Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТОРА, древнееврейское название Пятикнижия Моисеева.




ТАЛМУД (др.-евр., букв. — изучение), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н.э. — 5 в. н. э. Включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки — Аггаду (Агаду).

КАБАЛА, каббала (др.-евр., букв. — предание), мистическое течение в иудаизме; соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оформилась в 13 в. в Андалусии («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Т. н. практическая кабала (кабалистика) основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. «ЗОГАР» (Книга сияния), основополагающий кабалистический трактат испанско-еврейского мыслителя Моисея Леонского.

 

3. Какая часть еврейской Библии (Танаха) считается древнейшей?

Ветхий завет

4. В каком временном отрезке создавались тексты Танаха?

Танаху свойственна важная особенность - непривычная длительность его создания и оформления. Древнейший более или менее точно датируемый текст в Танахе, Песня Деворы (Суд. 4:5), относится к XII в. до н.э., а самый поздний текст, кн. Даниэля, - к середине II в. до н.э. Процесс оформления, канонизации Танаха продолжался еще дольше, до I в. н.э., так что время создания и оформления Танаха охватывает целое тысячелетие.

5. Как расшифровывается Танах?

Тана́х (ивр. תנַ"ךְ‎) — принятое в иврите название еврейского Священного писанияхристианской традиции практически полностью соответствует Ветхому Завету[1]).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

· Тора́, ивр. תּוֹרָה‎ [tōrā] — Пятикнижие

· Невии́м, ивр. נְבִיאִים‎ [nəḇīʾīm] — Пророки

· Ктуви́м, ивр. כְּתוּבִים‎ [kəṯūḇīm] — Писания (Агиографы)

Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов.

 

6. Библейская креационистская модель. Место человека в библейском креационизме по сравнению с пониманием места человека у других народов (финикийцы, греки и др.). Отличие человека от ангелов в библейском контексте.

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданныеТворцом или Богом

 

7. Сравните буддийский взгляд на бытие (сансару) и библейский взгляд: 1-ая благородная истина и библейское «увидел Бог, что все хорошо весьма.

======

8. Как переводится с древнееврейского Адам?

От др.-евр. имени אָדָם (Адам) - "человек

9. Сколько, согласно Библии, прожили Адам, Ной, Авраам?

Адам 930, Ной 500 , Авраам 150

10. Что в библейском контексте означает проклятие? (Как проклинается змей и т.д.) Тема договора. Всемирный потоп. История Авраама. 1-й этап возникновения иудаизма. Тема договора. Условия договора. Моисей. 2-й этап возникновения иудаизма. Получения закона. Тема договора. 10 заповедей. Классификация остальных заповедей. Праздники.

 

11. За какие действия полагалась смертная казнь по ветхозаветному законодательству? Приведите не меньше 5 примеров.

Убийство , лжесвидетельствование, злонамеренное нарушение святости субботы, богохульство, прелюбодеяние (супружеская измена), гомосексуализм,скотоложество, изнасилование, оскорбление[28] или избиение отца или матери, похищение людей

12. Ветхозаветное законодательство предполагает 2 типа наказаний. Один тип – смертная казнь. Какой второй?

побиение камнями, сожжение и повешение.

штраф

13. От каких сюжетов, частей Библии берут начало библеизмы продать за чечевичную похлебку, золотой телец, святая святых (святое святых), козел отпущения, колосс на глиняных ногах?

Библейских

14. Каким временем датируются египетский плен- Библеисты обычно датируют Исход XV—XIII вв. до н. э., в основном связывая с фараонамиXVIII и XIX династий: Эхнатоном, Рамсесом II, Мернептахом. и вавилонский плен- период в истории еврейского народа с 598 по 539 год до н. э

15. В чем состояли основные различия между саддукея ми и фарисеями? Почему влиятельное течение саддукеев со временем исчезло?

Садукеи - признающие только Тору ш би хтав, а фаресеи наоборот стараются разъяснить, пояснить. От фаресеев и возник Талмуд

Мессия признавали существование двух Тораях

 

16. Что означает по-древнееврейски машиах (мессия)?

Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ‎, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) — букв. «пома́занник». Помазание оливковым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении монархов на престол и посвящении священников в сан.

 

МЕССИЯ (от др.-евр. машиах, букв. — помазанник), в некоторых религии, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией. В мусульманских странах Мессией называют махди.

 

17. Какие различные представления о машиахе имеются в иудаизме

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) народа Израиля и спасение человечества. В христианской традиции используется также термин «Спаситель». В определенных направлениях ислама мессией именуется пир — глава общины, духовный учитель у суфиев и некоторых других конфессиональных групп.

 

18. В чем отличие между священником (в иудаизме) и раввином?

Священник выступает в роли посредника между своей паствой и Богом, то в иудаизме раввин – это, прежде всего, учитель, наставник, духовный лидер и пастырь

19. С какими особенностями иудаизма связано то обстоятельство, что список основных положений этой религии появляется поздно – только в 12 в. н.э.?

20. С чем связаны проблемы восстановления Иерусалимского храма в современном Израиле?

21. Современный иудаизм. Основные направления современного иудаизма.

Процесс модернизации современного иудаизма начинается во второй половине XIX в. в США. Руководители синагоги, не вычеркивая ни одного догмата иудаизма и не добавляя ни одного нового, стали в мелочах „обновлять", подчищать иудейское вероучение. Одни из них несколько видоизменили равви-нистские традиции и стали проповедовать "консервативный иудаизм", другие пропагандировали привезенный в США в конце прошлого века зажиточной частью иммигрантов из Германии так называемый реформированный иудаизм.

Нововведения реформистов были весьма скудны. Они касались, например, порядка богослужения в синагогах. Эти богослужения стали проводиться не на древнееврейском, а на английском языке. Были осовременены костюмы раввинов. В подражание христианской церкви раввины ликвидировали в синагоге перегородки, отделявшие мужское отделение от женского. Нетрудно видеть, насколько робки были эти "реформы".

Особенность же так называемого „консервативного иудаизма" заключается в том, что его приверженцы высказывались за строгое соблюдение всех иудейских традиций, но в то же время и за их приспособление к современным американским условиям.

 

Ортодоксальный иудаизм

 

В соответствии с учением ортодоксов:

- Бог является сверхъестественным, сверхчеловеческим существом, который творит чудеса, слышит наши молитвы, знает обо всех наших поступках. Он всемогущ, вседобр, вездесущ и всеведущ.

- Тора, как целое, так и каждая ее часть являются словом Бога и явлена народу на горе Синай, и действенна неизменно во все времена. Такое же значение имеет и Талмуд – комментарий к устной Торе, Галаха и мицвот. Неукоснительное следование Традиции обязательны для еврея и могут изменяться только великими мудрецами.

- Молитвы и литургия не должны меняться и вестись на языке Торы

- Еврейские дети должны получать религиозное воспитание.

- Еврейское государство должно быть основано на принципах Торы и Галахи, т.е. быть теократическим.

- Тем не менее, ортодоксы активно участвуют в общественной и политической жизни государства, активно влияют на внутреннюю и внешнюю политику Израиля. Служат в Армии обороны Израиля.

 

Ультраортодоксия – Харедим

 

Мир Харедим! Я думаю, что мало кто знает о нем, даже понаслышке. Я тоже не знал о нем ничего. Но, приступив к изучению материалов для лекции, наткнулся в интернете на статью профессора И. Дацковского «Незнакомый мир харедим». В ней описаны основные правила жизни членов этого направления.

услуги бесплатные или беспроцентные. Широко распространена иная благотворительность.

Харедим признают только теократическое государственное устройство. Поэтому они не признают Израиль, как еврейское государство, а рассматривают его как обычное светское государство, где они временно, до прихода Мессии, проживают. Они, как и полагается еврею со времен Рассеяния, законопослушны, но отказываются от службы в Армии Обороны Израиля и участия в его общественной жизни. «Харедим» самоизолированное, мистическое сообщество людей, живущих в своем духовно насыщенном мире.

 

 

Христианство

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Структура Священного канона. Языки оригинала. Отличия корпуса Ветхого Завета в православии, католицизме и протестантизме. Этапы формирования и канонизации. Примеры библеизмов Нового Завета.

 

Библия

Ветхий и Новый завет

Евангелие

От Марка , от Матфея, от Иоана, от луки

Деяние апостолов

Посланник(письма) апостолов

Апокалипсис

2. Где в Ветхом Завете встречается выражение новый договор (завет)? Что говорится там о новом договоре?

От Исая

Бог заключит новый договор с людьми

3. Какая формула является кратчайшим изложением христианской веры (с точки зрения самого христианства)? Как вокруг нее выстраиваются представления о спасении в христианстве?

Воскрешение Иисуса

4. Почему для христианства историчность Иисуса Христа имеет несравнимо большее значение, чем, например, историчность Будды для буддизма или Мухаммеда для ислама? (Т.е. при допущении, что Иисус из Назарета не существовал, христианство «рассыпается», становится «тщетной верой» (выражение из Нового Завета).)

5. Как переводится «сатана» с арамейского? А «дьявол» с древнегреческого?

Сатана-противник, дьявол – лжец,обольститель

6. Катафатическое богословие. Апофатическое богословие.

КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. kataphatikos — утвердительный) — система раскрытия и обоснования христианского вероучения, система знания о Боге(Троице), формируемая посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии.Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о нем лишь его теофаниями — откровениями,— тварностью к космоса, вмешательством в судьбы мира и проч., привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытиитварном. В православии К. б. дополняется апофатическим богословиеми в строгом смысле ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие К. 6. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божественных именах» проведен анализ имен, приличествующих для обозначения различных качеств Божества, для Его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый. К. б. «Ареопагитик» развивает Максим Исповедник (ок. 580—662). У него предметом К. б. является Божественный Логос, который созерцается умом в двояком отношении: 1) в сокровенном образе бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Особую роль в К. б. Максим Исповедник отводит христологии как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику он видит укорененной в христологической. Такой христоцентричный подход не был новшеством для византийского К. б. 7 в., поскольку уже в тексте Никео-Константинопольского Символа веры (4 в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа. С тех пор христологическая проблематика занимает важное место в К. б. В разное время и в разных христианских конфессиях К. б. то отходило на второй план, то начинало играть весьма значительную роль, но ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге.

АПОФАТИ́ЧЕСКОЕ БОГОСЛО́ВИЕ (Апофатизм) — негативный путь познания Бога в отличие от катафатизма и в дополнение ему. Христ. А. Б. имеет в святоотеч. мысли два течения. В одном (Климент Александрийский), отрицающем возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом, Бог познается не в том, что Он есть (т. е. не в соответствии с тварным опытом), а в том, что Он не есть, в отвлечении от всяких определений и имен. Имена Божии: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог, Творец, Господь — не имеют значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежании других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость. Самое знание о непостижимости Неведомого Бога (Деян. 17, 23) дается лишь благодатью.

Др. течение, через Оригена, учившегося вместе с Плотином у Аммония Саккаса, связано с неоплатонизмом. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувств. образами и множественностью. У Оригена оно носит интеллектуальный характер и сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность, — "чистейший Дух", "умную Природу", Монаду или Единицу. Ориген близок к учению Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став выше "сущности", созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство. Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое.

Объединил оба течения автор Ареопагитик — Псевдионисий Ареопагит.

 

7. Каковы, с точки зрения христианства, указания божественности Иисуса Христа в Евангелиях? Чудеса, бесгрешность

8. Какое главное определение Бога в христианстве?

Бог в христианстве остаётся таинственным и непостижимым существом. Тем не менее, в Новом Завете даётся одно конкретное определение Бога: «Бог — есть любовь»

9. В догматике христианстве как соотносятся три ипостаси, есть между ними отношения подчинения (или соподчинения) (например, Бог-Сын и Святой Дух подчиняются Богу-Отцу и т.п.)?

 

· Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого)

· Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца

· Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

По учению церкви, Бог, единый в трёх лицах, является бестелесным невидимым духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.1:5). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос — Единородный Сын Божий, рожден «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына все сотворено: «Им же вся быша», «и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3. Бог-Отец все творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Аз есмь» (Ин.8:58). — Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. – СПб., 1868.

Несмотря на общую природу всех Лиц Святой Троицы и Их равноценность («равночестность и сопрестольность»), акты предвечных рождения (Сына) и исхождения (Святого Духа) непостижимым образом различаются между собой. Все Лица нераздельной Троицы находятся в идеальной (абсолютной и самодостаточной) взаимной любви — «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Рождение Сына и исхождение Духа признаются вечными, но добровольными свойствами божественного естества, в отличие от того, как Бог из ничего (не из Своей Природы) сотворил бесчисленный ангельский мир (невидимый) и материальный мир (видимый нами) по своей благой воле (по своей любви),

Три Божественные Лица всегда выступают как одна Личность — когда христианин обращается, например, к Богу Сыну, он обязательно вспоминает и упоминает и Бога Отца и Бога Духа Святого. В православных молитвах к Богу всегда обращаются только в единственном числе: «Ты», «Бог», «Вседержитель», «Творец», «Господи», «Спаситель», и т. д., но нет обращений «вы», «боги», «творцы», «вседержители», «господа», «спасители» и т. п. Даже в староанглийском языке сохранялась архаичная форма «Thou» — («Ты», в единственном числе), которая употреблялась только для обращения к Богу, тогда как ко всем остальным — «you», переводимое, и как «ты», и как «вы».

 

10. Иисус Христос, с точки зрения христианства, наполовину человек и наполовину Бог, или в большей степени человек, а в меньшей Бог, или наоборот, или «еще как-то»?

Согласно вероучению большинства христианских церквей Иисус Христос совмещает в себе природу божественную и человеческую, являясь не промежуточным существом ниже Бога и выше человека, но является и Богом и человеком по своей сущности. Ряд течений христианства (монофизиты, монофелиты, монархиане и др.) имеют другие взгляды на сущность Иисуса. Христиане верят в то, что Иисус является единородным Сыном Бога, Сыном Человеческим (так он сам себя именовал, согласно евангелистам).

По определению IV Вселенского Собора (451 г.), в Иисусе Христе Бог соединился с человеческой природой «неслитно, непревращённо, неразделимо, неразлучимо»[13], то есть во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна личность (Бог Сын). При этом ни природа Бога, ни природа человеческая не претерпели никакого изменения, но остались по-прежнему полноценными. Великие каппадокийцы подчёркивали, что Христос равен Богу Отцу и Духу Святому по божеству, и при этом равен всем людям по человеческой природе.

Воплотившийся в человека, Он своими крестными страданиями в себе самом исцелил повреждённую грехом человеческую природу, затемвоскресил её и вознёс в Царство Небесное.

Некоторые старинные и современные христианские течения придерживались и придерживаются других взглядов на природу Христа (о сущности природы, соотношения божественной и человеческой природы).

В ряде христианских конфессий по отношению к Иисусу применяются следующие эпитеты: Агнец (жертва) мира, Предвечное Слово, Сладчайший Жених, Премудрость Божия, Солнце правды, Мздовоздаятель (Рим.12:19).

Сам же Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6), — а также:

· Альфа и Омега (начало и конец),

· хлеб небесный,

· хлеб живой,

· светмиру (Ин.9:5),

· воскресение и жизнь (Ин.11:25),

· пастырь добрый (Ин.10:11),

· сеятель,

· господин виноградника,

· судья

Иисус также называет себя «от начала Сущий» (Ин.8:25) — так, как должен был называться Мессия согласно Ветхому Завету (Мих.5:2). В других приведённых фрагментах Иисус называет себя «Я есмь» (Ин.8:24, 28, 58). В Ин.18:6 такое самоназвание повергает в ужас иудейскую стражу.

Кроме того, Иисус именуется в Новом Завете как:

· Агнец Божий (Ин.1:29)[14],

· краеугольный камень

· новый Адам

· Спаситель мира

· Сын Давидов, сын Авраамов

· Царь Царей

 

11. От чего надо спасать человека с точки зрения христианства?

 От грехов(органическая модель)

Мы виновны( нужно искупить , выиграть суд Бога)

12. По каким причинам идея боговоплощения была совершенно неприемлема для первых оппонентов христиан – с одной стороны, для иудаизма и, с другой, для греко-римского язычества?

????

13. Для чего среди самых главных положений христианства (т.е. в Символе веры) упомянут Понтий Пилат?

??? как человек

14. Правильно ли сказать, что Святой Дух (3-я ипостась Бога-Троицы) в христианстве – некая безличная сила, энергия?

Христос сказал ученикам, что придет Утешитель, Помощник - Святой Дух. Иисус Христос был рожден от Духа Святого и Девы Марии. В 30 лет Он был крещен Святым Духом. Дух Святой был с Ним. Иисус говорил о Духе, как о Личности, а не как о некой безличной силе, излучении. Он сказал, что Дух будет с теми, кто любит Его и кто соблюдает Его заповеди. У Христа особаялюбовь к тем, кто повинуется Христу и любит Его.

15. По каким причинам идея воскресения мертвых была совершенно неприемлема, непривлекательна для греко-римского язычества?

 

Человек освобождается от тела и от мук, становиться свободным

 

16. А кто, с точки зрения христианской эсхатологии, не воскреснет после второго пришествия? (Для ответа на этот вопрос можно вообще-то ничего не знать о христианстве.)

Тот кто жив

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...