Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов




 

Безналичное обращение — это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карт, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа и других расчетных документов.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

— юридическими лицами различных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

— юридическими лицами и кредитными учреждениями по поводу получения и возврата депозита и кредита, а также уплаты процентов;

— юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы, процентов по вкладам и депозитам, доходов по ценным бумагам;

— юридическими, физическими лицами и государством по оплате налогов, сборов, а также получению бюджетных средств.

В Российской Федерации порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским кодексом РФ (ч. 2, ст. 861-885), который определяет сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов, а также Положением о безналичных расчетах в РФ, утвержденным ЦБ РФ 3 октября 2002 года № 2-П.

Применяются следующие формы безналичных платежей:

-платежными требованиями;

-расчеты платежными требованиями-поручениями;

-расчеты платежными поручениями;

-расчеты чеками,

-расчеты посредством аккредитивов и др.

 Согласно принципам организации денежного обращения все формы безналичных расчетов являются «акцептно-инкасовыми». Это значит, что платежи производятся только при согласии плательщика и через обслуживающие его и поставщика банки.

Расчеты платежными требованиями- классическая форма, основанная на заключении хозяйственных договоров, поставке товарно-материальных ценностей в соответствии с этими договорами и их оплате после отгрузки в адрес покупателя. Последующая оплата дает возможность покупателю проверить комплектность и качество заказанных ценностей и их поставку исходя из основных условии заключенного договора.

Расчеты платежными требованиями используются при длительных и стабильных хозяйственных связях поставщиков и покупателей. Главный недостаток этой формы — возможность задержки платежа из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика

Расчеты платежными требованиями-поручениями.Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

Расчеты платежными поручениями-платеж выполняется с помощью расчетных или ссудных счетов предприятий; источниками платежа служат собственные и заемные денежные средства; операции проводятся в порядке предварительного платежа и носят гарантированный характер; акцепт дается при сдаче денежного документа на инкассо; платеж производится по месту нахождения плательщика; бланк денежного документа — платежное поручение.

Расчеты посредством чеков-Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В итоге чекодержатель может не получить причитающуюся ему денежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимого количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно.

Аккредитивная форма расчето-: плательщик дает поручение банку открыть аккредитив и в соответствии с этим поручением банк (банк-эмитент) обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

Расчеты по инкассо:банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Расчеты с использованием банковских картБанковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов. Корпоративная банковская карта позволяет ее владельцу производить операции по счету юридического лица. Расчетная корпоративная картаэто банковская карта, которая позволяет ее держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита согласно условиям договора с клиентом.

Кредитная корпоративная картаэто банковская карта, которая позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций.

Межбанковские расчеты-.Расчеты между банками на территории России производятся через расчетно-кассовые центры созданные Центральным Банком Российской Федерации.

Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банка, открытым друг у друга на основе межбанковских соглашений.

 

 

5 Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики

 

Один из инструментов, позволяющим государству проводить экономическую и социальную политику является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому его развитие и совершенствование основывается на развитии и совершенствовании экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которого организуются система финансового хозяйствования в целом и финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства. С помощью государственного бюджета органы власти получают финансовые ресурсы для выполнения возложенных на них функций.

Как эффективный регулятор экономики государственный бюджет:

1 отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов;

2 определяет налоговую политику в стране;

3 фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и ВВП.

Основные функции бюджета:

1 образование бюджетного фонда страны- доходы бюджета;

2 использование бюджетного фонда страны- расходы бюджета;

3 контроль за образованием и использованием бюджетных фондов.

На современном этапе роль бюджета как основного финансового плана государства обусловлена тем, что бюджет:

1 способствует развитию производительных сил и структурной перестройке экономики;

2 является главным источником финансирования непроизводственной сферы и сферы социальной защиты населения;

3 выступает в качестве финансового плана, в процессе составления, утверждения и использования которого происходит корректировка финансовых планов и прогнозов предприятий всех форм собственности и форм хозяйствования.

Бюджетная политика рф

 

 Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

• снижение налоговой нагрузки на экономику;

• упорядочивание государственных обязательств;

•создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

 При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию подведены итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года. Отмечено появление позитивных тенденций в развитии экономики, функционировании бюджетной и финансовой системы в посткризисный период. Бюджетное послание определяет основные цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую перспективу, устанавливает основные приоритеты бюджетных расходов, предусматривает основные направления налоговой политики, а также определяет политику в сфере межбюджетных отношений. С учетом сложившейся ситуации, сообщается в Послании, бюджетная политика должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. При формировании расходов федерального бюджета на 2011 - 2013 годы предлагается особое внимание уделить эффективности социальной защиты населения; повышению фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих; повышению качества образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также обеспечению обороноспособности страны. Также среди приоритетных задач названо реформирование органов внутренних дел и развитие транспортной инфраструктуры. В отношении налоговой политики государства было указано на необходимость создания условий для активизации инновационной деятельности и обеспечения государственной поддержки компаниям, где интеллектуальный труд является основным. Президент РФ также отметил важность ускорения введения налога на недвижимость с разработкой системы, позволяющей взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами. В соответствии с Посланием в сфере межбюджетных отношений политика государства должна обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципалитетов, укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...