Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и правовое регулирование деятельности ВЧК-ОГПУ по защите экономической безопасности государства.




Переход от гражданской войны к миру требовал перестройки работы всех государственных учреждений, в том числе и органов ВЧК. Большое внимание в этот период стало уделяться экономической безопасности государства.

В деятельности ВЧК, а затем и ОГПУ по укреплению экономической безопасности государства в условиях острейшего кризиса центральное место отводилось борьбе с подрывной деятельностью направленной в сферу экономики страны.

На экономические подразделения ВЧК ОГПУ государством были возложены задачи борьбы с хозяйственными преступлениями, раскрытие контрреволюционных выступлений, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов, охрана хозяйственных тайн, выявление "агентов заграничного капитала", а также "преступной подготовки концессий, заведомо гибельных для восстановления крупной промышленности РСФСР". Кроме того в ударную функцию экономуправления Коллегией ГПУ 20 июля 1922 года была включена задача по оперативному обслуживанию транспорта.

Органы ВЧК должны были содействовать нашим экономическим органам при проведении политики НЭПа, помогать им там, где они сами окажутся бессильными и малоавторитетными.

Экономическое управление созданное 23 января 1921 года, являлось центральным органом ВЧК по содействию всем наркоматам и учреждениям в организации хозяйственной жизни страны и, одновременно, органом ведущим борьбу с преступлениями в экономической сфере. Экономические отделы выявляли недостатки в каждой из областей народнохозяйственной жизни и стремились устранять нежелательные последствия.

После заменены продовольственной разверстки продналогом в марте 1921 года государство отказалось от принудительного изъятия запасов сырья и продовольствия у производителей, оно представило право свободно распоряжаться продуктами своего труда, за исключением части, уплачиваемой в качестве натурналога. В силу этого перед органами государственной безопасности была поставлена задача, помочь государству и его органам в деле сбора продналога, накопления, хранения и правильного расходования товарного фонда.

Наряду с государственной национализированной промышленностью была допущена в широких размерах частная инициатива в области производства. Органы ВЧК в соответствии с вышеуказанным нормативным актом осуществляли наблюдение за порядком сдачи в аренду этих предприятий, не допуская того, чтобы под флагом сдачи в аренду создавались при помощи взяток объединения прежних владельцев, врагов советской власти. В связи с этим всем ГУБчека было предписано ежемесячно представлять сведения об арендуемых предприятиях в экономическое управление ВЧК на предмет выявления указанных нарушений.

Экономические подразделения ВЧК наблюдали за тем, чтобы сдавались в аренду только те предприятия, которые были убыточными или для восстановления которых у государства не хватало средств.При двух одновременных претендентах на аренду предпочтение отдавалось кооперативному объединению трудящихся, а не частному предпринимателю.

В области мелкой и средней промышленности и кустарнопромысловой кооперации органы ЧК были обязаны наблюдать за тем, чтобы при заключении договоров государственных органов с объединениями мелких промышленников последние не снабжались полуфабрикатами в ущерб государственным предприятиям.

С введением НЭПа потребительская кооперация стала иметь большое значение в смысле фактического распорядителя всего товарообменного фонда государства. Перед ВЧК была поставлена задача осуществлять наблюдение за сохранностью, транспортировкой и своевременной переброской вверенных кооперации грузов.

В области сельскохозяйственной политики встала задача поднятия производительности сельскохозяйственного труда. Задержка или несвоевременная присылка семян, их порча, увеличение их сорности, расхищение, растрата недобор государственных фондов, несоответствующее хранение удобрений и их раздача - все это стало объектом внимания Чрезвычайной комиссии. Особое внимание предлагалось уделять совхозам, которые должны были представлять из себя показательные хозяйства.

В приказе ВЧК N 385-с от 17 ноября 1921 года "О работе экономических отделов Губчека в области сельского хозяйства" на экономические отделы возлагалась задача проверять "готовность земельных органов к весенней сельскохозяйственной компании".

С развитием рыночных отношений встала задача проникнуть в святыню капитала - биржу. Ф.Э.Дзержинский писал: "Необходимо раскусить эту штуку, знать ее дельцов и знать почему так растет цена золота, т.е. падает наш рубль. Необходимо обзавестись своими маклерами, купцами, спекулянтами и т.д.". 1

Особое положение в условиях НЭПа стала занимать внешняя торговля. Требовалось строгое наблюдение за тем, чтобы ни одно государственное учреждение, а тем более частное лицо, не вело самостоятельно без ведома и согласия Наркомвнешторга операций и закупок за границей. Экономические отделы губчека обязывались не допускать на территорию РСФСР ни контрабандистов, ни посредников, ни коммерсантов, ни представителей иностранных фирм без разрешения центра.

В 1921 году неурожаем были охвачены самые богатейшие губернии: Саратовская, Самарская, Немкоммуна, Татреспублика, Сибирская, Царицинская, части Вятской, Уфимской и Астраханской. В связи с этим был поставлен вопрос о том, чтобы урожайные губернии дали государству хлеб в порядке налога не только за себя, но и за пораженные недородом губернии. Из-за недорода государство было вынуждено переложить недобор в 60 миллионов пудов на урожайные губернии.

В связи с этим перед органами ЧК была поставлена задача "оказать продработникам всевозможную поддержку и помощь, но в случае обнаружения преступления пресекать его в корне, беря на учет всех работников, которые своими нетактичными действиями возбуждают население и идут в разрез с новой продовольственной политикой". 2Содействие органов государственной безопасности продовольственной работе выражалось также в предоставлении войсковых частей для принудительного воздействия на волости и села, отдельные группы населения, а также в посылке агентуры в волости и селения, которые отказывались выполнять натуральный налог, для вылавливания злостных агитирующих элементов и для выяснения виновных в порче или сокрытии продуктов.

Таким образом, окончание иностранной военной интервенции и гражданской войны, переход к новой экономической политике обусловили изменения в организации и деятельности всего советского государственного аппарата, в том числе и органов госбезопасности.

Основные усилия ВЧК и ее органов в этот период были нацелены главным образом на содействие хозяйственным учреждениям страны в реализации экономической политики, на выявление, предупреждение и пресечение действий, непосредственно направленных на подрыв экономики страны Советов.

Однако жизнь показала, что этого не достаточно. Введение НЭПа, новых хозяйственных механизмов требовало создания всесторонней правовой базы, как для функционирования рыночных отношений в сфере экономики, так и для деятельности государственного аппарата и органов госбезопасности в частности.

Основным этапом в развитии правового регулирования деятельности чекистских органов по обеспечению экономической безопасности страны явилась реформа органов государственной безопасности 1922 года.

В декабре 1921 года ВЦИК принял решение сузить полномочия ЧК и возложил борьбу с нарушениями законов советских республик на судебные органы, тем самым усилил начала революционной законности.

6 февраля 1922 года декретом ВЦИК ВЧК была упразднена. Для выполнения задач по подавлению контрреволюционных выступлений, бандитизма, борьбы со шпионажем, охране железнодорожных и водных путей сообщения, политической охране границы, борьбе с контрабандой, незаконным переходом границы и выполнением специальных поручений президиума ВЦИК или СНК по охране "революционного порядка" при НКВД РСФСР было создано Государственное политическое управление "под личным председательством Наркомвнудела или назначаемого Совнаркомом его заместителя". Общий надзор за деятельностью ГПУ возлагался на народный комиссариат юстиции.3

В тот же день 6 февраля 1922 года ВЦИК утвердил "Положение о Государственном политическом управлении", "Положение о губернских и областных отделах Госполитуправления", "Положение об уездных (кантонных, улусных) уполномоченных губернских и областных отделов Госполитуправления", "Положение об особых отделах Госполитуправления (при нормальном положении)" и "Положение о транспортных отделах Госполитуправления", где подробно регламентировались задачи, права и обязанности органов госбезопасности применительно к новым условиям развития страны.

Таким образом, принятый пакет законодательных актов определил правовое положение ГПУ и его органов, что в целом способствовало требованиям и условиям организации надежного обеспечения безопасности Российской Федерации на данном этапе ее развития.

Необходимо отметить, что несмотря на юридическое подчинение органов государственной безопасности ВЦИК и СНК РСФСР, фактическое руководство деятельностью ВЧК-ОГПУ осуществлялось непосредственно Политбюро ЦК РКПб. Так на заседании от 15 февраля 1922 года было принято решение "Возложить на личную ответственность т. Енукидзе наблюдение за тем, чтобы ни один вопрос, связанный с Госполитуправлением не поступал на разрешение Президиума ВЦИКа без предварительного согласования с Политбюро". 4

Утверждение на все ответственные должности в ГПУ проходило через Оргбюро ЦК РКПб, членом которого с 1921 по 1924 годы был Председатель ВЧК-ОГПУ Ф.Э.Дзержинский, который и контролировал эти назначения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...