Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль амигдалы в механизмах эмоций, памяти и мотивации
Миндалина (амигдала) относится к базальным ганглиям больших полушарий. Расположена в коре медиальной стенки основания височной доли (спереди от гиппокампа). Гиппокамп во многом работает под контролем амигдалы. Поражение амигдалы приводит к нарушению работы гиппокампа. Кортикальные и медиальные ядра (дорзомедиальная часть миндалины) участвуют в обработке вкусовой и обонятельной информации, которая затем передается к центрам пищевого поведения в гипоталамус. Базолатеральная группа ядер включена в регуляцию эмоционального поведения через связи с корой, таламусом и «септо-гипоталамо-мезенцефальным континуумом» (гипоталамус+средний мозг) Имеет связи с сенсорной корой, подкорковыми сенсорными зонами, с центрами подкрепления, вегетативной нервной системой, префронтальной корой Гиппокамп и амигдала генерируют очень длительные нейронные активности. Такая потенциация запускает генные механизмы, которые приводят к созданию белков в количестве, необходимом для перестройки и усиления синаптических связей. Эмоции: В 1937 г. Г. Клювер и П. Бьюси опубликовали результаты опытов с удалением у обезьян обеих височных долей вместе с миндалиной и гиппокампом: после операции пропала всякая агрессивность, в том числе та, которая необходима для самозащиты и поддержания своего статуса во взаимоотношениях с другими особями, стали менее осторожными, сексуальная активность повысилась и стала неупорядоченной, без разбору исследовали все объекты, даже опасные, забирая их в рот, перестали бояться змей (психическая слепота) То же людей с повреждением височных долей мозга - «синдром Клювера — Бьюси». Позже было доказано, что исчезновение эмоций страха прежде всего связано с нарушением функций миндалины и ее связей с нижневисочной корой, где локализованы гностические единицы, реагирующие на эмоциональную экспрессию. Электростимуляция амигдалы у человека вызывает ощущения страха, тревожности и в редких случаях – чувство удовольствия. страх: миндалина собирает сигналы, (прежде всего, стрессогенные) врожденно значимые и ставшие значимыми в ходе обучения, и далее действует на гипоталамус; гипоталамус отвечает за вегетативную, эндокринную и эмоциональную составляющие реагирования. The Paths of Fear (Пути страха); High road - запуск вегетативного, эндокринного и эмоционального сопровождения оборонительных программ, являющихся результатом обучения: стимул(паук) таламус сенсорная кора гиппокамп миндалина гипоталамус. Low road: то же для врожденно обусловленных программ: стимул (паук) таламус миндалина гипоталамус. Результаты современных исследований амигдалы (2000-2014): 1. Испытуемые - 96 чел. (ж/п). Стимулы: эмоционально нейтральные и негативно окрашенные объекты (сцены, лица) (‘International Affective Picture System Stimuli Set’) разной «интенсивности» и «негативности» (корр.= 0.89). Субъективный отчет об интенсивности (!) эмоции + фМРТ (с прицелом на АМ). Итог: чем выше интенсивность эмоции, тем выше активность амигдалы и эффективней запоминание (через 3 недели после экспериментов). Левая АМ болееактивна у женщин(межполовые различия !) 2. По данным на грызунах (крысы, мыши): система мозга, связанная с формированием пассивнооборонительных реакций на угрожающие стимулы («страх»), включает медиальную ПФ кору, медио-дорзальное ядро таламуса и базолатеральное ядро амигдалы. При синдроме отмены в центральной амигдале в 5 раз увеличивается уровень кортикотропин-освобождающего фактора, что способствует развитию тревожности. В амигдале обезьяны имеются нейроны, избирательно реагирующие на разные «ключевые признаки» эмоционально окрашенных выражений лица. Это, видимо, объясняется связями амигдалы с верхней височной бороздой, где локализованы зрительные нейроны-детекторы лиц. Методом ЯМРИ (ядерная магнитная резонансная интроскопия) показано, что у человека амигдала активируется избирательно при предъявлении разного рода эмоциональных выражений лиц (даже в тех случаях, когда эти сигналы «зашумлены» и не осознаются испытуемым). Двустороннее повреждение миндалин препятствует распознаванию мимики страха, не влияя на идентификацию знакомых и незнакомых лиц, а также интонационных признаков страха и гнева. Нейроны лиц (эмоциональных выражений лиц) в амигдале могут быть включены в систему регуляции социальных отношений, которые закономерным образом нарушаются при поражении этой структуры (например, резко меняются отношения доминирования в сообществе обезьян). Память, эмоциональное обучение: поражения миндалины приводят к нарушениям памяти на эмоциональные события (особенно, связанные со страхом), обучения с одной попытки. Эмоциональная память зависит от силы НА-ергических (Норадреналин) модулирующих влияний. Инъекция в миндалину НА, воздействие электрошоком, увеличивающее также выброс НА, улучшают долговременную эмоциональную память крысы. Прием по поводу ишемической болезни сердца наиболее распространенных лекарств, блокирующих симпатическую систему (пропранолола), приводит к снижению метаболической активности миндалины, необходимой для формирования эмоциональной памяти. Данные клиники и нейронных исследований на обезьянах свидетельствуют о важной роли амигдалы в процессах научения, а именно в формировании ассоциативных связей между стимулом и эмоционально окрашенным подкреплением (положительным и отрицательным). Часть нейронов амигдалы реагирует на сенсорные стимулы разных модальностей, а другая часть – только на подкрепляемые стимулы. Таким образом, амигдала, по-видимому, обеспечивает механизм так называемого эмоционального обучения. система вознаграждения (reward learning): система положительного подкрепления («удовольствия») включает: ядра септума, глубокие слои мозжечка и дорзо-латеральные области миндалины. система отрицательного подкрепления (наказания) включает: гиппокамп, медиальные ядра миндалины, ядра глубоких слоев мозжечка, области покрышки среднего мозга и поясную кору. Мотивация: амигдала вместе с гипоталамусом отвечает за многие биологические потребности: пищевую, питьевую, половую и родительскую, в безопасности (центры страха и агрессии). Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и в меньшей мере связаны с миндалиной. В каждый момент времени может быть только одна доминанта. Для этого информация от центров потребностей (гипоталамус, миндалина) передается в ассоциативную лобную кору («центр воли и инициативы»). Миндалина выделяет доминанту, а также меняет доминанту при изменении условий, появлении врожденно значимых сенсорных сигналов и т.п. Миндалина способна влиять на прилежащее ядро (сигналы о получении подкрепляющих стимулов), а также на кору больших полушарий (выбор и смена доминанты). При повреждении миндалины наблюдается нарушение процедуры выбора и смены доминанты, нервная система может «зависать» на той или иной потребности (мании, психозы, в частности, гиперсексуальность, агрессивность, чрезмерное потребление пищи). При этом более «тонкие» потребности (например, стремление доминировать в стае) нередко вообще исчезают В тот момент, когда информация о доминирующей потребности попадает в лобную кору, можно говорить о возникновении мотивации. Легкость и быстрота смены программы (ассоциативная лобная кора), а также смены доминанты (миндалина) – важнейшая индивидуальная характеристика нервной системы («подвижность»).
24.Роль дофаминэргических нейронов прилежащего ядра в механизмах обучения и поведения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |