Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности жанра воинской повести




-------------------

Немного истории.

Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием дл русского народа. Русским, принявшим на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера.

Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты.

Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Судя по повести, татары при появлении на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестником апокалипсиса.

Особенно любопытны позднейшие варианты развития повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с 70 храбрыми.

В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли была повесть о разорении Рязани Батыем.

Композиция. Повесть состоит из двух частей. В первой – опасаясь татарского нашествия на Крым, священник Ефстафий решил бежать из города и увезти с собой на Русь икону Чудотворца. Путь оказался длинным и трудным. Он прибыл в Рязань с иконой. Во второй части повествования речь идет о нашествии татар и гибели княжеской семьи.

Содержание повести. В лето 6745 (т.е. в 1237 г.) пришел безбожный царь Батый на Русь со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Рязанскому бездельных послов, прося десятины в князьях, людях, конях… Безбожный Батый, коварный и немилосердный, дары принимает, лживо обещает не воевать Рязань. Рязанский князь отказывается дать ему свою дочь в наложницы. Батый рассвирепел и убил Федора. Юрий Ингоревич отправляется против Батыя. Была сеча злая и ужасная, и пали многие полки батыевы. Бились наши крепко и мужественно, даже татарские полки были удивлены крепости и мужеству рязанского господства. Едва одолели русских татары. Был убит князь Юрий Ингоревич, князь Давид Ингоревич, и Глеб, и Всеволод Пронский, и многие князья местные. Все были мертвы.

Татары взяли Рязань, победили. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, церковь сжег («Нет, вот сотонист-то, а?! Наверное, и кошек всех в округе перерезал! – прим. авт.), многих мечами посек.

Евпатий Коловрат выступает как эпический богатырь. Мстит за обиды и поругание Рязанской земле. Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и прибыл в город. Увидя остатки былого величии, он вскричал, собрал малую дружину и погнался вслед за безбожным Батыем, напал на него и начал бить без милости. Татары стали «яко пьяны». Татары думали, что мертвые восстали (готно, готно! - прим. автора). Они пришли в смятение и решили одолеть Евпатия с помощью стенобитных орудий. Убили его и принесли царю. В заключении повести рассказывается, как князь Ингварь Ингоревич призывает оставшихся в живых попов и погребает своих родственников (братьев, мать, снох) с великим плачем и пением псалмов.

О повести. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе – эпические сказания, устные поэтические произведения. С поэтикой фольклора связана и фразеология повести, когда изображаются рязанцы: «дружина ласкова», «резвецы», «удальцы», «воеводы крепкие».

В повести не всегда точно переданы исторические факты. Повесть – яркий образчик воинский повестей. Особенности – напряженный и сдержанный лиризм, драматизм. Отсутствует тон покаяния.

Кто автор? Споры не утихают и по сей день. Как бы то ни было, «Повесть» - один из ярчайших образцов воинских повестей Древней Руси.

Воинская повесть. Характерны для русских былин сцены бесед отважных богатырей с врагами родной земли. Ответы всегда исполнены непреклонного достоинства и при этом ярки и образны. Мечи затупились о врагов – прием воинской повести. Если сеча, то кровава и ужаса.

 

Житие Александра Невского. Новое в жанре жития.

--------------------

История написания. Написано каким-то церковником в конце XIII или в самом начале XIV в., возможно, на основе не дошедшей до нас светской биографической повести. Автор первоначальной редакции жития, связанный своим источником, придал ему черты агиографического стиля. Его произведение м.б. названо воинской повестью.

Начало. Образ Александра. Автор начинает свое изложение с шаблонного умаления своих качеств. Он «худый, грешный и недостойный». Если у автора недостаточно умственных способностей, то он надеется на помощь богородицы и святого Александра Ярославовича. По житийному трафарету сообщается, что Александр «богом рожен от отца благочестива». Ростом он был выше других людей, голос был как труба, лицо походило на лицо библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, премудростью равен Соломону. Этими краткими справками исчерпывается вся характеристика Александра.

Фабула и сюжет. Некто Андреяш пришел из западной страны от меченосцев, желая видеть «дивный возраст» Александра. Вернувшись назад, Андреяш поведал о том, что, пройдя много стран и народов, нигде не видел такого ни в царях царя, ни в князьях князя. И услышав это, король Швеции решил попленить землю александрову. Собрал большую силу, наполнил корабли свои воинами и пошел на Александра. Пришел на Неву и послал послов в Новгород царю. Александр молится со слезами в церкви св. Софии и, получив благословение от архиепископа Спиридона, начинает крепить свою дружину, ободряя ее словами св. писания. С небольшой дружиной выступает против врагов, уповая на св. троицу. Имел великую веру в Бориса и Глеба.

Белгусич. Увидел видение: сильная рать против Александра, судно с Глебом и Борисом на помощь. Белгусич сообщил о видении А. и пришел на помощь. Была сеча великая, побил А. множество войска. На второй год после победы западные соседи построили город во владениях А. А. вскоре пошел на них и разрушил город до основания. В следующем году, зимой, освободил взятый немцами Псков. Бьется с немцами на Чудском озере.

Черты воинской повести. В типичном для ВП стиле описывается это сражение: была суббота, солнце восходило, сгущались тучи, была сеча злая и треск от копий, звук мечного сечения, все покрылось кровью.

А. побеждает литовцев. Они боятся имени его. Прослышав про А., восточный царь Батый захотел видеть его. А. направляется к нему через Владимир, а татары пугали именем его своих детей. Батый нашел, что Александр превосходит всех князей, и с великой честью отпустил его домой.

Наконец, изложение повествует о последних событиях в жизни А. Какая-то «нужда от поганых» побуждает его отправиться в Орду, чтобы отмолить людей от беды. На обратном пути он заболевает и умирает. Автор в лирических строках оплакивает кончину своего господина. Тело А. понесли во Владимир, народ, встречая его в Боголюбове, так сильно рыдал, что земля тряслась. Когда митрополит захотел вложить А. в руки духовную грамоту, А, как живой протянул руку и взял ее.

Как изображен АН. А. изображен в житии как идеальный князь и воин, наделенный всеми положительными духовными и физическими качествами в наивысшей степени. Уподобляется выдающимся героям Библии.

На протяжении нескольких веков, вплоть до XVII в., житие АН несколько раз перерабатывалось.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 491.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...