Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повести о нашествии татар на Русь




Немного истории.

Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием дл русского народа. Русским, принявшим на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера.

Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты.

Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Судя по повести, татары при появлении на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестников апокалипсиса.

Особенно любопытны позднейшие варианты развития повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с 70 храбрыми.

В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли была повесть о разорении Рязани Батыем.

Композиция. Повесть состоит из двух частей. В первой – опасаясь татарского нашествия на Крым, священник Ефстафий решил бежать из города и увезти с собой на Русь икону Чудотворца. Путь оказался длинным и трудным. Он прибыл в Рязань с иконой. Во второй части повествования речь идет о нашествии татар и гибели княжеской семьи.

Содержание повести. В лето 6745 (т.е. в 1237 г.) пришел безбожный царь Батый на Русь со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Рязанскому бездельных послов, прося десятины в князьях, людях, конях… Безбожный Батый, коварный и немилосердный, дары принимает, лживо обещает не воевать Рязань. Рязанский князь отказывается дать ему свою дочь в наложницы. Батый рассвирепел и убил Федора. Юрий Ингоревич отправляется против Батыя. Была сеча злая и ужасная, и пали многие полки батыевы. Бились наши крепко и мужественно, даже татарские полки были удивлены крепости и мужеству рязанского господства. Едва одолели русских татары. Был убит князь Юрий Ингоревич, князь Давид Ингоревич, и Глеб, и Всеволод Пронский, и многие князья местные. Все были мертвы.

Татары взяли Рязань, победили. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, церковь сжег, многих мечами посек.

Евпатий Коловрат выступает как эпический богатырь. Мстит за обиды и поругание Рязанской земле. Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и прибыл в город. Увидя остатки былого величии, он вскричал, собрал малую дружину и погнался вслед за безбожным Батыем, напал на него и начал бить без милости. Татары стали «яко пьяны». Татары думали, что мертвые восстали (готно, готно! - прим. автора). Они пришли в смятение и решили одолеть Евпатия с помощью стенобитных орудий. Убили его и принесли царю. В заключении повести рассказывается, как князь Ингварь Ингоревич призывает оставшихся в живых попов и погребает своих родственников (братьев, мать, снох) с великим плачем и пением псалмов.

О повести. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе – эпические сказания, устные поэтические произведения. С поэтикой фольклора связана и фразеология повести, когда изображаются рязанцы: «дружина ласкова», «резвецы», «удальцы», «воеводы крепкие».

В повести не всегда точно переданы исторические факты. Повесть – яркий образчик воинский повестей. Особенности – напряженный и сдержанный лиризм, драматизм. Отсутствует тон покаяния.

Кто автор? Споры не утихают и по сей день. Как бы то ни было, «Повесть» - один из ярчайших образцов воинских повестей Древней Руси.

 

 

Слово о погибели земли Русской». Слова Ил. Влад-го.

------------------

К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит «Слово о погибели Рускые земли». Лопарев нашел его в начале 1890-х годов в рукописи XV в. псковского Печерского монастыря. В рукописи занимает 45 строк.

О чем? В «Слове» перечисляются природные и материальные богатства, которыми до нашествия изобиловала «светло-светлая и украсно-украшена земля Руськая»: озера многочисленные, реки и колодцы, горы крутые, птицы бесчисленные, города великие, села дивные, сады монастырские, дома церковные. Были тогда на Руси князья грозные, бояре честные, вельможи многие. Большие пространства и народы были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, Мономаху, именем которого половцы устрашали детей в колыбелях. Различные соседские племена платили дань Владимиру медом, а царь Византийский Мануил посылал ему великие дары. Так было раньше, а теперь же приключилась болезнь христианам.

Памятник проникнут чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым Русской земли и скорбью об ее бедствиях. Вслед за ним идет житие Невского, не отделенное даже от текста. Предполагается, что это вступление к житию Александра Невского, начало трилогии.

Художественный стиль. Представляет собой сочетание книжного стиля с устно-поэтическими формами письменной речи. Перечисление богатства Руси и эпитеты – книжный стиль. Эпитеты: «светло-светлая», «украсно-украшена». От устно-поэтической традиции идут такие сочетания, как «горы крутые», «холмы высокие», «дубравы чистые», «князья грозные», «бояре честные», «синее море». Образ ВМ эпичен.

Влияние. «Слово» оказало большое влияние на вступительную часть одной из редакций жития князя Федора Ярославского.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...