Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические принципы психологического консультирования.




Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным:

1.    Доброжелательное и безоценочное отношение к кли­енту.

2.    Ориентация на нормы и ценности клиента.

3.    Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не спо­собствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной ин­формации, которую иногда просто необходимо дать клиенту.

4 Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государствен­ные организации, частным лицам, в том числе род­ственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.

Разграничение личных и профессиональных отно­шений. Установление тесных личных отношений меж­ду консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную по­зицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

 

Требования к личности психолога-консультанта.

Исследований в этой области достаточно много, однако модель идеального консультанта до сих пор не построена, разные авторы указывают разные личностные особенности. Вот примерный список этих свойств:

- открытость консультанта (его манипуляции, по крайней мере, не заметны для клиента),

- теплота (сочувствие, проявление живых эмоций),

- внимательность (он ничего не игнорирует, обращает внимание на важные моменты),

- хорошая интуиция в общении (клиент может - и в известном смысле даже должен - скрывать некоторые важнейшие обстоятельства, и часто про эти обстоятельства можно лишь догадаться по мельчайшим особенностям поведения, чуть изменившейся интонации или длинной паузе - например),

- живой интерес к людям (новый клиент для консультанта - как новая страна, в которой он еще не был; легче всего потерять интерес к людям, если увериться в собственном всезнании),

- искренность (любит Истину, стремится к ней, не врет),

- гибкость (легко адаптируется к клиенту, особенностям консультирования, резким сменам в настроении клиента),

- терпимость (недостатки клиента не осуждаются, хотя и не поощряются тоже, не осуждается и нестандартное поведение),

- логичность, объективность, разумность (владение своей речью, умение выстраивать цепочки рассуждений, рассудительность, способность на любую ситуацию посмотреть как бы сверху),

- эмоциональная стабильность (некоторые запутанные жизненные истории клиентов могут "выбить из колеи" неподготовленного слушателя),

- способность вызывать доверие (клиент приходит со своими секретами, он не станет ими делиться с человеком, который "излучает угрозу"),

- способность на уважение (малейшее пренебрежение может навсегда оттолкнуть клиента),

- отсутствие комплекса неполноценности (если консультант - даже не проговаривая вслух - начнет сравнивать себя и клиента, выясняя кто из них "круче", если он будет демонстрировать свое богатство перед бедным клиентом или наоборот завидовать его состоятельности, то такая консультация может вылиться совсем не в то русло).

 

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. 2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. 3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. 4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится. 6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. 8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло. 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом. 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Эмпатия (вчувстовование в мир другого), эмоциональная теплота (интерес к другому человеку,), позитивное отношение, чувство юмора, искренность, конкретность (уметь слышать), самосознание (переживание Я), рефлексия (процесс осмысления чего-либо).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...