачей социалистическое накопление. В условиях данного момента продолжается острая классовая борьба: борьба государственного капитала "социалистического" и частного капитала "собственнического". Было отмечено, что в период применения НЭПа положение сложилось "не в нашу пользу". "Сплоченность спецов и торговцев надо разбить, внести в их среду расслоение".43

Cтихийность НЭПа не устраивала, предполагалось преодолеть ее планированием, и здесь право должно было стать инструментом планирования. Был сделан упор на классовый характер права. Цель в праве - это "сознательная цель класса".44

Все это привело к новой концепции "советского права как и права переходного периода от капитализма к коммунизму" как права государства, где власть находится в руках пролетариата в союзе с трудящимися крестьянскими массами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 528.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...