Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дебиторская задолженность: оценка и методы оптимизации
Дебиторская задолженность (ДЗ) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. ДЗ представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия. ДЗ возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены и относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения. Политика управления ДЗ представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и маркетинговой политики организации, заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. При переходе предприятия на новую кредитную политику необходимо в первую очередь определить возможную сумму финансовых средств, инвестируемых в ДЗ, отвлечение которой не скажется отрицательно на производственном процессе. Задачами управления дебиторской задолженностью являются: § ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; § выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; § определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины; § ускорение востребования долга; § уменьшение бюджетных долгов; § оценка возможных издержек, связанных с ДЗ, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в ДЗ. Способы максимизировать доходность ДЗ и свести к минимуму возможные потери: -Выставление счетов в различные периоды времени. -Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. - сезонные датирования выставления счетов. -Защита страхованием. -Факторинг- перепродажа права на взыскание ДЗ, если это приведет к чистой экономии. Российские специалисты выделяют 4 основных направления работы по управлению ДЗ: § планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом; § управление кредитными лимитами покупателей; § контроль дебиторской задолженности;
Для управления ДЗ предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Этапы управления ДЗ: 1 планирование величины ДЗ. Возможная сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ: ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360, ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит; КСЦ – к-т соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью; ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован или планируемый объем реализации продукции в кредит, или сроки предоставления кредита. 2 сбор информации о финансовом положении дебиторов. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. 3 контроль величины ДЗ, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. 4 анализ ДЗ - исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния ДЗ от плановых показателей. 5 разработка ряда альтернативных решений или определения оптимального решения. 6 фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения. Классификация ДЗ: -срочная ДЗ- срок погашения которой еще не наступил или составляет меньше одного месяца - просроченная ДЗ - это задолженность с нарушением договорных сроков. Сомнительный долг- текущая ДЗ, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником (значиться на балансе кредитора, пока есть хоть незначительная уверенность в их погашении). Безнадежная ДЗ- текущая ДЗ, относительно которой существует уверенность в ее невозвращении должником или по которой истек срок исковой давности. - Долгосрочная ДЗ - задолженность, которая будет погашена после 12 месяцев с даты баланса.(не связана с операционной деятельностью). -Текущая дебиторская задолженность (краткосрочная) - это задолженность, погашенная на протяжении 12 месяцев с даты баланса. Датой баланса - последний день отчетного периода. Метод АВС - это способ определения и учета расходов по видам деятельности организации, способ пооперационного определения и учета расходов: 80% суммы дебиторской задолженности может числиться за 20% дебиторов. Оптимальный срок сокращения оборачиваемости ДЗ вычисляется так: а) Определение реальной оборачиваемости статьи ДЗ предприятия: Одз = В / ДЗср В – валовая выручка; ДЗср – средняя величина статьи дебиторской задолженности предприятия. б) Определение периода погашения статьи ДЗ предприятия: Пдз = n / Одз, n – длительность анализируемого периода в днях. в) Определение оборачиваемости для требуемого прироста оплаченной валовой выручки предприятия Оп = В / Пдс, Пдс – необходимый прирост денежных средств к оплаченной валовой выручке, руб. г) Определение срока оборота для требуемого прироста оплаченной валовой выручки предприятия: Сп = n / Оп д) Определение оптимального срока сокращения оборачиваемости статьи ДЗ в целях реализации поставленных перед предприятием задач: ОСдз = Пдз – Сп, Денежная масса и ее элементы Денежная масса — совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство. Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты: - М0 = наличные деньги в обращении - М1 = М0 + чеки, вклады до востребования - М2 = М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады - М3 = М2 + сберегательные вклады - L = M3 + ценные бумаги |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |