Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Буддийскаяэсхатология посвящена вопросам избавления от круга перевоплощений.




Бог в мире, Бог вне мира

3. Что означает понятие эсхатология?
Эсхатология — учение о конечных судьбах людей и конце материального мира. Эсхатологические учения существуют в разных философских и религиозных системах, в том числе в иудаизме, христианстве, исламе (см. мусульманское искусство). Различается индивидуальная эсхатология (учение о загробной жизни человеческой души) и всемирная — о конце истории (см. антроподицея; хилиазм). Согласно христианской догматике, в конце истории произойдет последняя битва сил добра и зла (см. Армагеддон; Иосафатова долина). Затем евреи вернутся в Израиль и восстановят храм (см. Соломона храм в Иерусалиме). Антихрист воссядет в Иерусалимском храме и подчинит народы, тогда евреи обратятся в христианство. Царство Антихриста продлится 3,5 года, или 42 месяца, или 1260 дней. Затем, после Армагеддона, придет Небесный Судия и установит Свое владычество (см. Апокалиптика; "Битва Архангела Михаила с Сатаной"; "Страшный суд"; Этимасия). В раннехристианскую эпоху ожидание возвращения Христа после Распятия и Воскресения вылилось в евангельские обещания Второго Пришествия и установления Царства Божия на земле (Мф. 10:23; Мк. 1:15; Лк. 17:20—21). В посланиях Апостола Павла и Евангелии от Иоанна утверждается, что спасение уже пришло (поскольку существует церковь), а сам Христос есть "воскресение и жизнь" и тот, кто верует в Него, "не умрет вовек" (Ин. 11:25—26). В истории изобразительного искусства помимо канонических композиций на темы эсхатологии (см. Гентский алтарь; Новый Иерусалим; "Поклонение жертве") существует множество тем, композиций, сюжетов, которые так или иначе раскрывают идею грядущего Страшного суда и конца света.

 

4. Каковы главные отличия в отношениях Бог – мир, Бог – человек в монотеизме (эксклюзивном) и пантеизме?

 

Мир сотворен для человека

 

2 часть
Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем отличие текстов группы шрути от текстов группы смрити?

Шрути(услышанные)нет автора,в них веды, более авторитетны

Смрити(запомненная) их пишет человек

2.  Как в индийской традиции трактуются первые три части Вед? В чем их отличие от четвертой части – Атхарваведы?

Ригведа-гимны

Самоведа-гимны, песни

Ватжуведа-жертвенные формулы

Первые три веды- троякое знание.

Отхававеда-заклинания

3. Когда, согласно ведической мифологии, (будущие) боги обрели свою божественную природу?

Она у них была изначально, поддерживалась жертвоприношениями. В мире людей боги без жертвы теряли свою силу

4. На санскрите Земля называется мьютрилокка. Что значит мьютрилокка на санскрите?

Планета смерти

5. В европейской традиции принято говорить о перерождениях, т.е. повторных рождениях. Каким термином выражается эта идея в (древне)индийской культуре на санскрите, как дословно переводится? Свяжите ответ на этот вопрос с некоторыми важнейшими представлениями, установками, задачами (древне)индийской религиозной традиции.

 

Идея перевоплощения души любого живого существа — людей, животных, растений — тесно связана с понятием кармы, которое также объясняется в Упанишадах. Карма (буквально: «действие») является влиянием совокупности действий индивидуума и выступает причиной его следующего воплощения. Круговорот рождения и смерти, приводимый в действие кармой, называется сансарой. В индуизме утверждается, что душа находится в постоянном цикле рождения и смерти. Желая наслаждаться в материальном мире, она рождается снова и снова ради удовлетворения своих материальных желаний, которое возможно только через посредство материального тела. Индуизм не учит тому, что мирские наслаждения являются греховными, а объясняет, что они не могут принести внутреннего счастья и удовлетворения, называемого в санскритской терминологии ананда. Согласно индуистскому мыслителю Шанкаре, мир — как мы его обычно понимаем — подобен сну. По своей природе он преходящ и иллюзорен. Пребывание в плену сансары является результатом невежества и непонимания истинной природы вещей.

После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в ограниченных и мимолётных наслаждениях, даруемых ей этим миром, и начинает поиск высших форм наслаждения, которые возможно достичь только с помощью духовного опыта. После продолжительной духовной практики (садханы) индивидуум осознаёт свою вечную духовную природу — то есть осознаёт тот факт, что его истинным «Я» является вечная душа, а не бренное материальное тело. На этой стадии он более не желает материальных наслаждений, так как — по сравнению с духовным блаженством — они кажутся незначительными. Когда все материальные желания прекращаются, душа более не рождается и освобождается из круговорота сансары.

Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что индивидуум достиг мокши, или спасения. В то время как все философские школы индуизма сходятся на том, что мокша подразумевает прекращение всех материальных желаний и освобождение из круговорота сансары, в различных философских школах даётся разное определение этого понятия.

 

6. Какова общая религиозная задача-«максимум» в брахманизме и различных направлениях индуизма?

получить от жизни максимум удовольствий, достигнуть абсолюта, гармонии

7. В каких текстах и когда в древнеиндийской традиции впервые появляется идея зависимой цепочки перерождений?

Рассматривая философию "Упанишад", необходимо отметить, что одной из важнейших проблем являлась проблема жизни и смерти. Идея вечного круговорота жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к мысли о закономерности круговорота жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека придала этому закономерному круговороту форму переселения душ. Так было положено начало концепции бесконечной цепи перерождений, суть которой в том, что смерть — это не конец, а просто разрыв непрерывности, за которым следует новая жизнь в новой форме, которую обретет покинувшая тело душа.

 

8. Какова специфика понимания / определения добра и зла в религиях, принимающих идею кармы?

 

Подвергаясь обманам и самообманам, но не желая или не умея противостоять им, люди сами создают беззаконное пространство (черную карму) и мгновенно оказываются в плену у дьявола.

«Диавол был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»; «. . . истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Евангелие от Иоанна, 8, 44; 8, 34). Чтобы выбраться из дьявольского плена черной кармы, нужно, ориентируясь на свою белую карму, найти законный путь в созданный Богом мир Добра и Света, чуждый какой бы то ни было путаницы и лжи.

 

9. В чем состоит доктрина бхакти?

БХАКТИ (санскр., букв. - преданность, любовь к богу) - религ.-сектантское движение в Индии, зародившееся в 12 в.

В основу положило одну из религ. доктрин индуизма, к-рая под назв. Б. встречается еще в Упанишадах, "Бхагавадгите" и др. древних памятниках инд. Религ.-философской лит-ры. Особенно полно доктрина Б. сформулирована в "Бхактиратнавали" - произведении конца 14 в. Еще в "Бхагавадгите" утверждалось, что "спасение" человека через Б. доступно каждому, что всякий человек, обращающийся к богу с чувством любви к нему, одинаково ему дорог. Это высказывание было подхвачено сектантским движением Б., к-рое отражало протест против сословного неравенства каст, освящаемого ортодокс. индуизмом. Последователи Б. считали, что для "спасения" человека, т. е. уничтожения кармы, обрекающей душу на новые воплощения, а следовательно, и на страдания, являющиеся уделом всех живущих, достаточно лишь беспредельной любви к богу, без почитания жрецов и выполнения различных обрядов. Состояние Б. может создать в себе каждый человек, соответствующим образом направляя свои чувства, мысли и действия.

 

10. Что означает понятие аватара в вишнуизме?

 АВАТАРА (санскр. ava — низ, tri — переходить; букв.: нисхождение, сошествие) — понятие индийского религиозно-философского сознания, принятое в индуизме и буддизме для обозначения нисхождения божества в мир в антропоморфном, зооморфном или ином превращенном облике.

 

 



Буддизм

       Проблемы для обсуждения:

1. Формула трех сокровищ буддизма.

Три сокровища буддизма: Будда (его жизнь - образец для верующего), Дхарма (учение буддизма) и Сангха (община с разделением монахов и мирян). Формула вступления: «Ищу убежища в Будде, ищу убежища в Дхарме, ищу убежища в Сангхе».

Будда : реальная историческая личность, индийский принц ( 5 в. до н.э. ) из рода Шакьев, кшатрий ( воин ) по рождению. "Шакьямуни" означает "Отшельник, мудрец из рода Шакьев". Будда же - это не имя, а скорее свойство просветленного существа ("Будда" и переводится как "пробужденный"). Жизнеописание Будды Шакьямуни можно найти, например, в прекрасной книге вьетнамского наставника Тхик Ньят Ханя "Будда" (см. список литературы). Будда Шакьямуни - не единственный Будда; и в прошлом, и в будущем были и будут тысячи других полностью просветленных. Однако буддисты считают, что все они - суть одно, подобно тому, как ежедневно восходящее солнце - то же самое, что и вчера. Поэтому на алтарях обычно стоят фигуры Шакьямуни, чье учение действует в нашу эпоху.Чаще всего скульпторы и художники изображают Будду в позе сидячей медитации - падмасана (поза лотоса): ноги скрещены, ступни лежат на бедрах - поскольку именно при помощи медитации наследный принц Сиддхартха из рода Шакьев открыл человечеству великий Путь освобождения, и таким образом стал Буддой. Будда явил собой личный пример разрешения всех проблем в этой жизни, здесь и сейчас; он никогда не призывал к лучшей жизни после смерти; все методы, данные им, он реализовал на личном опыте. Такое поведение действительно достойно доверия ! Он достиг полного, окончательного понимания сути всех явлений и природы, и внутреннего, психического мира; в его сознании не осталось ни малейших признаков заблуждения, страха, скованности; все тайны всей мыслимой Вселенной ясно открылись его взору. Принимая прибежище в Будде, мы уподобляемся ребенку в темном лесу, который хватается за руку отца: это придает нам уверенность в пути.
Дхарма: ближайшие русские эквиваленты этого понятия - "учение, способ, закономерность, справедливость". Непосредственно от Шакьямуни дхарма доступна нам из двух источников: это сутры - сборник изречений и проповедей Будды, записанных после смерти Просветленного его ближайшими учениками; и винайя - список правил и обетов, следуя которым монахи и миряне могут успешно практиковать.Несколько позже в буддийском университете Наланде (по одной из версий) была составлена Абхидхарма - теоретическая, философская база буддизма. Так возникла Трипитака (Три Корзины) - Сутрапитака, Винайяпитака и Абхидхармакоша. Это огромный пласт буддийской культуры, зафиксированный в текстах (одних только сутр насчитывается около 84 000). Неисчислимое множество комментариев, проповедей, джатак (историй жизни просветленных), шастр (сутры, авторство которых приписывается не Шакьямуни, а его последователям) - все это также относится к Дхарме. Столь обширное разнообразие знаний, методик, предписаний на все случаи жизни объясняется очень просто: сколько людей - столько и проблем, и каждому требуется свой искусный метод. Смысл буддийского образования не в накоплении абстрактных сведений, а в применении усвоенного в реальной жизни. Как если бы человек, гонимый стаей голодных волков, случайно наткнулся бы на гробницу умершего царя: вряд ли он станет сгребать золото и алмазы, но постарается отыскать себе меч поострее, чтобы спасти свою жизнь. Принимая прибежище в Дхарме, мы устанавливаем компас на своем корабле и в любую бурю можем точно видеть, куда нам направляться.
Сангха: в узком смысле Сангха - это общество практикующих буддистов, объединенное общими практиками и целями; это могут быть и монахи, и люди семейные. Члены сангхи поддерживают друг друга, делятся опытом; часто они объединены под руководством одного учителя; кроме того, на примере других легче выявить собственные недостатки, и здесь сангха выступает в роли зеркала.Сплоченная, со здоровыми взаимоотношениями, имеющая крепкие традиции сангха - большая ценность. Это легко понять в такой стране, как Россия, где очаги буддизма, мягко говоря, не распространены, а уровень духовной культуры "широких масс" оставляет желать лучшего.В конце концов сангха - это люди, с которыми вы разговариваете на одном языке; это чистое в моральном отношении место, где царит здравый смысл и спокойствие: ведь сангха опирается на заветы просветленных личностей, она далека от политики, моды, бизнеса и других вечно меняющихся ценностей общества. Это не значит, что буддист отвергает общество или уходит в некий особый ирреальный мир, где ходят люди в чётках и отовсюду звучит звук "ОМ" - скорее наоборот, буддист - это тот , кто вглядывается в окружающий мир очень внимательно и не обманывается преходящими феноменами . В широком смысле Сангха - все живые существа мира нашего сознания. Классически буддисты выделяют шесть миров живых существ: дэвы (боги, пребывающие в вечном блаженстве), асуры (высшие создания, любимое занятие которых - война), люди, прета (бестелесные духи, мучимыенеудовлетвореннымипотребностями), животные, жители ада(особый вид существ, которые не только непрерывно страдают, но и не привыкают к страданиям) . Знать об этом полезно, чтобы оценить всю ценность человеческого существования, которое, как считается, дает наилучшие шансы для духовного прогресса: высшие существа слишком упиваются своей властью и блаженством, чтобы развиваться, а низшие погружены в пучину неведения и не в силах найти дорогу наверх; мир людейнаходится посередине - люди обладают живым, восприимчивым сознанием, и сердцем, умеющим любить и сострадать, и в то же время они так часто сталкиваются с несчастьями и болью, что обычно считают состояние божественной эйфории частью своей мифологии. Принимая прибежище в Сангхе, мы обретаем семью, которая не только кормит и одевает нас, но и требует любви и заботы.

2. Фигура Будды Шакьямуни. Биография.

На территории нынешнего южного Непала была страна, которой правил род Шакья. Главу этого рода, короля этой страны звали Шудддодана Гаутама. Его женой была прелестная Махамая. Махамая ожидала первых родов. Ей приснился странный сон, в которой слоненок благословил ее своим хоботом, что было воспринято, по меньшей мере, как очень благоприятный знак.

По традиции, когда подошло время родов, Махамая отправилась к своему отцу. Во время долгого путешествия у нее начались схватки. В маленьком городке Лумбини она попросила своих служанок помочь ей уединиться в роще. Одно большое дерево склонило к ней ветвь, чтобы служить ей опорой в родах. Говорят, роды были почти безболезненными. После родов пролился мягкий дождь, омывший мать и ребенка.

Утверждается, что сразу после родов ребенок обладал полностью трезвым рассудком. Он мог говорить, и сказал маме, что пришел, чтобы освободить все человечество от страданий. Он мог ходить и прошел немного в каждом из четырех направлений. Там, где он ступал, расцветали цветы лотоса. Его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достигает целей". К сожалению, Махамая умерла всего через семь дней после родов. После этого Сиддхартху воспитывала ее добрая сестра, Махапраджапати.

Король Шуддодана проконсультировался у Аситы, известного оракула относительно будущего своего сына. Асита предсказал, что есть два варианта: либо он станет королем, даже императором, либо он станет великим мудрецом и спасителем человечества. Король очень хотел, чтобы его сын стал королем, как и он сам, и поэтому решил оберегать ребенка ото всего, что могло бы привести его к уходу в религиозную жизнь. Так Сидхартха содержался в одном из трех дворцов; его всегда оберегали от столкновения с тем, что обычные люди считают вполне обыденным - он не видел ни старости, ни болезней, ни смерти, а также от тех, кто посвятил себя духовной практике. Сиддхартху окружали здоровье и красота.

Сиддхартха вырос и стал сильным и мужественным молодым человеком. Как принц из касты воинов он учился военным искусствам. Когда пришло время жениться, он, победив в нескольких состязаниях, добился руки прекрасной принцессы из соседнего королевства. Ее звали Ясодара и они поженились, когда обоим было 16 лет.

Продолжая жить в роскоши своих дворцов, Сиддхартха все больше и больше интересовался тем, что происходит за их стенами. В конце концов, он потребовал, чтобы ему позволили увидеть свои земли и своих подданных. Король тщательно организовал все таким образом, чтобы Сиддхартха и в этом случае не увидел ничего такого, что могло бы увести его в религиозную жизнь и повелел, чтобы принца приветствовали только молодые и здоровые люди.

Его провели через Капилаваттху, столицу, где ему удалось увидеть двух пожилых людей, которые случайно прогуливались неподалеку от процессии. Изумленный и смущенный, он проследовал за ними, чтобы выяснить, кто они такие. Потом он встретил людей, которые были серьезно больны. И в конце концов, на берегу реки он увидел похоронную процессию, и это был первый раз в его жизни, когда он увидел смерть. Он спросил своего друга, помещика Чандаку о смысле увиденного и Чандака рассказал ему о простых истинах, о которых Сиддхартхе следовало бы знать уже давно: все мы стареем, болеем, и, в конечном счете, неизбежно умираем.

Сиддхартха также увидел аскета, монаха, который отбросил все радости, связанные с плотью. Позже он скажет об этом времени:

Когда невежественные люди видят, что кто-то стар, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды и они состарятся. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной молодостью.

Когда невежественные люди видят кого-либо больного, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами заболеют. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной здоровьем.

Когда невежественные люди видят умершего, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами умрут. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной жизнью. (AN III 39)

В возрасте 29 лет Сиддхартха понял, что не будет счастлив, если продолжит жить так, как прежде. Он открыл для себя страдания и больше всего на свете хотел узнать, как можно их преодолеть. Поцеловав свою спящую жену и попрощавшись с новорожденным сыном Рахулой, он вместе со своим другом Чандарой и любимой лошадью Кантакой тайком выбрался из дворца. Он отдал свое богатое одеяние, отстриг длинные волосы, отдал лошадь Чандаре и попросил его вернуться во дворец. Он учился некоторое время у двух знаменитых гуру того времени, но нашел, что в их практиках есть недостатки.
Потом он начал сурово практиковать самоумерщвление в группе из пяти аскетов. Он практиковал шесть лет. Искренность и интенсивность этой практики были столь выдающимися, что эти пять аскетов быстро стали его последователями. Однако не появлялось и намеков на ответы на его вопросы. Он удвоил свои усилия, отказавшись от еды и питья, пока не пришел в близкое к смерти состояние.

Однажды миловидная девушка по имени Суджата увидела этого голодающего монаха и сжалилась над ним. Она предложила ему поесть молочную рисовую кашу, которую принесла с собой. Тогда Сиддхартха понял, что предельные практики, которыми он занимался, никуда его не приведут, что в действительности было бы лучше найти какой-то средний путь между крайностями роскоши и самоумерщвления. Так он ел, пил и купался в реке. Пять аскетов решили, что он оставил свою аскетическую жизнь и пошел дорогой ублажения плоти, и покинули него.

В городке Бодх Гая Сиддхартха решил, что он просидит под неким деревом, пока не найдет ответа вопросы о страданиях. Он просидел много дней, сперва в глубокой концентрации на том, чтобы очистить сознание от отвлечений, затем во внимательной медитации, открывая себя Истине. Говорят, он начал вспоминать прошлые жизни и видеть все, что происходит во вселенной. В майское полнолуние, в момент восхода утренней звезды, Сиддхартха полностью понял, каков ответ на его вопрос о страданиях и стал Буддой, что означает "Тот, кто пробудился".

Говорят, что Мара, дьявол, пытался помешать этому великому событию. Сначала он попытался бороться с Сиддхартхой посредством бурь и армий, состоящих из демонов. Сиддхартха сохранял полное спокойствие. Тогда он послал трех дочерей - красавиц для искушения. Опять же, безо всякой пользы. В конце концов, он попытался загнать Сиддхартху в ловушку эгоизма, взывая к его гордости. Но и это тоже не принесло результатов. Сиддхартха, победив все искушения, коснулся земли одной рукой и попросил ее быть его свидетельницей.
Сиддхартха, будучи уже Буддой, остался сидеть под деревом - которое мы называем бодхи. Ему казалось, что знание, которое он приобрел, слишком сложно для того, чтобы передать его другим. Согласно легенде, Брахма, король богов, убедил Будду в необходимости учить людей, сказав, что у некоторых из нас лишь немного грязи в глазах и можно пробудиться, лишь услышав проповедь. Будда согласился проповедовать.

В Сарнатхе, неподалеку от Бенареса, около ста пятидесяти километров от Бодх Гая, он встретился с пятью аскетами, с которыми он так долго практиковал ранее. Там, в оленьем парке он прочитал первую проповедь, которая называется "начало вращения колеса Закона". Он объяснил им Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Святой Путь. Эти аскеты стали первыми его учениками и положили начало сангхе, иными словами, сообществу монахов.

Король Бимбисара из Магадхи, услышав слова Будды, пожертвовал ему для пользования в сезон дождей монастырь неподалеку от Рахагриха, своей столицы. Это и другие великие пожертвования позволили новичкам продолжать практику годами; более того, множество людей обрело возможность услышать проповеди Будды.

Спустя некоторое время его посетили члены его семьи, включая жену, сына, отца и тетю. Его сын стал монахом. Его имя известно по сутрам, основанным на беседах сына и отца об опасности лжи. Отец Будды стал мирским последователем. Так как он был опечален тем, что сын и внук внезапно ушли в монахи, он попросил Будду ввести правило, по которому человек перед уходом в монашество должен получить на то разрешение родителей. Будда согласился.

Тетя и жена попросили быть принятыми в Сангу, которая изначально была создана для мужчин. Культура того времени ставила женщин гораздо ниже мужчин, и на первый взгляд казалось, что разрешить женщинам вступить в общину означало ослабить ее. Но Будда смягчился и его жена и тетя стали первыми буддистскими монахинями.

Будда сказал, что не имеет значения, каков был мирской статус, образование или национальность человека. Все могут достичь просветления, санга открыта для всех. Первый из посвященных в монахи был Упали, парикмахер, и его статус был выше, чем у тех, кто был в миру королем, только из-за того, что Упали принял обеты раньше!

Жизнь Будды не была безоблачной. Его двоюродный брат, Девадатта, был амбициозным человеком. Будучи монахом - новичком, он подумал, что ему нужна большая власть в Санге. Ему удалось повлиять на нескольких монахов и призвал их вернуться к предельному аскетизму. В конце концов, он сговорился с местным правителем с тем, чтобы убить Будду и захватить власть в общине. Конечно же, ему не удалось сделать это.

Будда достиг просветления в возрасте 35 лет. Он проповедовал на территории северо-восточной Индии в течении 45 лет. Когда ему было 80 лет, он сказал своему двоюродному брату Ананде, что скоро уйдет. Об этом подробно рассказывается в Париниббана – Суттане

. Из пятисот монахов, несмотря на то, что среди них было много архатов, понять состояние Будды смог только Анурудда. Даже Ананда, достигший способности видеть миры богов, неправильно воспринимал его. Будда несколько раз повтоил, что Пробудившийся, если захочет, может пребывать в этом мире более кальпы. Если бы Ананда попросил Будду остаться, он остался бы. Но Анада сказал, что в общине все налажено и Пробудившийся может покинуть этот мир. Через несколько недель Будда принял в пожертвование некачественную пищу. По одной из версий, это были ядовитые грибы. Он сказал, что "только Пробудившийся может принять это пожертвование". Через непродолжительное время он лег на правый бок в роще деревьев сала, принял в монахи последнего ученика, и ушел в Паринирвану. Его последними словами были

Все созданное подвержено закону разрушения
Достигайте цели за счет нераспущенности.

 

3. Священный канон буддизма.

Здесь к высшей степени священных текстов отнесены те, в которых записаны рассказы о Сакья-Муне Гаутаме Будде его учеников и вероучительные тексты которые появились в первые века существования буддизма (5 – 3 столетия до нашей эры) и были записаны на языке диалекта пали якобы со слов Магадхи (Magadhi). В канон священного писания буддизма входит три сборника (корзины) книг[4]: Винайя-питака (корзина правил поведения); Сутта-питака (корзина поучений) и Абидхама-питака (корзина размышлений и разъяснений).

4. Структура. Этапы формирования. Язык. Важнейшие переводы.

4 благородные истины

1. Все есть страдание

2. Существует источник страданий- желания

3. Страдания могут быть прекращены

4. Есть путь урощения прекращения страданий

Язык- пали

Торы («Закона», Пяти книг Моисея из Танаха). Для верующих иудеев Талмуд – это вторая Тора, - верно истолкованный Закон Моисея.

 

5. Как дословно переводится Трипитака (санскр.) / Типитака (пали)? С чем связано такое название? Какова структура палийского канона? Когда он бы впервые зафиксирован письменно?

Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали, Типи́така ; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзō) — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традицииТхеравада, или Типитака.

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите ипали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийскоймонашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Перваяпитака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, вовзводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.

Несмотря на то, что в исходные тексты Трипитаки на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.

 

6. Сколько в настоящее время существует вариантов Типитаки? Отличия между священными канонами различных направлений буддизма.

 

Издания Трипитаки

По мнению доктора исторических наук А. А. Маслова наиболее полным изданием Трипитаки на сегодняшнее время считается японское 55-томное собрание «Тайсё синсю Дайдзокё» («Трипитака годов Тайсё»), изданное в период 1922—1933 годов и переизданное в Токио в 1968 году. Издание состоит из следующих томов[1]:

· Индийская часть:

· тома 1—21 включают в себя сутры с проповедями Будды;

· тома 22—24 — перевод монастырских уложений и монашеских правил;

· тома 25—29 — переводы Абхидхармы;

· тома 30—31 — переводы текстов Виджнаны и Мадхьямики;

· том 32 — перевод шастр.

· Китайская часть, составленная китайскими учителями:

· тома 33—43 — комментарии китайских учителей на сутры;

· тома 44—48 — трактаты школ китайского буддизма;

· тома 49—52 — разнообразные исторические записи, биографии известных учителей разных школ, тексты о паломничествах и полемике школ;

· тома 53—54 — энциклопедия основных понятий буддизма;

· том 55 — каталог сутр.

По другим данным издание «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё» (Дачжэн синьсю дацзанцзин, 大正新修大藏经) от 1924—1934 годов включает в себя 85 томов, содержащих 2920 текстов, и 12 томов изображений. Данная Трипитака существует в электронном виде на китайском языке на сайте www.fodian.net[2].

В 1982 году началось составление «Китайской большой Трипитаки» (Чжунхуа дацзанцзин, 中华大藏经). В 1997 году было издано 106 томов данного издания. Всего запланировано 220 томов, включающих в себя более 4200 текстов, собранных из ранних изданий Трипитаки на тибетском, китайском, маньчжурском и монгольском языках. Данное издание в бумажной версии имеет высокую стоимость, а в электронной версии имеет плохое качество. Поэтому главным источником текстов китайского буддизма для буддологов в настоящий момент остаётся «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё»

 

7. Содержание 4 благородных истин буддизма. Восьмеричный / срединный / благородный путь освобождения. Трилакшана.

8. Все есть страдание

9. Существует источник страданий- желания

10. Страдания могут быть прекращены

11. Есть путь урощения прекращения страданий

 

12. Как Вы поясните утверждение «Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует.» (Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб, 2000., с.10)?

Мир иллюзорен

13. Дуккха. Карма. Сансара. Нирвана. Дхарма – различные значения термина. Характеристика дхарм как элементарных психофизических состояний/ частиц/квантов.

Дхарма. Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее – как одушевленная природа, так и неодушевленная – с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота – это желтый цвет и блеск, дхарма тигра – его свирепость и плотоядность. Дхарма человека (манава-дхарма) соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов

 

Буддизм

семинар №2

 

 

1. Дхарма – различные значения термина.

Дхарма (санскр.), слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы. В буддийской литературе словом "Д." обозначали в первую очередь учение Будды.

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST) — индийский философский и религиозный термин, одно из важнейших понятий в индийской культуре. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

2. Трилакшана.

Трилакшана (санскр.), Тилаккхана (пали) — «три признака» буддизма, отличающие его от др. религий: признание непостоянства (анитья — санскр., аничча — пали) мира, несуществование вечной души (анатман — санскр., анатта — пали) и определение жизни как страдания (духкха — санскр., дуккха — пали)

3. Анитья.

Анитья (санскр. अनित्य, anitya IAST; пали: аничча, «бренность, непостоянство»; кит. 無常, у-чан; яп. 無常, мудзё:) — одна из основополагающих доктрин буддизма, наряду с дукхой и анатманом составляющая Три признака существования. В соответствии с ней, всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что все феномены мира непостоянны, привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям. Истинным завершением анитьи является нирвана — единственная реальность, не претерпевающая изменений, угасания или смерти.

 

4. Какой смысл вкладывает буддизм в положение о непостоянстве мира?

Ничто не вечно, всё меняется.

 

5. Доктрина анатман (анатмавада).

Ана́тман (санскр. अनात्मन्, anātman IAST; пали: Анатта; букв. «не-Я») — один из важнейших догматов буддизма, постулирующий отсутствие атмана — «Я» или самости индивида. Учение об анатмане противопоставляется буддизмом индуистскому учению об атмане и брахмане. Анатман — один из трёх признаков бытия в философии буддизма наряду с дукха и анитья (аничча) .

 

Учение об анатмане обусловливает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души, самости в каком-либо феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь иллюзия, «подсказываемая» нам скандхами. Это же в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».

 

6. Какой, с точки зрения буддизма, самый желательный тип рождения (божество, человек и т.д.) и почему?

Человек.

Согласно большинству буддийских учений, человек единственный из всех существ способен порождать карму и, т. о., несет все же некоторую долю ответственности за свои поступки, другие же существа только пожинают плоды благих и дурных деяний, совершенных ими в предыдущих рождениях. В буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма существования особо благоприятна. С одной стороны, человек не так погружен в обманчивое блаженство, как небожители, с другой, не настолько измучен страданиями, как обитатели адов, кроме того, в отличие от животных он наделен достаточным интеллектом.

7. Понятие кармы в буддизме.

Карма - у буддистов это совокупность всех прежних поступков, желаний и помыслов человека. Совершенствование кармы, то есть совершенствование самого человека, - есть непременное условие прогрессивной эволюции человека. Грех отягчает карму человека. В учении о карме в буддизме человеку предоставляется право и возможность совершенствовать свою карму, тем самым, совершенствуясь самому. Все зависит только от самого человека.

 

8. Какие существа в буддизме совершают действия с кармическими последствиями, а какие нет?

Если вы не осознаете себя как духовное существо и не возьмете ответственности, то ни о какой кармической работе не может быть и речи.

9. Механизм воспроизведения кармы в буддизме.

С точки зрения доктрины анатмавады нельзя говорить о перерождениях в сансаре. А что тогда различные живые существа объединяет в одну сансарическую цепочку «предшественник» - «наследник»?

10.На какие вопросы буддизм отвечает т.н. «благородным молчанием»? Приведите несколько примеров. Что имеет в виду буддизм, характеризуя отказ отвечать на эти вопросы «благородным»?

 

Безответные вопросы или бесполезные вопросы, авьяката (пали, санскр. авьякрита)[1] — метафизические вопросы в буддизме, в ответ на которые Будда хранил благородное молчание

 

11Биография Будды говорит о том, что он умер от пищевого отравления. Как буддийская традиция объясняет этот эпизод с точки зрения учения о карме?

 

Будда умер от пищевого отравления. Случилось это так.

Один бедняк много дней ждал, чтобы пригласить его в свой дом. И вот однажды рано утром он пришел и стал рядом с деревом, под которым спал Будда, чтобы быть первым, кто пригласит его.

Будда открыл глаза и человек сказал:
— Прими мое приглашение! Я ждал много дней и многие годы мечтал о том, что однажды ты будешь гостем в моем доме. Я бедный человек и немногое могу предложить, но не откажи мне, пожалуйста.
Будда ответил:
— Я приду!

Чем же занимался этот бедный человек, пригласивший Будду? В Бехаре и в других районах Индии люди собирают в сезон дождей разные растения. Одно из них — некий редкий гриб кукармутта, зонтичное растение с широкой шляпкой; его собирают и сушат. Затем в течение года едят, как овощ. Но иногда этот гриб становится ядовитым. Но бедняга этого не знал. Вот этот человек и собрал кукармутты для Будды.

Когда Будда начал есть, он почувствовал горечь. Но это было единственное приготовленное блюдо, и чтобы не огорчать бедного человека, Будда ел отравленную пищу.

Человек был счастлив.

Будда вернулся к себе домой, и яд начал действовать. Пришел врач и сказал:
— Это очень тяжелый случай. Яд попал в кровь, и уже ничего нельзя сделать. Будда умрет.

Будда собрал своих учеников и сказал им:
— Это необычный человек, исключительный человек. Ведь первую пищу мне дала мать, а последнюю — он. Моя мать помогла мне вступить в этот мир, а этот человек помог мне вступить в иной мир. Вы должны к нему относиться с уважением.

Ученики были очень взволнованы, и Ананда сказал:
— Это уж слишком. Уважать его и поклоняться, как твоей матери. Он убийца! Его следовало бы наказать!

К этому времени вокруг Будды остались лишь самые близкие ученики, и Будда сказал им:
— Я знаю, что вы могли бы убить этого несчастного, но сделайте так, как я вам говорю. Этот человек очень добр и искренен.

Даже если Будде дают яд — из него выходит любовь!

 

 

В буддийской доктрине нет понятия греха и вины (связанной с грехом). Почему?

Понятие греха порождает чувство вины; чувство вины всегда порождает желание наказания; наказание порождает боль и страдания. Видимо, предполагается, что, если человеку причинить сильную боль и страдания, он перестанет грешить. Такое вот своеобразное кодирование.

 

Утверждение, о том, что мир непостоянен, звучит тривиально. Какой нетривиальный смысл вкладывает буддизм в положение о непостоянстве мира?

 

В брахманизме Брахман – высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман – каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен, это эманация Абсолюта. Отказ от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад – слияние с Брахманом, достижение блаженства.

 

А от чего ищет спасения буддизм?

От страданий

 

 

Освобождение от сансары, круговорота перерождений. Окончательный и вечный покой.

Корнем практики Шести Совершенств является желание самому освободиться от Сансары, и освободить от неё все живые существа. Сансара – это колесо жизней идущих одно за другим (колесо перерождений, двенадцатеричное колесовзаимозависимого возникновения). В результате чего, любое существо проходит много жизней в различных формах существования. Особенностью Сансары является её природаприрода страданий. Колесо Сансары не приносит счастья никому. В более практическом смысле, Сансара – это не укрощённый, не контролируемый ум; ум, который страдает от омрачений. Освобождение от Сансары – это освобождение нашего ума от них. Как только мы освободим свойум от омрачений – то мы тотчас освободимся от Сансары. Т.е. только контролируемый ум и позитивные привычки – дадут нам это освобождение.

1. ДАНА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО ЩЕДРОСТИ.

2. ШИВА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО НРАВСТВЕННОСТИ.

3. КШАНТИ ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО ТЕРПЕНИЯ.

4. ВИРЬЯ ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО ЭНЕРГИЧНОСТИ (УСЕРДИЯ, РАДОСТНОЙ АКТИВНОСТИ).

5. КХЬЯНА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО МЕДИТАЦИИ.

6. ПРАДЖНА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО МУДРОСТИ (МУДРОСТЬ ПУСТОТЫ).

 

Когда с точки зрения буддизма исчезают буддийские ады и / или другие места обитания живых существ?

После двадцати периодов возрастания и убывания человеческой жизни накопившаяся дурная карма приводит к тому, что мир постепенно начинает разрушаться. Первым признаком этого является прекращение рождения в адах, поскольку ады разрушаются первыми (возможно, говорят буддисты, в это время не совершаются поступки, приводящие к рождению в аду, а может быть, люди, имеющие такую карму, рождаются в адах других мировых систем). Наконец все существа гибнут, а мир-вместилище охватывает пожар. Последним гибнет пылающий дворец Брахмы, и мир прекращает свое существование, уступая место кальпе пустоты; в этой пустоте снова начинают веять ветерки, и весь цикл повторяется.

 

Почему в буддизме боги смотрят на Будду «снизу вверх»?

Будда, при рождении получивший имя Сиддхартха Гаутама, живший в Индии более 25 веков назад, не былбогом.

 

Почему буддизм иногда характеризуют через оксюморон как атеистическую религию? Как это связано с представлениями буддизма о спасении, методах спасении, тем, кому надо спасаться?

Буддизм - единственная религия, в которой отсутствует бог. Будда - это просветленный человек. Сидхартха Гаутама - первый будда отрекся от богатств и ушел в лес, где прожил семь лет без мирских благ в уединении с природой. Там он стал посветленным. В буддизме каждый человек может стать буддой.

 

 

Структура сансарического мира. Типы живых существ, принимаемые в буддизме.

Буддийская «эсхатология». Майтрейя.

 


1. физический мир (фм). к нему относятся все физические объекты, такие как молекулы, атомы, планеты, галактики и другие, т.е. все что характеризуется, как неживая природа.
2. биологический мир (бм). состоит из всевозможной растительности.
3. животный мир (жм). включает животных, насекомых, рыб и т.д.
4. человеческий мир (чм). этот мир полностью образуют люди.
5. виртуальный мир (вм). мир, создаваемый при помощи компьютерной техник.

 


















Буддийскаяэсхатология посвящена вопросам избавления от круга перевоплощений.

 

 

Буддизм

семинар №3

 

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Тхеравада, махаяна – 1) идеал 2) понимание Будды.

Тхерава́да, стхавиравада (пали: theravāda, санскр. थेरवाद, theravāda IAST; स्थाविरवाद, sthāviravāda IAST «учение старцев» / «учение старейших») — старейшая сохранившаяся школабуддизма. Эта школа достаточна консервативна, и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции.[1] Многие века именно эта школа являлась доминирующей религиозной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхеравада также практикуется меньшинствами в Китае (дайцы, хани, ва, ачаны,буланы), Вьетнаме (кхмеры), Бангладеше (народы баруа, чакма, магх, танчангья), Малайзии и Индонезии. С недавнего времени Тхеравада набирает популярность в Сингапуре и на Западе. На сегодняшний день, насчитывается более 150 миллионов буддистов тхеравады (также известных как тхеравадинов), и за последние несколько десятилетий Тхеравада стала укореняться на Западе[2] и в Индии

Маха́яна (санскр. महयान, дословно «Великая колесница»; кит. 大乘, да-чэн; тиб. ཐེག་པ་ཆེན་པོ་, theg-pa chen-po) — наряду с хинаяной[1] одно из двух основных существующих направленийбуддизма, отличающихся по философии и способам практики. Буддизм Махаяны возник в Индии и связан с одной из древних исторических школ буддизма — Махасангхикой. В течение своей истории буддизм Махаяны распространился из Индии в другие азиатские страны, такие как Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тибет, Непал, Бутан, Монголия, а также в отдельные регионы России.

Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты.

Махаяна — это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (вследствие чего изредка можно встретить ещё одно её название — Бодхисаттваяна). Она включает Сутру и Тантру.

Численность приверженцев Махаяны на конец XX века — около 600 миллионов человек.

 

 

2. К какому течению относятся ваджраяна и тибетский буддизм?

Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, Vajrayāna IAST, тиб. རྡོ་རྗེ་ཐེག་པ, Вайли rDo-rje Theg-pa; монг. Очирт хөлгөнВаджрная Колесница, Алмазная Колесница, Ваджрный Путь; также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры), (Гухья-) Мантраяна (Колесница (Тайной) Мантры), Пхалаяна(Колесница Плода)) — тантрическое направление буддизма, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Ваджраяна распространена вТибете, Непале, Монголии, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии,Китае, Корее, Мьянме, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде.

Тибе́тский будди́зм — (ранее также некорр. ламаи́зм[1]) — направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих областей Гималаев и Центральной Азии.

Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Махаяны и Ваджраяны.

Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений (тулку) видных буддийских деятелей. Это резко отличает тибетскую цивилизацию от других, где преобладают такие способы избрания лидеров, как наследственный и выборный. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в линииДалай-лам.

 

3. В чем важная (в плане спасения, освобождения) специфика ваджраянских психотехник с точки зрения ее адептов?

 

Отказ от пяти отказов, пять злодеяний, пять убийств, пять типов гнева и пять привязанностей.

 

4. Учение о пустотности.

 

ШУНЬЯТА (пали «пустота», «пустотность»), понятие классического буддизма, развиваемое прежде всего в Праджняпарамитских текстах и школе мадхьямикии означающее «отсутствие собственной природы» (нихсвабхавата) уже не только Я(что имело место уже в раннем буддизме), но и дхарм.

 

5. Понятие дхармового тело Будды.

В поздней Махаяне Дхармовое Тело рассматривается в двух аспектах: как свабхавикакая («тело своебытия») оно есть реальность с высшим онтологическим статусом, а как джняна дхармакая («Дхармовое Тело гносиса/знания) оно есть когнитивный аспект этой реальности; чистая недвойственная (адвая) мудрость, лишенная («пустая») какой-либо субъект —объектной дихотомии.

 

6. Буддийское представление о буддийской философии как об уловках (упая). Ваджраяна.

Будды нет, буддизма тоже нет . в виду как и нирвана пуста от сансары, лишена какой бы то ни было «сансарности», и это отсутствие сансарности в нирване и есть высшая истина, или истинная реальность

 

7. Тибетский буддизм.

Тибе́тский будди́зм — (ранее также некорр. ламаи́зм[1]) — направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих областей Гималаев и Центральной Азии.

Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Махаяны и Ваджраяны.

Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений (тулку) видных буддийских деятелей. Это резко отличает тибетскую цивилизацию от других, где преобладают такие способы избрания лидеров, как наследственный и выборный. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в линииДалай-лам.

 

8. Варианты значения термина сангха. Мужское и женское монашество в буддизме. Правила посвящения. Степени монашества. Правила поведения. Исключение из сангхи. Отношения «монах – мирянин» в буддизме.

Са́нгха, Са́мгха, (санскр. संघ, saṃgha IAST, «собрание, множество») — название буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения религиозного братства в целом. В более узком смысле — сонм существ, достигших определённой степени просветления.

В широком смысле «сообщества буддистов» употребляется термин «четырёхчастная сангха»: община из монахов, монахинь, мирян и мирянок. Это сообщество, наличие которого, например, свидетельствует о распространённости учения Будды в стране или регионе. Важно отметить, что миряне и мирянки отдельно сангху не составляют. Монахи и монахини могут быть названы Сангхой безотносительно мирян. Собственно говоря, Будда Гаутама подразумевал под сангхой именно бхиккху-сангху.

В узком смысле, например при принятии Прибежища, под Сангхой рекомендуется понимать Освобождённую Сангху, сообщество святых, освобождённых от иллюзии «эго» существ.

 

Вопросы к семинару по иудаизму

 

1. Основные этапы в истории иудаизма.

Иудаизм - национальная религия еврейского народа, возникшая в первом тысячелетии до н.э. Термин «иудаизм» происходит то названия еврейского племенного объединения Иуды

История иудаизма характеризуется непрерывным процессом творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций

2.1Эпоха «патриархов» История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части - Ветхого завета. Племена Аврам, Нахор, и др, упомянутые в Библии, первоначально жили в землях между Тигром и Евфратом в их верховьях  Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет 5
2.2. Эпоха Первого и Второго Храма Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965 – 928 года до н. э.). Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти Второго храма в Иерусалиме в 11в 7
2.3. Эпоха римско-византийского владычества Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни этого периода тала синагога (молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины, как в Израиле, так и в странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней не велось священниками и левитами, и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. 10
2.4. Раввинистическая эпоха Эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся и поныне, именуется раввинистической. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII - XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (в переводе "рабби" - мой учитель). В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы. Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно "собрание учащихся") создавались при наиболее крупных синагогах.  

 

2. Структура Священного канона иудаизма. Этапы формирования. Важнейшие переводы.

ИУДАИЗМ, наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм). Число последователей оценивается в ок. 18 млн. (ок. 1/3 из них в США).

МЕССИЯ (от др.-евр. машиах, букв. — помазанник), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией. В мусульманских странах Мессией называют махди.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...