Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Епифаний Премудрый. «Житие Степана Пермского»




-------------------

Относится к житийной литературе конца XIV – XV вв.

Жизнь Епифания. В области житийной литературы московская культура выдвинула такого талантливого агиографа, как Епифаний, прозванный современниками Премудрым. Ростовец по происхождению, прославился своими литературными достижениями. По предположению Голубинского, Епифаний провел в Троице-Сергиевым монастыре около 31 года.

Е. было написано, кроме жития просветителя коми Стефана Пермского, и житие Сергия Радонежского с похвальным словом ему. В «ЖСП» в полной мере нашла себе отражение панегирически украшенная стилистика. Е. был для своего времени исключительно начитанным писателем, широко осведомленном в библейской литературе, в оригинальной и византийской агиографии, в исторических и богословских сочинениях; знал он и греческий язык.

Е., как видно из текста жития, лично знал Стефана Пермского. Биографические факты в нем сравнительно немногочисленны и в большинстве случаев не выходят за пределы той традиционной нормы, которая издавна установилась на произведения такого рода (благочестивое детство, любовь к чтению божественных книг, подвижничество, проповедь христианской веры, блаженная кончина). Проскальзывают отдельные реалистические черточки и кое-какие элементы просторечия.

Главный подвиг Стефана – обращение язычников-зырян в православие путем личной проповеди и с помощью переводов на зырянский язык книг священного писания. Стефан для этого изобрел зырянскую азбуку.

Многочисленные витиеватые отступления, лирические излияния автора послужили причиной того, что житие разрослось до очень больших размеров.

Фабула и сюжет. В начале жития, после длинного вступления, автор рассказывает о детстве Стефана. Он превосходил многих своих сверстников «добропамятством, остроумием, быстростью смысла». Происходил он от некоего мужа, верного христианина Симеона, который был клириком соборной церкви в Устюге, и от матери-христианки – словом, от благочестивых родителей. С детства были все зачатки благочестия: к играющим детям не приставал, в игры не играл, прилежно учился. Вырос в чистоте и целомудрии. Прочитав много книг НЗ и ВЗ, убедился, что все это преходяще и мы все скоро умрем. Вслед за этим идет несколько ссылок на священное писание, подтверждающим мысль о быстротечности жизни.

Стефан постригся в Ростове и отправился на проповедь к зырянам. Ведет подвижнический образ жизни. Ведет упорную борьбу с защитниками язычества, встретившими его крайне недружелюбно. Энергично предался своему делу. Разрушает языческую кумирню, срубает волшебную березу. Зыряне убеждаются, что он прав в борьбе с язычеством. Авторитет его еще больше возрастает после удачного соперничества с зырянским волхвом Памом – главным его противником. Стефан настолько уверен в правоте своего дела, что рекомендует Паму решить их спор при помощи «божьего суда». В первый раз он предлагает Паму вместе с ним взойти на горящий костер. Второй раз, сделав две проруби на реке, он предлагает Паму рука об руку с ним спуститься в одну прорубь и выйти через другую. В обоих случаях Пам отказывается от испытаний и таким образом отступает в споре со Стефаном. Зыряне готовы казнить Пама, но Стефан призывает к милости, и дело заканчивается лишь изгнанием волхва.

Главный подвиг Стефана – изобретение пермской азбуки. Потрудившись в пермской земле сначала в сане священника, а затем епископа, приобщив зырян к православию, Стефан блаженно умирает. И вот вслед за этим следуют наиболее риторические части жития. Они выступают в «Плаче пермских людей» и в «Плаче пермской церкви! И в «Плаче и похвале инока списующа», т.е. самого Епифания. Пермские люди, узнав о смерти, начали плакать и вопить. После плача людей следует плач самого Епифания. Автор. Автор чувствует себя бессильным подобрать эпитеты, при помощи которых он мог бы прославить своего героя. Автор предлагает длинный ряд возможных сравнений, но все они слабы для восхваления подвига Е.

В произведениях Епифания присутствует риторика, взволнованное одушевление и сказывается работа мысли. В житие Е. проступают просторечные слова и выражения.

 

 

Теория «Москва – третий Рим». Сказание о князьях Владимирских.

------------------

Во второй половине XV – начале XVI в. создаются в Москве и другие повести на тему политический преемственности Русью византийского наследства. Таковы повести о Вавилонском царстве и естественное продолжение этих повестей – «Сказание о князьях Владимирских».

Повести эти сложились в Византии для обоснования идеи преемственности Византией всемирно-исторической царской власти, средоточием которой считался ранее Вавилон. На Русь повести о Вавилонском царстве пришли в устной передаче в конце XV в. Это была пора зарождения идеи Москвы – третьего Рима.

В послании к Василию III, относящемуся к началу XVI в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: Рим первый пал из-за своего нечестия; Рим второй, т.е. Византия, пал от агарнского засилия; третий же Рим – Москва –стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать. Эта зарождавшаяся уже во второй половине XV в. идея Москвы – третьего Рима, Москвы – преемницы всемирного царства, обуславливала идейное содержание целого ряда памятников литературы и культивировала пышный и торжественный стиль.

Уже на русской почве в качестве действующего лица упоминается русский человек, принимающий участие в добывании для греческого царя Василия знаков царского достоинства.

«Сказание о князех Владимирских». Непосредственное развитие и продолжение повестей о Вавилонском царстве. Это же «Сказание» легло в основу «Послания» монаха Спиридона-Саввы о Мономаховом венце. Особую популярность «Сказание» получило при Иване IV. Было переведено на латынь.

«Сказание» предваряется вступлением, начинающим рассказ от Ноя и доводящим его до Августа-кесаря, который, «устраивая вселенную», посылает своего брата Пруса на берега Вислы, в страну, которая потом по его имени была названа Прусской. Потомками римлянина Пруса считали себя русские князья. Отсюда – привычное заявление Ивана Грозного, что он ведет свой род от Августа-кесаря.

В «Сказании» и далее говорится о том, что некий воевода Гостомысл велит новгородцам послать в Прусскую землю мудрого мужа и призвать оттуда князя. Новгородцы ему повинуются, и из Прусской земли приходит князь по имени Рюрик и становится князем. Вместе с ним приходят его братья Трувор и Синеус и тоже становятся князьями. Спустя время русский князь Владимир Всеволодович решил пойти на Византию. Он собирает вельмож, а также большое войско и отправляется во Фракию, предместье Царьграда. Пленив многих жителей Фракии, возвращается с богатой добычей. В Царьграде царем был Константин Мономах. Отсылает Владимиру Всеволодовичу подарки. Он принимает дары, венчается венцом Константина и с тех пор называется Мономахом.

Возникновение «Сказания» и его идейное наполнение следует связывать с южно-славянскими тенденциями. У сербов и болгар существовали вымышленные генеалогии их царей, ведших свой род от римских императоров. Устная традиция присваивает обладание вывезенными из Вавилона царскими регалиями, завершившему процесс политического возвышения Москвы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...