Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов
Каково влияние третьей стороны на ход конфликта? В целом более чем в 50% случаев оно эффективно. Приблизительно в четверти случаев оно никак не отражается на протекании конфликта, а в 10% отмечается отрицательная тенденция. Виды воздействия Тактика поочередного выслушивания - применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно Директивное воздействие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель - склонение к примирению Сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из оппонентов ошибочность его позиции Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения. 3. Этапы медиации 1. анализ и ситуации и отношений 2. определение проблемы 3. разогрев (снятие психологических барьеров) 4. снятие препятствий (эмоциональных барьеров) 5. поиск решения 6. принятие решения 7. заключение соглашения 8. прояснение ситуации (семейный конфликт, конфликт между друзьями) Участвуя в конфликте в качестве медиатора, необходимо соблюдать некоторые правила: 1. вы должны быть нейтральны по отношению к оппонентам и подчеркивать это 2. вы не должны давать оценок позициям. Пусть это делают участники конфликта по отношению друг к другу 3. если вас попросили о соблюдении конфиденциальности, вы обязаны этому следовать 4. вы должны работать с процессом, а не с решением. Не предлагайте решений сами! 5. необходимо ограничить число участников конфликта. 6. необходимо конфиденциально поговорить с наиболее конфликтной личностью, выявив ее приоритеты, устремления и разъяснив желательную тактику поведения Проводя переговоры между сторонами вы должны следить за соблюдением ими следующих правил: 1. только об одном одновременно. Все раздражители должны поступать в ваше сознание по очереди. Поэтому не позволяйте конфликтующим менять предметы разговора. Говорите о чем-то одном. Только потом перейдите на другое. Чтобы переговор имел хорошие результаты, у него должен быть один центр внимания. 2. Отделите "что" от "как". Сразу остановитесь на проблеме ("что"), конкретизируйте ее, и лишь после этого спросите, "как" предлагают выйти из нее оппоненты. 3. Предупреждайте выпады в адрес оппонента. 4. Выслушивайте всех по одиночке (тест "Авария на луне"). Иногда, помимо медиатора, в сложном, масштабном переговорном процессе участвует рекордер.Это человек, который записывает ход событий и точки зрения оппонентов так, чтобы те могли их видеть и проверять правильность записи.
19. Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации. Основные виды механизмов психологической защиты: вытеснение, отрицание, замещение, рационализация, сублимация, проекция, реактивное образование, регрессия, компенсация, изоляция. Вытеснение– это механизм психологической защиты, представляющий собой активное выключение из сознания неприятной для человека информации. При этом из сознания может быть исключенно то, что было однажды сознательно пережито, или какая-либо идея или чувство могут быть вообще не допущенны до сознания. Отрицание- это механизм психологической защиты, проявляется в том, что различные явления, факты, информация и т.д., содержащие в себе угрозу для человека, отрицаются и не воспринимаются им, особенно если они угрожают самосохранению, престижу, самооценке. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести сторон внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаюк конфликту, не воспринимается. Замещение- это механизм психологической защиты, заключающийся в переносе действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Такое замещение часто видно в жизни, когда человек срывает своё раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом человеке или на первом попавшемся предмете. Рационализация-это механизм психологической защиты, заключающийся в поиске разумной основы для своего поведения, оправданий импульсивным поступкам, нахождении приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей, чувств, действий. Рационализация является одним из самых распространенных и психологически интересных защитно-адаптивных механизмов. Регрессия- это форма психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность, то есть возвращается на более раннюю стадию психического развития. Регрессия является относительно простым защитным механизмом. Реактивное образование - это механизм психологической защиты, который изменяет неприемлемое на приемлемое, тем самым обеспечивая эффективность вытеснения. Этот механизм, имеет побочные эффекты в виде деформации социальных отношений с окружающими, поскольку его отличиями часто является ригидность, экстравагантность демонстрируемого поведения, преувеличенные его формы. Сублимация– это механизм психологической защиты, суть которого заключается в приемлемой для данной культуры трансформации сексуальных инстинктов в какую-либо несексуальную, общепринятую сферу (художественную, интеллектуальную, социальную, политическую), где они могли бы раскрыться. В более широком понимании, механизм сублимации изменяет неприемлемую форму влечения в приемлемую. Проекция- это механизм психологической защиты, который заключается в неосознанном наделении другого человека собственными чертами и свойствами. Механизм проекции позволяет личности оправдать многие свои поступки, исходящие из неприемлемых для ее сознания и моральных принципов черт, желаний, установок и других мотивов. Компенсация - это механизм психологической защиты, проявляющийся в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Изоляция - это механизм психологической защиты, суть которого заключается в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя, отделяет невыносимые идеи или события от связанных с ними чувств, тем самым, изменяя эмоциональную нагрузку
Вопрос 20 Межгрупповой конфликт – это тип конфликтов, в которых в качестве субъектов взаимодействия выступают группы. Межгрупповой конфликт может возникать: · Между малыми группами · Между средними группами · Между большими группами Малая социальная группа – совокупность людей, находящихся в постоянном непосредственном взаимодействии и объединенная общими целями, задачами, совместной деятельностью. Средние группы: коллектив всего предприятия, коллектив воинской части… Основная роль – обусловлена официальным общественным статусом. Относительно самостоятельная организация имеет свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности. Имеют постоянный характер и сложившуюся структуру. Большие социальные группы – социальные классы, касты, этнические общества, крупные религиозные объединения. Формируются на основе общих существующих признаков (политические, религиозные). Источники межгрупповых конфликтов. Фрейд: истоки в том, что люди делят других на своих и чужих. Социально-психологические феномены групп. 1. социальная фасилитация – эффект усиления доминирующих реакций в присутствии других. Даже присутствие кого-либо может повышать энергичность наших действий, в том числе конфликтов 2. социальная леность – тенденция людей уменьшать свои усилия, если они объединены с другими для достижения общей цели 3. деиндивидуализация – утрата индивидом в групповых ситуациях чувства индивидуальности и сдерживающих норм самоконтроля 4. групповая поляризация – вызвана влиянием группы усилить первоначальное мнение индивида, который склонен под влиянием эффекта фасилитации принимать рискованные решения 5. огрупление мышления – тенденция к единообразию мнений в группе 6. групповой фалиритизм – предпочтение своей группы и ее членов только по факту принадлежности к ней 7. конформизм – тенденция изменять свои убеждения, свои поведения в результате реального или воображаемого воздействия группы Существует несколько подходов к рассмотрению межгруппового конфликта 1. теоретико-психологические -мотивационные подходы ( Фрейд, Доич) Межгрупповой конфликт – следствие внутренних проблем группы Внешний конфликт – следствие разрешения внутренних проблем групп - ситуационный подход (Шериф) Особенности ситуации являются фактором межгрупповых конфликтов -когнитивные подходы Подчеркивает роль когнитивных установок групп в отношении друг друга 2. экстримально-психологические подходы эксперименты Шерифа 1 этап: детей с дружескими связями разделили на 2 группы и организовали соперничество. Начались конфликты, негативные эмоции. 2 этап: дети все вместе чинили водопровод (общее дело). Сдружились. Через 10 лет повторили. Не удалось. Эксперименты Лемона. Неравные условия для одной из групп: к первой группе меньше требований, больше внимания; ко второй группе меньше вниание и более сложные задания. Вторая группа выражала недовольство и пассивность. Эксперименты Зимбардо (70 годы) Провел тест. Отобрал 24 юноши-студента. По жребию разделил их на 2 группы: заключенные и тюремщики. Заключенным нельзя выходить из тюрьмы, а тюремщики должны за ними следить. В первый вечер все дружно общались. Во второй вечер заключенные подняли бунт. Тюремщики стали их унижать. Эксперимент Тэшвея (60 годы) Учеников одной школы разделили на 2 группы. Известны были лишь номера. Но, не зная где свой, где чужой, большую награду отдавали своей группе, меньшую – чужой. Эксперимент Агеева Студентов разделили на группы и сравнивали знания. Более подготовленным – автомат, менее подготовленные будут сдавать в индивидуальном порядке. В ходе эксперимента вольировали ситуацией: говорили, что одна из групп теряет очки, нагоняют…. Если в группе был неуспех, то все участники скидывали его на внешние причины. Если был успех, то на внутренние причины.
Выводы Ситуация ограниченного ресурса порождает конфликт В группе аутсайдере ухудшается личное отношение между участниками Конфликтная ситуация снижается при совместимой деятельности |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |